|
Недостатки молодежи. Миф или реальность, вред или польза?Автор статьи: Зиновьев Сергей Владимирович
Кажется, не так давно меня в полевой форме принимали за солдата-новобранца. Сейчас уже стемительно растут внуки и думаешь о пенсии. Что в сухом остатке? Тема не нова. Психологи утверждают, что в окружающих нас раздражают и выводят из себя качества, которых у нас нет (феномен проекции). Поэтому лентяи косо смотрят на трудоголиков, экстраверты сторонятся шизоидов, консерваторы не понимают сторонников перемен, приверженцы здоровой пищи в шоке любителей фастфуда. Действием этой теоремы можно объяснить и непонимание, которое в старшем поколении вызывают ценности, установки и стиль жизни поколения «миллениалов». Что в их поведении не устраивает родителей, руководство, аудиторию потребителей? Как реагировать на их странные, нестандартные и часто неоднозначные требования? Особенно, если они становятся экспертами. Эти люди другие - надо принять как данность. Другие в том числе и по психофизиологическим параметрам, ценностям и мотивации. Они быстрее, но порой наивнее. Хотят получить все и сразу, но при этом редко испытывают чувство ответственности. Их креатив не знает границ, но они быстро теряют интерес к делу. Амбициозны, но при этом на самом деле — типичные рядовые исполнители. Которым не терпится нацепить на себя нимб «гуру» без неизбежных побочных эффектов. Реалисты и циники, но живут в сказках. «Когда я раньше спал на картонках и питался шавермой», дальше все однотипно. Посмотрите на однотипные видео и скриншоты (например, здесь). Они стремятся к развитию и самообразованию, но весьма однобоко. Нацелены на решение только краткосрочных задач и не способны работать в узких рамках. Это роднит их с психологическими портретами алкоголиков и наркоманов. Не желают тратить свободное время на элементарные вопросы, но при этом способны короткое время работать «от рассвета до заката» при условии немедленного позитивного вознаграждения.
Чрезмерная вера в собственную исключительность (миссия, предназначение, выбор ниши) – на это качество «миллениалов» трудно не обратить внимание. Он родились в 1980-1990-е годы, это в значительной степени определило их стремления и действия. Было время развала СССР, прихода западных идей и новых возможностей. Молодые родители решили дать детям то, о чем сами не могли даже мечтать. В результате у них сформировалось иное понимание мира – они видят жизнь как поле возможностей, а гиперопека и исполнение любых желаний привели к самоуверенности и вере в слишком светлое будущее. Такова и их аудитория (похоже на детскую игру в «царя горы»). Система образования, которая стала перестаиваться под неадаптированную для российских школьников и студентов западную, также внесла свой вклад в становление психологии таких людей. Появление многочисленных викторин и конкурсов с призами в массовом тиражировании, побеждая в которых, ребенок чувствовал себя все более уникальным, оставило неизгладимый отпечаток на их развитии. Получилось, что среднестатистический подросток вдобавок к не уступающим климаксу гормональным проблемам обладает огромным количеством свидетельств своей исключительности или желает их получить. Это объясняет завышенные требования к себе и окружающему миру, жизнь по правилу «пришел, увидел, победил». При столкновении с реальностью после школы и университета они в принципе не отчаиваются, что положительно выделяет их на фоне остальных. Они ищут другой подход к поставленной цели и, в конце концов, добиваются ее. Не раз я отмечал эту закономерность и даже попытался связать это в формат аудиокурса. Специально того не желая, высветились очень интересные трансформации поведения людей по мере их взросления. 2. Завышенные ожидания. Сейчас есть способы удовлетворить даже некорректно поставленные цели вне традиционных производственных отношений. Претендующие на высокие зарплаты и солидную должность с первого рабочего дня без объективных причин, не имеющие опыта и рекомендаций теперь могут не завоевывать свое место под солнцем в долгой борьбе. Ожидание и страдание противны им. Гипертрофированные амбиции, которые не подтверждены практическими знаниями, вынуждают их искать вычурные малоконкурентные сферы приложения своих способностей. Тем самым вносятся и приживаются как новые полезные веяния, так и реанимируется самое дремучее мракобесие. Кто-то, сталкиваясь с реальностью, умеряет свои аппетиты хотя бы начиная понимать принцип Парето (вот отличный пример бесплатного руководства от типичного «миллениала»). Кто-то упорно продолжает доказывать «пяткой в грудь», что он самый лучший и украсит собой любую компанию. Старшее поколение отличается от своих последователей тем, что изначально было настроено на труд, подчас тяжелый, по результатам которого эти люди могли претендовать на что-то большее. Например, люди с немалым уникальным опытом (делятся им здесь). Представители же «поколения Y» не готовы довольствоваться чем-то средним, стандартным и общепринятым. Им нужны новые высоты, причем тратить на их покорение много времени и усилий они не хотят принципиально. 3. Отношение к образованию и работе. Они не делают из них культ. Это качество нередко ставит в тупик многих окружающих. Работа – это работа, и если возникает необходимость, то поработать можно и сверхурочно, и в выходные, «за себя и за тех парней», уверены представители более старших поколений. Однако у молодежи на этот счет другое мнение. На самом деле это — то, что психологи давно описывали как «укорочение будущего» — мощный депрессогенный фактор. Это частый спутникпериодов кризиса. В основе такой установки лежат нежелание и/или невозможность думать о завтрашнем дне. Отсюда – стремление жить здесь и сейчас, не откладывая впечатления и эмоции на завтрашний день, требование гибкого графика работы и нежелание трудиться в ущерб свободному времени без немедленного вознаграждения. Только потому, что так надо. Если это «надо» четко обрисовано и понятно — оно действует на молодежь весьма отрезвляюще и сменяется обратным лозунгом «давай больше бесплатностей«. 4. Отношение к традициям. Воспитанным по классическим канонам, стойким к нововведениям и ведущим традиционный образ жизни нередко бывает трудно ужиться с типичными представителями «поколения Y». Человек начинал любое предприятие надолго, многие работали на одном месте всю жизнь, что предполагало высокую ответственность, субординацию, компетентность растущую по мере старения. Молодое поколение чаще всего рассматривает работу только как место для применения своих творческих способностей, реализации потенциала. Попав в традиционную иерархическую структуру, они подвергаются давлению со стороны выстроенной системы. Не желая подстраиваться и имея возможность найти другое место работы не выходя из кафе, они предпочитают «уволить себя на пенсию». То есть буквально — «состариться раньше времени или «залезть живыми на небо». Наивная попытка обмануть биологию, родив шестимесячного ребенка и думая, что он при этом будет успешнее девятимесячных. И еще научив при этом других (как здесь). 5. Отношение к времени. Эти люди не будут ждать обещанного (квартиры-дачи-машины) десятилетиями. Потому что время — это тоже товар. Его вполне можно купить, как здесь. Уже по этой причине конфликты со старшим поколением неизбежны. Кроме того, старшими комфортно управлять, они исполнительны и практически не амбициозны. Они не понимают, почему «миллениалы» не следуют общим правилам. Готовые работать «за идею» против отвергающих «пиар за конфетку». Представителям старшего поколения сложно представить, что нужно будет искать новую работу – привычное место при всех недостатках оказывается теплее и роднее новых возможностей. «Миллениалы» же с легкостью увольняются, забывают, отворачиваются, уходят, если не получают желаемое. И часто поэтому оказываются ненамного надежнее клинических наркоманов и алкоголиков (подробнее о психологии этих людей). Те же по сравнению с психически здоровыми — просто олимпийские чемпионы в навыках кратковременного планирования:) 6. Отношение к проблемам. Поколению двадцатилетних свойственна нестабильность. В поисках себя, лучшего места и жизни они легко меняют работу, увлечения, хобби. Стремление к лучшему само по себе заслуживает уважения, только вот это «»лучшее» не всегда получается с первого раза. Многим «миллениалам» проще уйти от проблемы, нежели решать ее. Подчас — очень изящным способом. Цитирую: «…процесс построения бизнеса с нуля не так уж сложен. Если его не усложнять! 7. Интернетизация. Очевидная зависимость от интернета и смежных технологий делает людей очень поверхностными и часто лишает способности углубленно познать тот или иной аспект или процесс. Специалисты уже вовсю оперируют небессмысленным диагнозом «эффект Гугла». Зачем вдаваться в подробности, вникать во что-то досконально, тратить время, если можно прочитать в интернете, сделать и забыть? Информационная среда позволяет быть в курсе всех событий и абстрагироваться от реальности одновременно. Это положительно сказывается на разностороннем развитии людей, но в то же время делает их менее грамотными. Происходит хроническая подмена ценностей, жизненных ориентиров. То, как складывается карьера у знакомого из сообщества в сети или «гуру», совсем не означает, что так будет и у тебя. Да и видим в сети мы только то, что хотят о себе рассказать наши знакомые, не более. Так что делайте выводы – рассказывают, как правило, об успехах, умалчивая о неудачах. «Вот в наше время и вода была чище, и яблоки слаще, и юбки длиннее….», – часто молодое поколение слышит эту фразу от более старшего как упрек. Я на самом деле думаю, что прогресс идет своим чередом, а любознательность либо есть, либо ее нет. То есть либо ты идешь в ногу со временем и осваиваешь новые технологии, либо живешь по старинке. Возраст человека здесь особой роли не играет. Я не считаю, что это поколение Y хуже или лучше моего. Просто они другие и живут в другое время, в котором интернет, общение через социальные сети и скайп воспринимаются как данность. И не нужно бороться с их интернет-зависимостью или удивляться, почему младший коллега не знает, как работает микроволновка или сколько ног у паука. Нужно стараться найти с ними общий язык и постоянно учиться друг у друга новому. И, как обычно — видео по теме. Источник. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|