|
Быть женщиной. Остаться собой.Автор статьи: Тринько Наталия Геннадиевна
Медитативно-ассоциативные размышления о женском. Сейчас, порой так непросто выделить из множество прочитанного – любимое. Наверное, каждая встреченная в свое время книга была ценна и потому любима, что давала повод думать и чувствовать, затаив дыхание переживать и осмыслять, захлебываться слезами и смехом, молчать… Интересная и искренняя книга помогает в фантазии прожить другую жизнь, войти в незнакомые переживания, обрести новое видение и жизненный опыт. В процессе чтения можно перевоплотиться в героя и путешествовать между мирами в пространстве и времени, проживать вместе с ним все жизненные коллизии и приключения. Добрые, поучительные, таинственно-страшные и смешные, непременно заканчивающиеся счастливым концом - учили простым и непреложным истинам – тому, что добро всегда побеждает зло, тому, что смекалка и доброе сердце, забота о ближнем помогут обрести помощников на пути к своим целям, тому, что кем бы ты ни был, на твоем пути встретятся испытания, которые сделают тебя сильнее и мудрее. Читать книги, сопереживая главным героям, конечно же, легче, чем проживать собственную жизнь - ведь в ней нет правильных и неправильных ответов и однозначных результатов, зато вопросов – полным-полно! А путь к себе – долог. Иногда кажется, что все в этой жизни уже понятно, пройдено и усвоено, все познаваемо и предсказуемо. Себя можно считать и умелой, и умной, смелой и готовой отважно постоять за интересы дела, ответственной и успевающей одинаково хорошо на работе, и дома. Но вдруг приходит понимание, что вот такой социально-успешный образ, который можно считать собой, поддерживаемый окружением, становится похож на костюм с чужого плеча - где-то провисает, лишенный наполнения, в некоторых местах жмет, вызывая страдания, все чаще видится фальшивым и нелепым, старомодным... Почему? Что со мной не так? А как быть с разочарованием в себе? Как отнестись к себе - легкомысленной и чрезмерно серьезной, рациональной и немного растеряхой, застенчивой и прячущей свои чувства за маской уверенного спокойствия? Какая я? Что есть моя истинная природа? А как признаться себе в том, что не все получается делать успешно и эффективно? А в самом ли деле можно совместить в себе одной образ деловой женщины и любящей матери, соблазнительной чаровницы и хозяюшки, у которой все ладится? А может быть, я себя не знаю, может быть я способна к импровизации в танце или игре на арфе?! А может быть я могу сделать нечто, о чем только иногда могла мечтать, не осмеливаясь сделать первый шаг… А имею ли я право? А чего я хочу?.. Чего именно хочет моя душа? Вот эти новые вопросы - о том что есть Я, каково предназначение и истинные желания, о чем молчит тело и кричат невыплаканные слезы, куда идти и с кем – вот такие вопросы стоят перед многими женщинами на пороге сорокалетия. Именно тогда, когда такие противоречия обостряются, встреча с книгой женщины-писательницы Клариссой Пинкола Эстес, подарившей нам свое произведение «Бегущая с волками» будет тем самым чудом, которое способно освежить и оживить чувства чувства женщины. Бестселлер «Бегущая с волками» - можно отнести к настольной книге для женщин по ориентации во внутренней реальности, содержащей множество сказок и мифов, которое подробно комментируется автором, доктором философии, женщиной психоаналитиком-юнгианцем. Книга написана автором в течении 20 лет, помогает в сознательной работе женщины над индивидуацией, побуждает к размышлению, поиску и принятию изменений. Думаю, во многом благодаря именно этой книге я вместе с миллионами женщин смогла принимать свои изменения с бережным пониманием, вниманием и участием. И вот это понимание себя приходит извилистыми дорогами: порой приходится продираться через тернии догм и предписаний, жесткости установок и должествований, ограничений душевной жизни вместе с хаотичным набором мнений о себе и этом мире. Благодаря сказками и мифам, которые собрала автор, их осмыслению, становится понятным, что дух, воплощенный в телесную оболочку, сотканный из эмоций, трудных чувств и мышления это не место застывших форм и догм, трудно сгибаемых установок и концепций, а живая, тончайшая ткань энергий и образов, тонких взаимосвязей причин и следствий, невидимых воздействий и закономерностей – то, что можно назвать внутренней реальностью, существующей одновременно с внешней. Сказочный язык одних сказок был понятен и ясен, смысл других казался смутно-туманным, запутанным, непонятным до конца. Периодически обращаясь к книге, я перечитываю открытый наугад отрывок и стараюсь понять, с чем сегодня резонирует написанное, какими чувствами отзывается сказка, меняется ли глубина восприятия, пропущенная через собственный жизненный опыт. Бывает - да, в них чувствуешь новую и новую глубину, многослойность. А иногда происходят события - и в сознании всплывает ранее непонятая сказка, которая протягивает новые смысловые нити от фантазий-асоциаций к реальности. И радость узнавания! Сказка «Тюленья шкура» - одна из таких историй, в которой контуром-иносказанием угадывается не только моя история, но история многих моих знакомых женщин-подруг, клиенток. Эта сказка, как камень-самоцвет, поворачиваясь разными гранями, способна оживить воспоминания, которые сплетутся в осмысления ассоциативных рядов. Вкратце суть сказки такова: «Однажды Охотник оказался неподалеку от одного дикого утеса. Его острый глаз заметил, что на островке что-то плавно движется. Он подошел ближе и увидел танцующих нагих женщин. Они были очень хороши и охотник решил похитить одну из тюленьих шкур. Вскоре все женщины надевают свои тюленьи шкуры, все, кроме одной. Самая высокая и красивая из них ищет свою тюленью шкуру и нигде не может найти. Тогда охотник осмелел и просил женщину стать его женой. Он пообещал на седьмое лето вернуть тюленью шкуру и тогда она сможет решить уйти ей или остаться. Девушка-тюлень долго смотрела ему в глаза и не будь она из рода тюленей, глаза ее были бы совсем человеческими. Прошло время, у них родился сын. Но время шло, и кожа ее начала вянуть, шелушиться, потом трескаться. Веки стали облезать, а волосы выпадать. Тело ее сохло, она старалась скрывать хромоту, глаза с каждым днем тускнели, зрение угасало. И вот однажды на восьмой зиме женщина-тюлень потребовала охотника вернуть ей ее тюленью шкуру – часть ее плоти. Охотник отказал свое жене. Мальчик сын смог найти тюленью шкуру на скалистом утесе и принес ее своей матери. Женщина стала натягивать на себя шкуру и прихрамывая побежала к ревущему морю. Было видно, что она очень хотела остаться с сыном, но что-то властно звало ее к себе. Женщине-тюленю удалось вернуться к себе в свою стихию. Совсем скоро волосы и глаза женщины-тюленихи заблестели, зрение стало острым, тело полным, а поступь легкой. Рассказывают, что хоть она и тюлениха, глаза у нее человеческие – в них светится мудрость, любовь и дикая душа». Если обратиться к своему прошлому, то можно найти воспоминание, которое будет свидетельствовать о похищении «тюленьей шкуры» - это может быть «величайшая в мире возможность», может быть несостоявшаяся любовь или мечта. Кларисса Пинкола Эстесс поясняет это глубоко и емко: «Хотя мы видим, что шкуру можно потерять из-за опустошительной любви к неподходящему человеку, ее можно потерять и вследствие глубочайшей любви к подходящему человеку. Когда у нас крадут шкуру, причина в том, во сколько нам это все обходится, с какими это связано с затратами времени, энергии, заботы, внимания, опеки, подсказок, советов, обучения, натаскивания. Эти движения души – все равно что сбережения, снятые с банковского счета нашей психики или важная часть жизненного цикла, состоящего из отдачи и получения. Их перерасход – вот что вызывает потерю шкуры, а такое ослабление и притупление наиболее острых инстинктов. Истощение запасов энергии, мудрости, понимания, идей и душевного подъема – вот что вызывает у женщины такое ощущение, будто она умирает». Может быть кто-то был лишен ощущения собственного Я, кто-то в силу обстоятельств был разлучен с верой, стремлениями к лучшему, развитию и реализации своих способностей и талантов. Часто молодым женщинам не достает собственного опыта в понимании себя и тогда свои желания и устремления подавляются, в приоритете выступают желания других. Защищаясь от темпа современной жизни, женщина часто лишается возможности чувствовать и ощущать, истощает и истончает свою душу. Процесс же возвращения своих сокровищ часто происходит через потери, которые рано или поздно случаются у всех. Женщина, много сил отдающая работе, трудится, подпитывая тщеславие и перфекционизм, одержима необходимостью достижения все новых и новых карьерных вершин, соревнуясь в силе с мужским миром, часто испытывает неудовлетворение собой, своим окружением, той драгоценной жизнью, которая утекает сквозь пальцы. Порой ущерб бывает невосполним – оставаясь глухой к голосу своей истинной природы, переставая с вниманием относиться к своим циклам, подойдя к критическому для деторождения возрасту женщина встает перед фактом-сомнением: возможно ли воплотить одну из самых природных женских предназначений – вынашивание и рождение детей. Реализуя чужие ожидания, порой к женщине приходит осознание о том, что у нее украдены время и ресурсы. Женщина, лишенная возможности реализовывать и воплощать свою природную сущность, оторванная от дома души, в конце концов устает. И как часто мы видим женщину, которая с возрастом, утрачивая привлекательность и очарование молодости, теряет капля за каплей уверенность в себе, оптимизм и вкус к жизни. Изменения во внешности - новые морщины, сухая кожа как метафора иссушения чувств, утрата полноценных функций организма, болезненные состояния, депрессия заставляют чувствовать себя неполноценной, калекой. Каждая и нас по-своему старается примирить время и отношение к себе – кто-то ищет новые ощущения и обновленные эмоции в личной жизни, отношениях и приключениях, кому-то легче поручить заботу о своем теле врачам или косметологам, а кто-то пытается решить это проблему радикально – отдавая себя в руки индустрии пластической хирургии. Однако, теряя идеалы и иллюзии, смиряясь с уходом близких людей, осознавая собственное несовершенство, в зрелом возрасте мы по-настоящему начинаем искать путь к самим себе, к своему глубинному центру, который соединяет нас с природой. Ведь именно возвращение к самой себе, возможность «быть в своей шкуре» восполняет резервы души, творческие способности, которые с успехом реализуются во внешнем мире, в человеческих отношениях, творческих инициативах. Кларисса Пинкола Эстес пишет, что «общество до сих пор продолжает ограничивать женщин в проявлении природных и диких инстинктов и даже наказывать их за это, результатом становится расхищение и сведение на нет женских талантов». Все это приводит к «исчезновению природной шкуры, в результате чего женщина начинает увядать и превращается в калеку» . Что же предпочесть? По мнению Клариссы Пинкола Эстесс, «в психологическом понимании, женщине оставшись без шкуры, самым неправильным решением будет следовать тому, что кажется ей нужным, а не к тому, что она действительно хочет. Она следует за тем, кто ей кажется самым сильным, не заботясь о том, пойдет это ей на пользу или нет. Проницательность подменяется беспечностью: женщина отшучивается от жизни, откладывает ее на потом. Она медлит сделать первый шаг, совершить необходимый спуск и стоит на месте, пока что-нибудь не случится». Наверное, только очнувшись от сомнамбулического состояния достижения внешних благ и достижений, возможно сделать первый шаг навстречу к себе, нырнуть в глубину своей стихии, осознать необходимость обретения живой части себя, связать воедино в цельное, гармоничное, осознанное духовное существо – вот это и есть процесс возрождения женщины, символически описанный в сказке. Исследование женской природы многогранно. Все это позволяет нам, женщинам, поддерживать более тесную связь со своей сутью, слушая зов жизни, принимать новые женские ипостаси, чтобы однажды, распахнув тончайшие крылья своей души, легко взлететь над тропкой своей судьбы и увидеть множество дорог, ведущих к счастью. И ожидающих только нас…
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|