Ритуалы перехода - трансперсональная обыденность

Во все времена в доиндустриальных культурах существовали особые обряды, обладающие мощнейшим психическим потенциалом и социальной значимостью - ритуалы перехода. Само понятие "ритуал перехода" было изобретено голландским антропологом Арнольдом ван Генепом (van Gennep, 1960), который доказал, что среди древних и доиндустиальных народов они были распространены практически повсеместно.
Во всех изученных культурах они соответствовали стандартной схеме, которая включала в себя три отдельные стадии: отделение, переход и включение. На стадии отделения индивида удаляли из привычного ему окружения, что приводило его в пограничное состояние "ни там, ни тут". Во время этого периода человек мог тяжело переживать потерю старого образа жизни, у него возникали беспокойство и страх утраты привычного, страх перед неожиданным и неизвестным. На этой же стадии происходило обучение неофита мифологии и космологии соответствующей культуры, определённым искусствам, требуемым в их дальнейшей жизни в группе, вырабатывались необходимые навыки и убеждения.
На следующей стадии - перехода - посвящаемые переходили от теоретического изучения мифов к мощному непосредственному переживанию изменённых состояний сознания. В различных культурах для вызывания таких состояний использовались различные вещества и приёмы: сенсорная изоляция или перегрузка, голодание, лишение сна, внушение, воздействие группы, боль, телесные увечья, предельное физическое и(или) эмоциональное напряжение, ситуации смертельной опасности, употребление психоактивных веществ.
Результатом таких обрядов становилось у прошедших испытания значительное улучшение физического и эмоционального здоровья, рост ощущения личной силы и независимости, прочные чувства глубокой связи с природой и космосом, социальной принадлежности и сплочённости. Внутренние переживания рождали в посвящаемом уверенность в том, что человек может пройти страх, боль и хаос страданий, испытать чувство полного душевного и физического уничтожения и, тем не менее, выйти из этого исцелённым, возрождённым и более сильным, нежели прежде. Это осознание в огромной степени повышает способность человека радоваться жизни и снижает страх смерти.
Третья стадия ритуала перехода - включение человека в его сообщество в новой социальной роли - роли взрослого, родителя, воина, целителя, шамана и так далее. Однако возвращающийся человек уже не совсем тот, кем он был раньше. Вследствие глубокого психологического преобразования он обретает новое, гораздо более широкое мировоззрение, обладает новыми, ранее ему неизвестными навыками и новой системой ценностей.
В настоящее время эти обряды проводятся во всех сохранившихся туземных культурах. Но только ли в них? Ритуалы крещения и венчания в христианстве, после которых человек предстаёт перед обществом в новой роли - христианина или посвящённого в таинство брака. К сожалению, подавляющее большинство людей в настоящее время выполняют эти ритуалы отдавая "дань моде", а не по зову сердца; и в результате, не имея теоретической подготовки о проведении обряда, или имея лишь поверхностное ознакомление с "технологией процесса", ни с его эзотерическим значением (1-я стадия), не имеют того благотворного переживания, который исконно вкладывался в них.
Оттого и теряется ныне "идеология народа", о которой так часто говорится - люди не владеют необходимой информацией, нет у них навыков и знаний о ритуалах перехода, их значении. И, к сожалению, очень малая часть социума задумывается о том, для чего тот или иной обряд предназначен, просто выполняют его потому, что так принято в обществе.
А насколько насыщенно ритуалами перехода было советское общество - посвящение в октябрята, затем - пионеры, комсомольцы, члены партии… И существовала опасная возможность не пройти испытания - в результате чего человек был практически отвержен обществом - он становился "тем, кто не с нами".
Однако ритуалы перехода сохранились не только в религиозной жизни и в коммунистическом прошлом. Посмотрим на профессиональное становление человека в современном обществе - сначала школа. Это один из самых больших по протяжённости ритуалов перехода в жизни современного человека. Ребёнок в течение некоторого времени отделяется от дома, обучается различным наукам и искусствам, приобретает некоторые навыки. При этом первое посещение школы у детей зачастую вызывает страх неизвестного - страх перед школой.
Затем по прохождении определённого периода времени наступает пора экзаменов - происходит вторая стадия ритуала - переход "к взрослой жизни". Она продолжается весь период экзаменов, вручения аттестата (символ их нового социального статуса) и выпускного бала. После этого наступает третья стадия - стадия включения в общество как выпускников и абитуриентов. Затем всё повторяется - отделение от только что полученного статуса, обучение, переход и включение в общество как специалист.
Кроме этого, ритуал перехода включён практически ежедневно в каждый из вышеупомянутых "больших ритуалов". Ежедневные задания, зачёты, экзамены… каждый из них может быть рассмотрен как обряд перехода с выделением каждой стадии. Также можно отметить курсовые и дипломные работы. В дальнейшем - устройство на работу, карьерный рост, профессиональное совершенствование - всё это современные вариации ритуалов перехода.
Но, помимо этой стороны жизни, существуют и другие - женитьба, семья, становление родителями, хобби, религия… Во всех этих важнейших сторонах жизни современного человека неотъемлемо присутствуют гласные или негласные древние ритуалы перехода. Достаточно вспомнить радостный крик человека : "Ура! Я стал отцом!", "Я сделал это! Теперь я руководитель этого отдела! (имею тот-то сертификат, такой-то специалист, добился успеха в спорте…)".
Но почему в наше время люди так мало это ценят? Почему вместо подготовки к ритуалу и его осознания мы сейчас видим его профанацию и пренебрежительнейшее отношение к обрядам, пусть и упрощённым, осовремененным? Почему большинство участников ритуала не проходит через то целительное состояние, обязательно присутствующее в ритуалах древних? И вместо переживания своего обновления зачастую думают "скорее бы всё это закончилось!"…
Авторы статьи считают, что из-за длительного периода материализма не только в нашей стране, но и во всём мире, отношения к древним культурам как к примитивным, а к религии - как к их отголоскам, предрассудкам; ритуалы перехода тоже рассматривались как пережитки прошлого. Кроме того, само понятие об этих ритуалах сформировалось в период "развитого материализма", и по сей день существует лишь как профессиональный термин в антропологии, мифологии и трансперсональной психологии.
И, к сожалению, из-за того гонения на необычные состояния сознания, которые были предприняты идеологией материализма и официальной медициной, даже возможность такого переживания исключили из состава переживания, а тем, кто признавался друзьям, что "я во время вручения диплома испытал необычайные ощущения" советовали обратиться в психиатрическую больницу. Именно недоверие к изменённым состояниям сознания, а также повсеместное упрощение всех ритуалов посвящения в какую - либо социальную группу привело к лишению их исконного значения и психотерапевтических свойств.
Таким образом, современные люди практически повсеместно и повседневно сталкиваются с возможностью испытать на себе целительную силу ритуалов перехода, узнать о трансперсональной реальности и её мощнейших возможностях. Но, к сожалению, большинство людей в силу всё возрастающего темпа жизни не имеют времени, а по причине воспитания - желания - переживать их, предпочитая другие ключи вхождения в изменённое состояние сознания и с другой целью - алкоголь, наркотические вещества и нехимические зависимости.
Может, в том числе и из-за неполноценных по своей структуре и насыщенности современных ритуалов перехода так много людей приходят на приём в кабинет психолога или психотерапевта с жалобами на страх неизвестного, страх своего будущего, неопределённостью того, кто они и какова их роль в обществе… Может быть, отсутствие возможности пережить социально приемлемый полноценный ритуал перехода ведёт людей в разнообразные деструктивные культы… Кто знает! Но, по мнению авторов, это весьма немаловажная причина.
Сейчас существует множество трансперсональных психотехнологий, позволяющих человеку пережить необычные состояния сознания. Они подробно описаны в трудах отечественных и зарубежных авторов. Но, наверное, стоит задуматься и о трансперсональной обыденности - ритуалах перехода, сопровождающих нас в течение всей жизни. И, возможно, стоит попробовать вернуть наиболее значимым из них ту эмоциональную и надличностную составляющую, которая была присуща им издревле.



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть третья.
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Выпускной, обряды перехода.
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть вторая
  • "Кто не рискует, тот не пьёт шампанское" или диалектика жизни
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Страх конфликта или о том, как всегда быть "хорошим"
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Психологический аспект перехода с дошкольного периода в 1 класс
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Работа с МАК". Расклад "Страх перед публичным выступлением".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Зоны жизни, или "узники" сознания
  • Кто формирует наш сценарий жизни или "Не люблю я этих врачов!"
  • "Здоровая" или "патологическая" ревность...и страх оказаться обманутым.
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь