Любовь или зависимость: где грань?

Любовь или зависимость: где грань? 

 

О любви создано много трактатов. Да что там! Вся история человечества пропитана болью, любовью, состраданием... Сколько воодушевляющих поэм написано на  разных языках в разных культурах, сколько гипотез, теорий и формул любви было выведено! Сколько жизней было погублено и принесено в жертву ради этого чувства...

На сегодняшний день отношение к любви также неоднозначно. Не так давно Всемирная Организация ЗдравоЗАхороненияhttp://www.pravda.ru/news/interesting_news/04-10-2011/1093955-love-0/ внесла поправки в МКБ 10, где любовь определили как форму зависимости (по некоторым данным, навязчивости), лечить которую нужно по всем канонам психиатрии (наркологии).
Таким образом до сих пор за любовь принимают ЗАВИСИМОСТЬ, что крайне неверно. 

1. Почему любовь определили в ранг ЗАВИСИМОСТЕЙ?

Обратимся у творчеству Владимира Высоцкого, который несомненно, был гением, и в одной песне обозначил следующую проблему:

"...
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
...
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
Все теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя."

Что чувствует герой этого сюжета? 
Очевидно - утрату. 
Он любил своего сослуживца?
Нет.

В этой песне В. Высоцкий гениально показал процесс формирования эмоциональной привязанности. Это уникальный механизм психики человека, который заключается в запечатлении личности другого человека в собственной памяти (он также присутствует и у  животных, например, собаки в некоторых семьях приобретают черты характера хозяев). Общаясь определенное время с другим человеком, мы  перенимаем манеру общения, интонации другого человека, даже если он нам неприятен. Увы, наше подсознание запоминает все (даже запах) о другом человеке и хранит в режиме реального времени. Так в психике (подсознании, душе) формируется совокупность воспоминаний, назовем её субличностью. Субличность - личность другого человека, с его голосом, характером, мимикой, чувствами, которая занимает часть ресурсов: где-то глубоко во внутреннем диалоге мы общаемся с ней, тратим на нее время, энергию. Мы можем даже игнорировать этого человека, но его субличность будет жить. Когда в этой песне сослуживец погибает, возникает парадокс утраты "Только кажется мне, это я не вернулся из боя." Здесь герой испытывает утрату части себя - той части личности, которая сформировалась под влиянием сослуживца. Часто люди описывают это чувство в виде "тяжести в грудной клетке, давящей или разрывающей на части".

Но ведь влюбленные  испытывают что-то подобное: чувство потери, одиночество, тоску, тревогу...

После эйфории влюбленные переживают утрату, а точнее нехватку объекта любви (похоже на абстинентный синдром, знакомо? :-) ).  И влюбленные стараются восполнить эту нехватку как можно скорее.

Тогда и получается что ЛЮБОВЬ=ЗАВИСИМОСТЬ. Иногда такую любовь называют привязанностью. Для многих этот период меняет жизнь: некоторые бросают учебу, кто-то отказывается от своих интересов, а кто-то сводит счеты с жизнью...

2. Как развивается ЗАВИСИМОСТЬ?

В этом значении любовь (привязанность, зависимость) - наркотик, вызывающий психотическое состояние. И это вполне обосновано психофизиологически. В период влюбленности и страсти в нервной системе и внутренних органах выделяется огромное количество эндорфинов и подобных веществ - эндогенных опиатов. Лицо противоположного пола становится доминирующим смыслом жизни и остается одно лишь стремление - быть в этом состоянии с этим человеком. Личность любимого  полностью занимает личность другого. Многие влюбленные утверждают, что в этот момент "теряют себя, растворяясь в другом человеке". Субличность другого занимает слишком много пространства в душе, и потеря этого человека равносильно собственной гибели.

Влечение настолько выражено, что подавляет другие способы получения эндорфинов (спорт, хобби, радость от общения с другими, контакты с близкими...). Это приводит к полному замыканию друг на друге влюбленных. Их отношения строятся по принципу "мне плохо без тебя", "я без тебя не могу...". Удивительно, не правда ли? До встречи были вполне адекватные люди, а сейчас жить друг без друга не могут :))

И тогда люди продолжают встречаться потому, что НЕ МОГУТ быть друг без друга. За этим кроются страхи одиночества, чувство ненужности, собственная неполноценность. Любовь для таких людей - лекарство. Любовь используется для решения проблем компенсации напряжения от собственных проблем и чувства одиночества. Если любви не будет - нагрянет одиночество в геометрической прогрессии. СТРАШНО?!) Кто в старости стакан воды подаст? А-а?!

Для такой "любви" период жизни максимум 5 лет (как утверждают некоторые "ученые", любовь больше 5 лет не длится). Представьте, что двух людей поместили в замкнутый сосуд и они черпают энергию друг от друга. Что произойдет с ними через некоторое время? Обычно это называют кризисами. Через некоторое время люди будут метаться в отчаянной борьбе двух чувств: страха потери другого человека (за ним поджидает одиночество с косой) и агрессии к нему же (полное отсутствие собственной реализации, жизнь отдана другому). Так развивается СОЗАВИСИМОСТЬ. Только вот любви здесь нет.

3. ЛЮБОВЬ. 

Ко мне часто приходят родители на консультацию и говорят: "Я уделяю все свое время ребенку, а он говорит 'Ты меня не любишь'... Наверно, я его сильно избаловала..."
Как вы думаете, почему ребенок при всем внимании со стороны родителя не ощущает любви? 

Вероятно это происходит потому, что родители погружены в собственные проблемы и при общении ребенок видит в их глазах страх (оказаться плохим родителем, например), чувство вины и агрессии, нежелание быть в контакте.
Тогда что больше всего хочет ребенок? Оценку, похвалу, подарок?

Нет.

Больше всего ребенок хочет чтобы его чувствовали. Чтобы родители ощущали его таким как есть и были в контакте с ним. Например, если ребенок испугался чего-то нового что он никогда не делал, родитель может просто посмотреть на него, увидеть его съежившееся тельце и сказать искренно: "Я вижу как тебе страшно. И я очень переживаю за тебя. Я чувствую как тебе важно сделать то, что ты никогда не делал. Я рада (рад) что могу это чувствовать вместе с тобой. Это хорошо что у тебя есть желание это сделать. Это здорово! Я поддержу тебя".

Как бы почувствовал себя ребенок?
Как абсолютно нормальный человек, ребенок ощутил бы БЛИЗОСТЬ и теплоту.
Это и есть любовь. Еще ее называют безусловной. 

Таким образом любовь - это контакт с самим собой и окружающим миром. Контакт с собой - это контакт с разными частями своей личности. Если контакт полный, то человек ощущает себя счастливым, и полноценным, он не испытывает одиночество.

И когда люди встречаются и влюбляются, то отношения строятся на ЖЕЛАНИИ БЫТЬ ВМЕСТЕ И ПРОЖИВАТЬ ВМЕСТЕ ЖИЗНЬ, беря ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в равных долях за свои желания. Такие пары идут вместе по дороге жизни, они чувствуют друг друга и берегут эту ценность. Любовь может длиться всю жизнь)



Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Как тренируется любовь или о "врагах", как лучшем "тренажёре" любви
  • Жизнь есть любовь… Любовь – есть жизнь…Видео "Искусство отношений между мужчиной и женщиной"
  • Понять себя. "Я без тебя не могу..." или Ещё раз про любовь
  • Любовь "мышки" и "звезды": зависимость от яркого талантливого партнера.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Если ваша "большая любовь" откажется от вас... Что у вас тогда останется?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Люди, "выдавливающие" из себя любовь
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Потребность в любви. Как ребёнок "добирает" эту любовь.
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • "А если это любовь?...-Кака любовь?"
  • Любовь не делится на 2, или "Мама, кого ты любишь больше"
  • 50+. Отношения. Часть 2. Любовь. «Любви все возрасты покорны?" с окончанием.
  • "Мамина любовь, или "Мама ты меня любишь?"
  • Притча "Роза и Одуванчик" (про любовь,одиночество,привычку,измену)
  • Зависимость от другого как путь к "полюбить себя"
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • "Могут ли жить в мире Любовь и Деньги?"
  • Причины, по которым люди "едят" друг друга.
  • "Доза любви", или Почему возникает зависимость
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • "Слова только мешают понимать друг друга..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь