|
Мой ребёнок - трус?!Автор статьи: Цой Ия Сергеевна
Осторожный, боязливый, трусливый, тревожный — возможно, одно из этих слов Вы употребляете, говоря о своём ребёнке. Одних родителей это устраивает: «Зато не влезет в какую-нибудь неприятность!», других — огорчает: «Мой ребёнок — трус, какой кошмар!!!». Понятно, что эта реакция зависит не только (и может быть, не столько) от степени «трусости» ребёнка, но и от установок и ожиданий родителей, причём у мамы и папы они могут не совпадать. Как же следует вести себя родителям, чтобы воспитать ребёнка достаточно смелым? Мы говорим «достаточно», потому что безудержная смелость, безбашенность могут привести к плачевным результатам, когда человек рискует, не думая о последствиях. А это могут быть и серьёзные травмы. Чувство страха дано человеку не зря. Наверное, это - самая базовая и самая сильная эмоция, потому что она призвана охранять нашу жизнь от опасностей разного рода. Однако очень часто бывает, что страх выходит из-под контроля и начинает подчинять себе всю жизнь человека, не оставляя ему места для попыток выйти за привычные рамки, получить новый опыт, найти своё счастье... Наверно, у каждого из нас найдутся знакомые, которые вроде и живут, а вроде бы и нет, боясь сделать шаг, даже минимально связанный с риском. Итак, почему ребёнок может быть излишне тревожным? Первое, о чём мы уже сказали — это то, что страх является необходимым и естественным ограничителем действий, которые могут привести к травмам или гибели. В силу индивидуальных особенностей, дети рождаются с разным темпераментом. Кто-то более импульсивен, склонен больше к действиям, а не размышлениям, кто-то наоборот, должен сначала «семь раз отмерить». Само по себе ни то, ни другое не хорошо и не плохо. Проблемы начинаются, когда врождённые качества вступают в противоречие с требованиями окружающего мира. Могут ли родители что-то с этим сделать? Психологи считают, что — да. По крайней мере, есть представление о том, что делать НЕ НУЖНО. Прежде всего, не нужно провоцировать тревожность, то есть пугать ребёнка специально. Это могут быть как слишком частые окрики и запреты родителей, так и рассказывание страшных сказок, просмотр «ужастиков» и т. п. Но есть способы не столь очевидные. Поскольку ребёнок получает информацию об окружающем мире через все органы чувств и вообще очень восприимчив, то он не только слышит то, что мы ему говорим, но и то, о чём мы молчим, или разговариваем с другими людьми, видит нашу реакцию, то есть улавливает все наши сигналы — бессознательные послания. И если мы сами боимся всего на свете, мы неизбежно будем транслировать ребёнку: этот мир опасен! Тем самым его собственная тревожность будет постоянно получать мощную подпитку от значимого взрослого. В этом случае мы, конечно, рекомендуем взрослым сначала разобраться в себе и решить свои проблемы, а потом уже воспитывать ребёнка. Есть и другой, противоположный, вариант подкрепления страхов. Это — их активное неприятие. Наверно, вам не раз приходилось наблюдать, как родитель стыдит своего ребёнка: «Не бойся, сделай это!», «Здесь же нет ничего страшного!», «Все дети не боятся, один ты трусишь!», «Ты что, девочка? Мальчики не боятся!» и т. п. Даже если ребёнок под давлением в этот раз преодолеет свой страх, скорее всего, в дальнейшем он будет избегать подобных ситуаций под любым предлогом. Это происходит потому, что такие фразы оставляют ребёнка один на один с его мучительным страхом, родитель как бы отстраняется от него, сообщая: «я тебя не люблю, когда ты трусишь, я не с тобой». И тогда страх побеждает... Что же делать, если Ваш ребёнок отличается чрезмерной робостью, а Вам хочется видеть его уверенным в себе и смелым? Есть такое слово «принятие». Оно означает, что Вы любите ребёнка таким, какой он есть, даже если он в этот момент не соответствует Вашим ожиданиям. Принятие - это способность понять и разделить его чувства, в данном случае — страх. И наличие у Вас достаточной мудрости, чтобы не раздражаться на него, ведь раздражение и гнев сужают поле нашего сознания и мешают найти лучший выход из ситуации. А он есть всегда - надо только его увидеть. Например, можно разбить большую задачу на маленькие и провести ребёнка по ним последовательно. В спортивном зале (наши занятия "Гимнастика для малышей" http://www.psyoffice.ru/training.php?id=17241) за примерами далеко ходить не нужно: боится прыгать вниз — подложим побольше матов, боится висеть вниз головой — опускаем его медленно, не доводя до вертикали и так далее. Маленькие дети обычно легко включаются в игру. Этим можно пользоваться для расширения их двигательного диапазона, например, выстраивая различные препятствия, которые нужно преодолеть, чтобы достичь цели. Игры также могут развивать ловкость, быстроту реакции, силу, выносливость и т. д. Будет очень здорово, если к вам присоединятся другие дети — это обычно стимулирует ребёнка. Однако, если он не хочет «в компанию», не настаивайте, значит, он ещё к ней просто не готов. Есть ещё одно психологическое упражнение, которое полезно делать каждому родителю. Давайте вспомним себя в детстве: наверняка и Вы чего-то боялись (а может, боитесь до сих пор). Что именно это было? Насколько был силён Ваш страх? Что он делал с Вами? Что помогло его преодолеть? Этот нехитрый приём поможет Вам вставать не в высокомерную позу по отношению к ребёнку, а рядом с ним. Вместе — против страха.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|