|
Власть оценок или природа чувства собственной важности. Часть 1.Автор статьи: Ушакова Татьяна Валерьевна
- Ты слишком серьезно себя принимаешь, - сказал он медленно. - Ты слишком чертовски важен в своих собственных глазах. Это должно быть изменено! Ты так чертовски важен, что ты чувствуешь себя вправе раздражаться всем. Ты так чертовски важен, что ты можешь себе позволить уйти, если вещи не складываются так, как тебе бы хотелось. Я полагаю, ты думаешь, все это показывает, что ты имеешь характер. Это чепуха! Ты слаб и мнителен! Из книги Карлоса Кастанеды "Путешествие в Икстлан"
О чувстве собственной важности пишут много и постоянно. О том, что нами манипулируют на этом чувстве, о том, что необходимо вести с ним непримиримую борьбу, о том, как важно от него избавляться, что оно мешает развитию и т.д. и т.п. Что это такое «чувство собственной важности» и «чувство собственной значимости»? Из энциклопедии практической психологии: Чувство собственной важности (ЧСВ) - верование о себе (и, как следствие, ощущение себя) чем-то очень важным, важнее других людей и событий, о чем нужно говорить и заботиться в первую очередь. (Психологос) Чувство собственной значимости (ЧСЗ) - ощущение значимости своей персоны в окружающем мире, вызывающее соответствующий стереотип поведения. Своеобразная самооценка своих возможностей и своей пользы. Значимость здесь понимается, как свое местоположение в группе или социуме, и соотнесение себя с другими. (Психологос) Сегодня мы исследуем природу этого чувства или этого явления, чтобы иметь представление, как оно появляется. Ведь если мы работаем только с последствиями, то это все равно, что лечить последствия болезни, делать припарки в одном месте, а болезнь начинает «вылезать» в другом. Поэтому любое лечение или работа начинается с выявления причины. Когда мы появляемся на свет, то единственной оценочной системой, которой мы пользуемся, является система «приятно – неприятно». Если ребенку что-то приятно, и он получает удовольствие, то он радостен, весел и спокоен. Если ему что-то неприятно, то он сообщает об этом своим криком. И тогда его близкие – родители, бабушки и дедушки, начинают совершать какие-то действия, чтобы ребенок успокоился, и ему снова было «приятно». Причем это «приятно» обеспечивается извне, в виде заботы, внимания и отношения. «Приятно – неприятно» - это чувственная оценка, сущностная система, в ней нет ничего сознательного. Сущность – природа, естество. Философский термин, обозначающий существенные (наиболее постоянные и определяющие) свойства объекта. Сущность (лат. Essentia) — то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия. (Википедия). В процессе воспитания и социализации, ребенок отходит от сущностного бытия, появляется бытие личностное и другие пары оценок: «Хочу – не хочу». Эта пара оценок формирует индивидуальность. Индивидуальность (от лат. indiduum – неделимое, особь) — понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку. Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного, в социальной психологии - коллективного (группового). (Современная энциклопедия). Хочу яблоко, а не грушу, хочу куклу, а не машинку и т.п. «Хорошо – плохо». Это критерий сознания, который формирует личность. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия. (Векипедия). Обманывать плохо, быть уверенным в себе – хорошо и т.п. «Правильно – не правильно». Эта пара оценок определяет критерий самосознания. Самосознание, осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. (Большая советская энциклопедия). Опаздывать на встречу не правильно, а если опаздываешь, то правильно позвонить и предупредить. «Надо – не надо», «можно – нельзя». Это критерий построения своей территории в мире и образа себя (представления о себе, которое основывается как на объективном знании, так и на субъективном мнении). Мне необходимо быть в курсе последних новостей в мире моды. Мне нельзя повышать голос, потому что я воспитанный человек и т.п. Эти новые оценки вытесняют основную сущностную оценку «приятно – неприятно», построенную на чувственной системе. Как это происходит? Ребенок подрастает, осваивает свое тело, пространство, проявляет самостоятельность. Окружению уже становится не интересно, приятно ребенку или неприятно, и на первый план в воспитании выходят оценки «хорошо – плохо», «можно – нельзя», «правильно – не правильно», которые формируют ядро личности. Здесь еще хочется обратить ваше внимание на то, что к моменту взросления, оценки, усвоенные в детстве, могут не отвечать требованиям реальности взрослой жизни, и человек, образно говоря, «зависает» на одних и тех же проблемах. Выходом из проблем может стать пересмотр этих установок. Что мы имеем в итоге? Человек уходит от сущностного бытия и переходит в бытие личностное. От сущностного эмоционального восприятия «приятно – неприятно», переходит к личностному восприятию «хорошо – плохо», «правильно – не правильно», «можно – нельзя». Совершая этот переход, мы, как говорится, «теряем себя» и у нас появляется фоновая неудовлетворенность из-за тоски по базовому переживанию «приятного». В базовом переживании «приятного – неприятного» задействованы только органы непосредственного восприятия: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус, телесность (ощущения). Для примера. Сущностное восприятие – еда, приятная на вкус, личностное восприятие – еда полезная, еда вредная. В итоге человек переходит на такие социальные отношения, когда сущностное восприятие подменяется личностным, например:
Сущностное удовольствие мы можем получать естественным путем, нам не нужно для этого общество и социум. Естественное удовольствие от красоты природы, звуков прибоя, пения птиц, ощущения ласкающего солнышка и т.п. Для получения личностного удовольствия, нам обязательно нужны другие. На этом и построен бизнес, мы платим за то, что нам доставляет личностное удовольствие. Например, мы хотим получить какое-то эмоциональное состояние. Нам говорят: «Заплатите и мы вам это устроим». Вам нужно романтическое путешествие – пожалуйста. Вы хотите получить адреналин – пожалуйста. Вы хотите почувствовать страсти – вот вам сериал, где эти страсти бушуют. Только платите. Вы хотите быть победителем, хозяином жизни, уверенным в себе, приходите, мы вас научим за определенную сумму. И чем больше мы вовлечены в социальную жизнь, тем меньше возможности естественным путем получить удовольствие, получить свое «приятно», потому что главными становятся личностные наведенные системы оценок: модно, значимо, важно, престижно и т.д. В итоге социализации человек в меньшей мере получает удовольствие от пищи, от красоты природы, от музыки, от эмоционального общения, от телесных ощущений, и в большей степени от того, чувствует ли он себя значимым или нет. И счастье начинает зависеть не от эмоционального состояния удовольствия, а от обладания каким-то объектом или какими-то значимыми отношениями:
Резюмирую. Под властью личности, оценки «приятно – неприятно» подменяются оценками «хорошо – плохо», «можно – нельзя», «правильно – не правильно». И удовольствием уже начинает управлять наша личность. А для личности, удовольствие, прежде всего, связано с самоутверждением по поводу и без:
Продолжение следует… С уважением, Татьяна Ушакова. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|