1. Случаи из практики: помощь детям

1 Случаи из практики помощь детям

Заикаться было выгодно

Молодая семейная пара обратилась по поводу заикания их четырёхлетнего сына.
 Мальчуган по нескольку раз повторял начальную букву какого-нибудь слова и соединительный союз, всё говорил через «и». Между родителями угадывался разлад в отношениях, чувствовалась напряжённость. Но к счастью для малыша они пришли вместе.

 Когда с разрешения родителей мы остались с ним одни, недуг удивительным образом прошёл: он возил по стулу свою машинку и рассказывал про неё как обычные дети этого возраста.
Этот ребёнок своим «заиканием» пытался решить нависшую угрозу развода между родителями, пытался объединить их вокруг себя. И у него это здорово получалось.

 Результат: родители перестали выяснять свои отношения при сыне, стали внимательней к нему относиться. Они развелись спокойно спустя год, мальчишка больше не заикался. 

  

 Маленькая Баба Яга

 Мама пятилетней девочки жаловалась:
 – Скоро в школу, а дочь у нас несобранная, неусидчивая, как маленькая Баба Яга – ей больше пакости делать нравиться. Я её понять не могу. То запнётся, то угол зацепит, то чашку перевернёт, то чай прольёт.
Глаза девочки смотрят задиристо, мечутся с места на место. Походка как-то бочком и с неравномерной скоростью. Платье не сидит, хвосты в разные стороны. Забавная девчушка.
 Я сначала даже предположить не могла, как легко решится их проблема.
Мама и девочка рисовали семью, объясняли свои рисунки… Я обратила внимание, что при упоминании папы лицо девочки будто светлеет.

Когда на сеанс девочку привёл папа, я увидела совершенно другого ребёнка и другое взаимодействие. Это была шутливая возня счастливых людей, девочки и её папы – я предложила им поиграть.
Мама же, стараясь быть хорошей, но требовательной, делала много замечаний, часто противоречивых («всё не так») и не хвалила.

В третий раз собралась вся семья. В установившейся атмосфере доверия, безоговорочного принятия и словесного одобрения их лица раскраснелись, движения стали мягкими, не только глаза, а вся комната наполнились безмятежным счастьем и умиротворённостью.

Результат: семья стала дружней, мама стала просто любить свою дочку, девочка благополучно пошла в первый класс.   

 

 Страх при засыпании

Восьмилетняя Даша плохо засыпала, её беспокоил страх: к спинке кровати прилегал шкаф, на котором располагались «глаза», наблюдающие за девочкой, пугающие её. Уверения родителей, что «такого не может быть», дневные осмотры шкафа не помогали. Мама привела её к психологу.
 – А как ты поняла, что их надо бояться? Может они наоборот оберегают тебя? А может они для того, чтобы тебе приснился интересный сон? Может они хотят чему-то тебя научить, чего ты ещё не умеешь…
Девочка в удивлении подняла брови. Такое ей не приходило в голову.
 – Вот сейчас же день – тебе не страшно. Ты, наверное, любишь приключения. Тогда перенесись в какое-нибудь безопасное место в своей комнате, и там из своего укромного уголка посмотри, как ты спишь, а на тебя смотрят глаза... Видишь?
 – Да, - удивлённо.
 – Ну, давай: какие они? Серые или карие? Какие ресницы? – до этого я касалась её плеча, теперь, желая сделать происходящее игрой, стала теребить за рукав.
 – Они большие... и ресницы большие и загнутые. – Девочка улыбнулась, стала расслабляться.
 – Ну, вот… Ты можешь сделать, чтобы глаза закрылись?.. Чтобы посмотрели по сторонам?
 Даша сидела и улыбалась. Было понятно, что она управляет своим «страхом», что сейчас это забавляет её. Я потихоньку выпустила её руку, одобрила прикосновением и «вышла» из её пространства: пусть переживёт сама.

Результат: в спокойной, защищённой обстановке Даша переформировала свой страх. Это оказались добрые глаза волшебницы, следящей, «чтоб ничего плохого не случилось».

