|
Что это такое - зрелая любовь?Автор статьи: Артамонова Юлия Геннадьевна
В книге Фромма «Искусство любить» речь идет о любви зрелой, дающей, рациональной, той любви, что сравни искусству и требует от человека определенного уровня развития его личности, требует созидательного творческого подхода к жизни. Э. Фромм определяет любовь настоящую, предъявляя к ней определенные требования. Первое, зрелая любовь полна заботы о другом, заботы о росте и развитии его личности. Вот как говорит И. Ялом: «Любовь – это скорее форма существования: не столько влечение, сколько самоотдача, отношение не столько к одному человеку, сколько к миру в целом» («Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы»). Второе, истинная любовь активна. Фромм пишет: «Любовь – это активная сила, она ломает стены, отделяющие человека от других людей, и объединяет его с ними; любовь позволяет ему преодолеть чувство изоляции и отделенности и в то же время оставаться самим собой, сохранять собственную целостность». Вот, что об этом пишет И. Ялом: «Люди, чувствующие пустоту, никогда не исцеляются, соединяясь с другим нецелостным, неполным человеком». Третье, любовь предполагает уважение к другому человеку. Фромм пишет: «Уважение – это не страх и не благоговение; в соответствии с корнем слова (англ. respect от лат. respicere – смотреть на что-то) оно обозначает способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать неповторимость его индивидуальности». Уважение существует только на основе свободы и независимости. Свобода предполагает ответственность за свой выбор, это вовсе не анархия. Свобода – значит уважение к свободе существования другого человека. В-четвертых, настоящая любовь не возможна без знания. Тогда любовь – это активное проникновение в «тайну бытия» другого человека, в котором желание познавания смягчено единением. «Невозможно любить и уважать человека, не зная его; забота и ответственность, не ведомые знанием, были бы слепыми», - пишет Фромм. Знание становится возможным только тогда, когда я выйду за пределы личного интереса и увижу другого человека, как он есть. В-пятых, по-моему, чтобы решиться любить по-настоящему, нужно много мужества. Мужества отказаться от своего невротического взгляда на мир, взять на себя ответственность за выбор новых более глубоких и открытых отношений. В своей работе Э. Фромм задается вопросами: есть ли противоречие между любовью к себе и любовью к другим? Любовь к себе и эгоизм – это одно и то же или нечто противоположное? Фромм находит на эти вопросы парадоксальные ответы, которые и предлагает читателю. По его мнению, любовь к себе и любовь к другим не исключают друг друга. Он ссылается на Библейский завет: «Люби ближнего как самого себя». И. Ялом более категоричен. Он пишет: «Все действия направлены на нас самих, все услуги – это услуги самому себе, любовь может быть только любовью к себе» («Когда Ницше плакал»). Итак, похоже, две эти любви (если все-таки две) не только не исключают друг друга, а являются необходимыми условием друг друга. Человек, который не любит себя, не знает и любви к другому, и сам не способен любить по-настоящему. И тогда понятно, что любовь к себе вовсе не эгоизм, а свойство личности совершенно необходимое не только для психического, душевного, но и для физического здоровья. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|