Авторская техника «Путешествие в один счастливый день из детства».
Автор: Ж.В. Некрасова.
«Путешествие в один счастливый день из детства
или еще раз о самом важном для ребёнка».
Данная техника была разработана и апробирована в групповой работе со взрослыми, желающими принять на воспитание в свою семью ребёнка. Участники группы: мужчины и женщины в возрасте от 25 до 60 лет. В общем количестве около 300 человек.
Цель проведения техники- проживание детского опыта через погружение и осознание ценности семьи для ребёнка, его потребности в психологической безопасности и защищенности в семье.
Инструкция и текст техники.
- Техника должна выполняться каждым участником индивидуально.
- Во время погружения мысли, возникающие у участников, не высказываются вслух.
- Обсуждение чувств и обмен опытом с другими участниками группы происходит только после завершения погружения.
«Представьте себе, Вы узнали о том, что в Вашем городе с вокзала отправляется необычный поезд с экскурсией на 1 день, и каждый пассажир сам покупает себе билет, но его конечная остановка- «Один счастливый день из детства». Вы приходите на вокзал и выбираете себе билет туда, где хотели бы оказаться уже через несколько минут. И вот вы уже мчитесь на этом поезде и прибываете в свой счастливый день. Вы, как мальчик или девочка, вернулись в своё детство и можете прожить вновь тот день, который выбрали.
Подумайте и мысленно ответьте:
- Что это за день? Может быть, обычный будний или выходной? Или это какой-то праздник? Подумайте о нём.
- Какое время года? Какая погода на улице?
- Прислушайтесь к себе и почувствуйте запахи и звуки того счастливого дня. Возможно, это запах еды, природы или еще какой-то запах, вызывающий приятные чувства.
- Почувствуйте себя, как мальчик или девочка, именно в те счастливые минуты, именно в тот день...
- Сколько вам лет? Как вы выглядите? В чем одеты?
- Осмотритесь вокруг себя. Где Вы, как ребёнок, находитесь?
- Кто рядом с Вами сейчас находится? Кем Вам приходятся те, кто рядом? Что они делают?
- Что Вы делаете?
- Почему именно этот день стал для Вас счастливым?
- Что Вы, как ребенок, чувствуете?
- Что Вы, как ребёнок, думаете?
- Что для Вас, как для мальчика или девочки, самое важное и дорогое в этом дне?
- Почувствуйте и насладитесь сполна всеми счастливыми моментами этого дня, «пройдитесь», не спеша, по нему с утра до самого вечера.
И вот, побывав в своём счастливом дне, пришло время Вам отправляться «домой» - в Вашу взрослую жизнь. Вы стоите на ступеньке своего вагона…
Подумайте о том, за что Вы скажете: «Спасибо этому дню»? Что самое ценное Вы можете взять с собой в свою взрослую жизнь? Какое значение этот один счастливый день имеет для Вас сейчас, во взрослой жизни? Что он Вам дал?»
Результаты:
В обсуждении полученного опыта на группе участники делились своими воспоминаниями и чувствами.
«Я вспомнил деревню, где мой дед катал меня на тракторе, а потом разрешил сесть за руль. Меня переполняла гордость и счастье, что он доверил мне управление трактором. Мы смеялись вместе. Я чувствовал, что дед меня любит».
«Я вспомнил, как папа взял меня первый раз на рыбалку с ночевкой. Мне было лет 6. Помню запах реки и резиновой лодки тогда. Мне всё было интересно, а отец мне всё рассказывал и показывал. Я чувствовал, что мы вместе. Потому что мне раньше не хватало его внимания, а тут он со мной и уделяет мне столько времени».
«Я помню, как мы первый раз поехали на поезде с родителями на море. Это было целое приключение для меня. Мне было лет 8. Самое главное для меня было, что мы все вместе».
«Я помню праздник 9 мая. Мы ходили на парад, и я сидела у папы на плечах, потому что было очень много людей. А потом в этот день к нам приехали в гости все родственники, потому что у нас дедушка был ветераном войны. Детей было много, мы все сидели за столом. Меня распирала гордость, что нас так много. Чувствовала себя частью очень большой семьи».
«Я вспомнила, как мама и папа поехали в Москву, и я попросила купить мне плюшевого медведя. Я была в садике и всё ждала, когда меня заберут. Меня забрала их сада соседка. А вечером приехали родители и привезли мне игрушку. Я так была рада. До сих пор помню мамино лицо, как она улыбалась, когда подарила мне медведя. Я чувствовала, что меня любят».
В абсолютном большинстве взрослые в результате погружения очень ярко и эмоционально вспоминают свой счастливый день из детства, который с точки зрения взрослого является совершенно обычным днём. Это вовсе не день фееричного шоу или грандиозного праздника где-то, это не день, когда ребёнок получил «магазин детских игрушек» в подарок, это не день, когда его «наградили» деньгами за хорошее поведение или отметку в школе, этот день не связан с «пятёркой» в школе, даже если «пятёрка» как-то и повлияла на общую картину счастливого дня. Закономерность счастливого дня ребёнка очень проста: это наличие рядом с собой или дома, куда ребёнок спешит вернуться, близких значимых взрослых. Это мама или папа, бабушка или дедушка, а иногда и просто все вместе. Это чувства ребёнка с ними, чувство любви, нужности им, безопасности рядом с ними, чувство, что им гордятся самые дорогие, что ему рады, что его всегда ждут. Это запах близкого человека, его улыбка и поддержка. Это запах дома, где тепло и пахнет едой. Это долгожданное исполнение мечты, которую осуществили именно близкие, как проявление своей любви к ребёнку. Это общее ребёнка и близкого взрослого дело или занятие, такое как рыбалка, поход за грибами, костер, поездка.
На вопросы: за что Вы скажете спасибо этому дню»? Что самое ценное Вы можете взять с собой в свою взрослую жизнь? Какое значение этот один счастливый день имеет для Вас сейчас, во взрослой жизни? Что он Вам дал?» участники группы отвечали, что самое ценное было для них- принадлежность к семье, к роду, чувство, что его любят близкие. Это чувство любви и тепла, ощущение семьи и её ценность участники «брали с собой во взрослую жизнь».
Воспоминания и чувства участников группы в результате рефлексивной обратной связи в конце выполнения техники являлись ресурсными. Взрослые делились своими эмоциональными положительными переживаниями с другими участниками, отмечали важность проведённого погружения для них самих, которое позволило им осознать ценность для ребёнка психологической безопасности и принадлежности к семье.
Подводя итоги
В настоящем времени, когда родители подвержены влиянию широко распространённого мнения о том, что «в первую очередь ребёнок ни в чем не должен нуждаться, чтобы не быть хуже остальных», когда «срочно нужно ребёнка развивать» в дополнительных кружках 6 дней в неделю, времени на детей у взрослых очень часто просто не хватает, ценность проведенного времени вместе с семьей часто уходит на второй план. Современные дети часто "приучены" к самостоятельности проведения своего свободного времени. Какой счастливый день будут вспоминать они в своей взрослой жизни- покажет время. Но в заключении хочется сказать, что воспоминание своего счастливого дня из детства, где близкие рядом, является мощным ресурсом для взрослого. А чувства, которые взрослый смог испытать и осознать, являются еще одним доказательством тому, что счастье ребёнка тесно связанно с его принадлежностью к семье.