 

 Энурез

Дениске было уже девять,  но он всё ещё просыпался  «мокрый». Летом родители могли отправить его  на отдых в лагерь, но спать там в памперсе было стыдно, хватало насмешек старшей сестры дома.

Мама занимала сочувствующую позицию, иногда выказывала досаду: «Да сколько можно!». Папа недовольно морщился  и «уходил».

Сначала мы провели три сеанса массажа на область поясницы, крестца и копчика для  активации зоны иннервации мочеполовой системы, а затем просто договорились:

- Дениска, что ты больше любишь: мороженое или шоколад?

- Шоколад.

- Давай договоримся. Если завтра утром проснёшься мокрый, я поменяю твой мокрый памперс на пять плиток шоколада. Пять! – показала я свою пятерню. - Согласен?

Мальчишка вытянул шею и выпучил глаза:

- За мокрый памперс?!

- Да, пять плиток шоколада за мокрый памперс. Приходи, обещаю, - заверила я.

Результат: так семья Дениски избавилась от покупки памперсов.

 

 Частые простуды

12-летний мальчик часто болел простудными заболеваниями.
Мама:
 – Он у нас на хоккей ходит с семи лет, но больше болеет, чем играет.
 Мы договорились о проведении трёхдневного тренинга, использовалась телесно-ориентированная терапия.
 На третий день работы я встретила их вопросом:
 – Ну, что у вас изменилось?
 Мама недовольным тоном ответила:
 – Изменилось... Сын занял другое место за обеденным столом и стал разговаривать таким тоном!
 Мальчишка стоял в замешательстве: ему явно понравилось чувствовать себя уверенней. Но сможет ли неокрепший, несамостоятельный сын противостоять маме?

Догадавшись о причинах болезненности сына, мама задумалась: она устала от невнимания «вечно уставшего, зарабатывающего целыми днями деньги» мужа, от сидения дома с младшей дочерью, «без выходов в свет», а теперь ещё лишалась власти над сыном.
От предложения продолжить работу всей семьёй отказалась, мотивируя несогласием и занятостью мужа.

Результат неизвестен и сомнителен. Возможно, поняв причину, маме удалось перестроить своё отношение к сыну – дать ему больше свободы и самостоятельности, возможно, сам мальчик впоследствии будет отстаивать свои интересы, проявлять настойчивость, решительность.

 

 

 Кругом конфликт!

12-летний Саша и его мама пришли на консультацию по направлению подросткового врача-нарколога. Мальчик наблюдался в группе риска из-за плохого поведения и прогулов в школе.

Мама обвиняла сына абсолютно во всём: что вещи не складывает, а специально разбрасывает, что на кухне постоянно крошки, что симулировал в школе приступ эпилепсии, а выписанные врачом дорогие таблетки не пил, а прятал под подушкой, что ведёт себя так, чтобы довести её до белого коленья.

Саша не дерзил, просто сидел с понурой головой и не знал, что теперь делать: ему нужно было за месяц исправиться, чтобы «не загреметь в спецшколу». Спецшколы он боялся.

Маме было предложено сначала восстановить своё психо-эмоциональное состояние, а затем – попытаться восстановить отношения с сыном. Она согласилась, но уже на второй сеанс пришла с доказательствами «невыносимого поведения» сына – фотографиями на сотовом телефоне с  вывалившимися вещами из шкафа, с крошками хлеба на полу… Она считала, что сын это делает специально, чтобы расстроить её отношения с мужчиной, у которого они жили. Обвинения выкрикивались нескончаемым потоком.

Я отказалась помогать ей, но продолжала работать с её сыном сначала 2 раза в неделю, затем – 1 раз в неделю в течение двух месяцев.

Выяснилось, что долгое время мама мальчика и её подруга с дочкой снимали квартиру. Женщины часто оставляли детей одних, а сами пытались наладить свою личную жизнь.

Два года назад мама и Саша стали жить в комнате малосемейного общежития у дяди Славы. Дядя Слава оборудовал место для учёбы – «поставил стол, повесил полку для книг», а мама «только ругала». Мальчик чувствовал себя нелюбимым, ненужным дома, не знал, как исправить «косяки» в школе. Поэтому установить дружеские отношения с ним было не сложно – хоть кто-то не кричит, а пытается помочь.

Чтобы избавиться от отрицательных эмоций, Саша «дубасил» стенку в боксёрских перчатках, и мат пинал, и ругался, как только хотел, оставшись один в комнате. Не знаю уж кого он себе представлял в это время, но попотел от души. А потом учился открыто смотреть взрослому в глаза, признавать свои ошибки, просить воображаемых учителей о помощи, чтобы исправить отметки… Постепенно тяжёлых вздохов стало меньше, мы стали смеяться…

Результат:  отношения в школе уладились, успеваемость со слов Саши первое время маму сильно удивляло. Она не верила, что сын способен получать четвёрки и даже пятёрки. Я и сама с удивлением тормошила мальчишку: «Санька, что ты таким прилизанным стал? Ты же так в отличника превратишься!» Отношения дома перестали быть конфликтными - мальчику приобрели компьютер, стали отпускать к бабушке отца, чего ранее не позволяли.

 

  Неуверенность

– Когда меня вызывают к доске, я становлюсь мокрая, как мышь, в голове крутятся слова, которыми мальчишки обзывали. На меня все смотрят, а я стою у доски, как дура, и ничего не помню! – жаловалась 13-летняя девочка.
 – А как бы ты хотела чувствовать себя в этой ситуации?
Девочка задумалась:
– Я хочу спокойно стоять у доски. Спокойным и уверенным голосом рассказывать, что учила дома.
Было предложено: телесно вспомнить состояние у доски и даже утрировать его. Затем постепенно, через танец, прийти к желаемому состоянию. Во втором дубле мы присоединили к танцу звуковой ряд. В третий раз добавили и «визуальную дорожку».

Каждый раз я наблюдала, как девочка из согнутой, скукоженной  позы сначала неловкими, какими-то ломкими движениями  снимала то ли паутину, то ли пелену и постепенно превращалась в «Царевну Лебедь» - её плечи распрямлялись, шея, руки вытягивались, движения становились пластичными, широкими. А когда девочка ещё и заулыбалась, я в одобрении захлопала в ладоши, обняла её и высказала искренние слова восхищения от увиденного.

Результат через три дня:
 – Ну, как?
 – А всё!
 – Что, даже не потеешь?
Она только улыбнулась. Если изменились даже вегетативные реакции, которые сознательному контролю не поддаются, то результат действительно получен.

 

 

 Страх темноты

За помощью обратилась бабушка 14-летнего внука:

- Когда один, так всегда свет везде включает, даже входную дверь настежь открывает. Сижу рядом с ним, чтоб уснул. Бывает, сама рядом на диван прилягу, засну, а проснусь – он рядом спит.

Мальчик до десяти лет жил с родителями в другом городе, а потом по каким-то не очень понятным, не объективным причинам стал жить с бабушкой. Сам свой страх Дима объяснял так:

- Мне кажется, что в темноте кто-то есть. Когда горит свет, они уходят – это не их мир…

- А сны тебе снятся? Как ты спишь?

- Просыпаюсь два-три раза за ночь, редко когда всю ночь просплю. Сны видит с тревожной тематикой, погоней. Просыпается, чтобы «вынырнуть», скрыться от погони. Вечером старается тянуть время –                                                боится засыпать.

Я задала ему несколько вопросов про учёбу в школе, друзей, увлечения, чтобы установить спокойную, доверительную атмосферу, выяснила его формирующуюся систему верований и навела лёгкий транс.

- А теперь выбери какое-нибудь укромное местечко  в вашем доме, чтобы ты мог посмотреть: что происходит там… в темноте, когда Дима спит в своей кровати?..  Когда ты что-то увидишь… или поймёшь,.. расскажи мне об этом.

В позе, лице Димы сохранялись признаки транса, и я помогала голосом, повторами удерживать атмосферу безопасности.

Вскоре Дима увидел маленькую девочку, которая в слезах бродила по дому и вызывала у него не страх, а чувство жалости. Он нашёл способ её  пожалеть, успокоить и  девочка простилась с ним, исчезла из дома. После, на потолке, в углу, он увидел окровавленного мужчину, который  тоже просил о помощи. Он дал ему бинты, лекарства и побыл с ним столько, пока тот не успокоился и не исчез. Более в доме никого не было. Тут Дима глубоко вздохнул и шумно выдохнул.

Я предложила пойти проверить: как спит тот Дима, который в кровати. Он нашёл его спокойно спящим.

- Побудь с ним, чтобы убедиться,.. что можно спать спокойно,.. что в доме,.. когда темно,.. никого нет… Если ты хочешь, чтобы с ним рядом побыл кто-то ещё, кроме тебя,.. представь это,.. чтобы ему было спокойно…

После Дима был удивлён:

- Оказывается там в помощи нуждались, а я боялся!

Мы договорились, что он расставит по дому какие-то «вещи силы» - это были его детские рисунки -  и понаблюдает за своими изменениями.

На следующем сеансе мы выяснили тревожные воспоминания из жизни в родительской семье. В ресурсном состоянии Дима нашёл более взрослое объяснение ссорам между родителями, хотя так и не понял: почему стал лишним и был выслан на жительство к бабушке. Но это уже другая тема.

Результат: спит спокойно до утра, в своей кровати. Дима переформировал свой страх, повзрослел – стал выглядеть уверенней, голос окрасился убедительными нотками, в высказываниях появилась однозначность, завершённость.

Результат со слов бабушки:  «Домой прихожу – дверь входная закрыта, даже если уже темно. Сидит в потёмках у себя в комнате (с настольной лампой), чем-то занимается, а раньше свет во всех комнатах включал».

 

 Болит голова

На консультацию привели девочку старших классов с жалобами на частые головные боли, которые мешали выполнять ей домашние задания.

- А что бы ты хотела ещё успевать, кроме учёбы в школе и приготовления домашних заданий? – спросила я Оксану.

- Я люблю шить.

- Шить? Как здорово! Ты что-то уже сшила?

Оказалось, что Оксана сама не только шьёт, но и кроит, и придумывает интересные вещи. Платье необычного покроя, сумка были выполнены руками девочки. Я действительно была удивлена.

- А телевизор посмотреть, с девчонками поболтать тебе интересно?

- Интересно, но я, правда, ничего не успеваю… Нам задают в школе очень много. Всё время уходит на приготовление заданий!

- У тебя сейчас голова болит?

- Нет, сейчас не болит.

- Расскажи мне, что ты делала, когда у тебя заболела последний раз голова?

- Я шла со школы…

- О чём ты тогда думала?..

Когда мы сопоставили несколько рассказов про возникновение головной боли,  стало ясно, что уже по дороге со школы домой Оксана тяготилась мыслью о предстоящем выполнении домашнего задания, о том, что этого делать очень не хочется, что она не успевает делать что-то ещё интересное для себя. У неё возникала головная боль, которая позволяла ей лечь и отдохнуть, поспать, «чтобы головная боль прошла». А когда Оксана просыпалась, её вновь тяготила мысль о необходимости выполнения домашних заданий, но деваться было некуда, ведь она прилежная ученица и «должна учиться хорошо».

Оказалось, что Оксана неверно мотивирует себя – видит не конец, а начало дела, поэтому ей трудно за него браться, она оттягивает время. Но в семье есть строгий папа, который «может наказать» и родительская установка «нужно хорошо учиться»! Нервная система девочки не выдержала и дала сбой в виде головной боли.

Трудно начать, например, ремонт, если думать что придётся сдирать старую известь, как много станет мусора и совсем неуютно… Другое дело, если  представляешь уже полученный результат - как будет чисто, уютно, красиво.

Я расспросила Оксану куда она хотела бы  поступить после окончания школы, кем хочет стать? Так мы нашли очень привлекательный, желанный образ будущего. Девочка раскраснелась, в жестах появилась энергия, в глазах – живость.

- А чтобы стать успешным дизайнером и заниматься любимым делом, давай подумаем: какие шаги необходимо сделать, чтобы твоя мечта осуществилась?

Так от цели мы шагали назад,  и каждый следующий шаг видели привлекательным и необходимым, наполняли его смыслом «хочу», а не «надо».  У нас получился стройный план.

- Я согласна с тобой, что в школе задают много домашних заданий и учиться хорошо нужно. И ты не глупая,  а очень даже смышлёная девушка, которая может распределить своё время так, чтобы всё успевать, и так, чтобы твои мечты сбылись во взрослой жизни.

Я постаралась связать позитивное подкрепление с целью и с желанной линией будущего.

Мы прикинули: сколько необходимо времени выделять приготовлению домашних уроков, сколько времени уходит на ведение домашнего хозяйства в помощь родителям и сколько остаётся свободного личного времени? Его получилось немного, но всё-таки.  Со временем Оксана планировала отказаться от часа сна после школы.

- Ты целых полдня сидишь на уроках в школе и запоминаешь тот новый материал, который дают учителя.  Запоминаешь так, чтобы не тратить на него время дома, а сделать что-то заданное дополнительно… Теперь посмотри,... ты идёшь из школы… и это время, когда  можно отдохнуть от уроков, от школьной атмосферы… Ты видишь улицы, дома, чьи-то лица, может в лужах на дороге отражаются облака, может  дождик идёт или снег кружится… И это время, когда можно посмотреть по сторонам: кто во что одет? Что новенького? Может ты найдёшь новые идеи для себя сейчас… или воплотишь эти идеи в будущем… И только тогда, когда ты придёшь домой, покушаешь и отдохнёшь от школы, ты подумаешь о выполнении домашних заданий… И представишь, как будет здорово, когда ты их все выполнишь,.. сложишь  сумку довольная на завтра и… займёшься своими делами – подружки, прогулки, телевизор,.. можно просто посидеть…

Оксана сидела  с прямой спиной, распахнутыми глазами и немигающим взглядом.  Она лёгонько кивала мне головой в знак согласия, и я была уверена, что она нашла выход – головных болей больше не будет.

Результат: через две недели мама девочки сообщила:

- Оксана чувствует себя хорошо.  Стала более живой, более довольной.  Успевать больше стала, гулять иногда выходит.

 

   Заденут самолюбие

Мама привела дочь на консультацию:

- Марина решила участвовать в конкурсе для девочек 11-14 лет, а ей всего  девять. Боюсь, что конкурс выиграть не удастся, будет задето самолюбие дочери.

- А может это хорошо? Быстрей поймёт, что у других родителей есть свои принцессы.

- Да,  так и случилось на первых репетициях подготовки к  конкурсу. Марина сникла, а отступать не любит – настырная.

И вот мы остались с маленькой принцессой одни. Сначала определили цели: 

·      участие в конкурсе принять без ожидания первого, второго и даже третьего места, хотя можно неожиданно получить какой-нибудь приз, например, «Зрительских симпатий» или «Самая юная участница»;

·      получить максимум удовольствия от участия в конкурсе и от участия в репетициях по подготовке к конкурсу;

·      приобрести опыт выступления на сцене, который пригодится в будущем;

·      приобрести опыт общения с другими незнакомыми девочками и взрослыми;

·      научиться красиво и естественно двигаться, в том числе - на сцене перед зрителем.

Глаза Марины загорелись, такие цели, даже без первого места, её привлекали. Последующая работа строилась ещё интересней. Мы воображали себя зрителем то в первом, то пятом ряду,  то заглядывали в дырочку задника в поисках «чего же нам боятся?», решали где добавить яркость, что придвинуть, а что отодвинуть, то режиссировали различные построения на сцене, надевали маски,  то плясали так, «чтобы мёртвого расшевелить», слышали то похвалу, то проявляли равнодушие и были при этом сразу в нескольких местах.

- Я теперь удивляюсь, как у неё сил на всё хватает, - сказала мама девочки. - Раньше подталкивать было нужно, напоминать, а теперь я и сама удовольствие получаю, глядя на неё.

Я улыбалась в ответ, а про себя думала: « Какая у меня интересная работа! Как же я такую работу люблю!»

Результат: Марина успешно выступила в конкурсе. Повзрослев, принимала участие в показах мод на международных подиумах.

 



Просмотров: 381
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Что делать, чтобы нас слышали и учитывали? И чтобы было взаимопонимание?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Готовимся к 8 марта. Или что нужно сделать, чтобы получить в подарок то, что хочешь
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь