Власть оценок или природа чувства собственной важности. Часть 1.

 

     - Ты слишком серьезно себя принимаешь, - сказал  он  медленно.  -  Ты слишком чертовски важен  в  своих  собственных  глазах.  Это  должно  быть изменено!  Ты  так  чертовски  важен,  что  ты  чувствуешь   себя   вправе раздражаться всем. Ты так чертовски важен, что ты  можешь  себе  позволить уйти, если вещи не складываются так, как тебе бы хотелось. Я  полагаю,  ты думаешь, все это показывает, что ты имеешь характер. Это чепуха! Ты слаб и мнителен!

Из  книги  Карлоса  Кастанеды  "Путешествие  в  Икстлан"

 

  О чувстве собственной важности пишут много и постоянно. О том, что нами манипулируют на этом чувстве, о том, что необходимо вести с ним непримиримую борьбу, о том, как важно от него избавляться, что оно мешает развитию и т.д. и т.п.

  Что это такое «чувство собственной важности» и «чувство собственной значимости»?

  Из энциклопедии практической психологии:

  Чувство собственной важности (ЧСВ) - верование о себе (и, как следствие, ощущение себя) чем-то очень важным, важнее других людей и событий, о чем нужно говорить и заботиться в первую очередь. (Психологос)

  Чувство собственной значимости (ЧСЗ) - ощущение значимости своей персоны в окружающем мире, вызывающее соответствующий стереотип поведения. Своеобразная самооценка своих возможностей и своей пользы. Значимость здесь понимается, как свое местоположение в группе или социуме, и соотнесение себя с другими. (Психологос)

  Сегодня мы исследуем природу этого чувства или этого явления, чтобы иметь представление, как оно появляется. Ведь если мы работаем только с последствиями, то это все равно, что лечить последствия болезни, делать припарки в одном месте, а болезнь начинает «вылезать» в другом. Поэтому любое лечение или работа начинается с выявления причины.

  Когда мы появляемся на свет, то единственной оценочной системой, которой мы пользуемся, является система «приятно – неприятно». Если ребенку что-то приятно, и он получает удовольствие, то он радостен, весел и спокоен. Если ему что-то неприятно, то он сообщает об этом своим криком. И тогда его близкие – родители, бабушки и дедушки, начинают совершать какие-то действия, чтобы ребенок успокоился, и ему снова было «приятно». Причем это «приятно» обеспечивается извне, в виде заботы, внимания и отношения.

  «Приятно – неприятно» - это чувственная оценка, сущностная система, в ней нет ничего сознательного.

  Сущность – природа, естество. Философский термин, обозначающий существенные (наиболее постоянные и определяющие) свойства объекта.

  Сущность (лат. Essentia) — то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия.

(Википедия).

  В процессе воспитания и социализации, ребенок отходит от сущностного бытия, появляется бытие личностное и другие пары оценок:

  «Хочу – не хочу». Эта пара оценок формирует индивидуальность.

  Индивидуальность (от лат. indiduum – неделимое, особь) — понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

  Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного, в социальной психологии - коллективного (группового).

(Современная энциклопедия).

  Хочу яблоко, а не грушу, хочу куклу, а не машинку и т.п.

  «Хорошо – плохо». Это критерий сознания, который формирует личность.

  Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

(Векипедия).

  Обманывать плохо, быть уверенным в себе – хорошо и т.п.

  «Правильно – не правильно». Эта пара оценок определяет критерий самосознания.

  Самосознание, осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа.

(Большая советская энциклопедия).

  Опаздывать на встречу не правильно, а если опаздываешь, то правильно позвонить и предупредить.

  «Надо – не надо», «можно – нельзя». Это критерий построения своей территории в мире и образа себя (представления о себе, которое основывается как на объективном знании, так и на субъективном мнении).

  Мне необходимо быть в курсе последних новостей в мире моды. Мне нельзя повышать голос, потому что я воспитанный человек и т.п.

  Эти новые оценки вытесняют основную сущностную оценку «приятно – неприятно», построенную на чувственной системе. Как это происходит?

  Ребенок подрастает, осваивает свое тело, пространство, проявляет самостоятельность. Окружению уже становится не интересно, приятно ребенку или неприятно, и на первый план в воспитании выходят оценки «хорошо – плохо», «можно – нельзя», «правильно – не правильно», которые формируют ядро личности.

  Здесь еще хочется обратить ваше внимание на то, что к моменту взросления, оценки, усвоенные в детстве, могут не отвечать требованиям реальности взрослой жизни, и человек, образно говоря, «зависает» на одних и тех же проблемах. Выходом из проблем может стать пересмотр этих установок.

  Что мы имеем в итоге? Человек уходит от сущностного бытия и переходит в бытие личностное. От сущностного эмоционального восприятия «приятно – неприятно», переходит к личностному восприятию «хорошо – плохо», «правильно – не правильно», «можно – нельзя».  Совершая этот переход, мы, как говорится, «теряем себя» и у нас появляется фоновая неудовлетворенность из-за тоски по базовому переживанию «приятного».

  В базовом переживании «приятного – неприятного» задействованы только органы непосредственного восприятия: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус, телесность (ощущения).

  Для примера. Сущностное восприятие – еда, приятная на вкус, личностное восприятие – еда полезная, еда вредная.

  В итоге человек переходит на такие социальные отношения, когда сущностное восприятие подменяется личностным, например:

  • я получаю удовольствие не потому, что вкусно, а потому что полезно,
  • мне нравится не потому, что приятно глазу, а потому что модно,
  • мне нравится эта книга, потому что в ней написано все правильно, а правильно – соответствует моему личностному пониманию и т.п.

  Сущностное удовольствие мы можем получать естественным путем, нам не нужно для этого общество и социум. Естественное удовольствие от красоты природы, звуков прибоя, пения птиц, ощущения ласкающего солнышка и т.п.

  Для получения личностного удовольствия, нам обязательно нужны другие. На этом и построен бизнес, мы платим за то, что нам доставляет личностное удовольствие.

  Например, мы хотим получить какое-то эмоциональное состояние. Нам говорят: «Заплатите и мы вам это устроим». Вам нужно романтическое путешествие – пожалуйста. Вы хотите получить адреналин – пожалуйста. Вы хотите почувствовать страсти – вот вам сериал, где эти страсти бушуют. Только платите.

  Вы хотите быть победителем, хозяином жизни, уверенным в себе, приходите, мы вас научим за определенную сумму.

  И чем больше мы вовлечены в социальную жизнь, тем меньше возможности естественным путем получить удовольствие, получить свое «приятно», потому что главными становятся личностные наведенные системы оценок: модно, значимо, важно, престижно и т.д.

  В итоге социализации человек в меньшей мере получает удовольствие от пищи, от красоты природы, от музыки, от эмоционального общения, от телесных ощущений, и в большей степени от того, чувствует ли он себя значимым или нет.

  И счастье начинает зависеть не от эмоционального состояния удовольствия, а от обладания каким-то объектом или какими-то значимыми отношениями:

  • У меня будет хорошая денежная работа, и я буду счастлив.
  • Я получу эту должность, и я буду счастлива.
  • Я куплю себе машину модную машину, и я буду счастлив.
  • У меня будет семья (любимый мужчина) и я буду счастлива. И т.п.

  Резюмирую. Под властью личности, оценки «приятно – неприятно» подменяются оценками «хорошо – плохо», «можно – нельзя», «правильно – не правильно». И удовольствием  уже начинает управлять наша личность. А для личности, удовольствие, прежде всего, связано с самоутверждением по поводу и без:

  • это правильно, значит, мне приятно,
  • это можно, значит это хорошо для меня и мне приятно,
  • это плохо, значит, существует запрет на «приятно»,
  • я счастлив, потому что я прав и т.д.

Продолжение следует…

С уважением,

Татьяна Ушакова.



Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Власть оценок или природа чувства собственной значимости и важности. Часть 2.
  • Вагинизм. Сексуальные женские проблемы. Получать удовольствие в сексе. Это не больно, а приятно
  • Так нравится или не нравится? Или мне приятно, когда не приятно...
  • Ведь временное одиночество- это чертовски приятно!
  • Потому что нельзя быть красивой такой. Психологические ограничения в проявлении собственной красоты
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Психотерапия- это, чертовски, не приятно. Или не ходите, дети, в Африку гулять..
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Почему быть открытым новому приятно и полезно
  • Обязательно, загадывай желания ! Это приятно и очень полезно!
  • Быть женщиной оказывается приятно!
  • Чтобы работать в офисе было приятно
  • Мне приятно, когда...
  • Болезненное чувство собственной важности (значимости) - причины состояния и пути выхода из него
  • Как Женщине правильно сформулировать свое желание Мужчине, чтобы он все понял правильно!
  • Это же так приятно, когда муж виноват!
  • Спорт. Приятно и/или полезно?
  • Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?.. (о чувстве собственной значимости)
  • Как же это приятно и полезно есть мало!
  • Тело? Приятно познакомиться!
  • Если вы не можете понять, как правильно вести себя с мужчиной.
  • Великодушие. Или добрые поступки совершать приятно. Или «эффект Бенджамина Франклина».
  • Как правильно себя вести в своей неидеальности?
  • Вопрос читателя: как правильно вести себя, когда ребенок ревет и психует?
  • Как правильно маме вести себя с дочерью, если она больна анорексией?
  • Нестерпимо приятно
  • Кричать на детей - хорошо или плохо? Можно или нельзя?
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Психолог, (не)приятно познакомиться!
  • Эмоции, приятно познакомиться!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь