Правила как основа мира и понимания в семье

Многие беды имеют своими корнями как раз то,

 что человека с детства не учат управлять своими желаниями,

не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

Сухомлинский В.А.

Тема семейных конфликтов знакома каждому человеку. Их влияние иногда заставляет  нас более вдумчиво относиться  к своим действиям, ведь на кону находится психика ребенка, которая не в состоянии справиться с тревогой, страхом от криков, угроз не только между родителями, но и сыплющихся в его адрес, в том числе и за нарушение им «дисциплины». Однако  ни один родитель не хочет превращать свой дом в поле боя, хотя не всегда это получается. Чтоб в семье был мир и понимание, мы учимся чувствовать друг друга, нести ответственность за свои поступки, поведение, действия. Ведь, что делаем мы, то повторяет и закрепляет в себе ребенок.

                                                                  Правила как основа мира и понимания в семье

Давайте разберем некоторые моменты, которые помогают установить мир в семье и окружающей детей обстановке, чтобы стимулировать их хорошее поведение и взросление. Конечно, это правила (ограничения, требования, запреты), и они обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Для начала необходимо установить пределы дозволенного ему. Это не всегда легко и приятно, однако они важны для формирования его личности. Ребенок, не знающий  правил и запретов, становится заложником собственных порывов и эмоций, хаотичных действий, направленных на немедленное удовлетворение своих желаний и потребностей. Рамки дозволенного, что можно, а что нельзя, развивают в нем ответственность, самообладание, самостоятельность, свободу, адаптацию в социуме.

Запреты (четкие ограничения) – фактор безопасности – в ситуациях, когда речь идет о здоровье, жизни и безопасности детей. Так же ограничения дают возможность ребенку понимать нормы и законы, с помощью которых можно разрешить конфликтные ситуации. И в этом помогают ему родители как источник всего положительного для детей. Родители являются мостом между ребенком и внешним миром, содержащим необходимые для поддержания жизни ресурсы.

Ограничения, как и правила, должны быть понятны детям. Однако если ребенок  живет лишь среди запретов (не трогай, не шуми, замолчи и т.д.), то часто ощущает свою ненужность и дискомфорт. Это разрушительно так же, как и вседозволенность. «Клетка запретов» - закрытие «двери» в самостоятельность и самореализацию, Вседозволенность – угроза безопасности.

Правила направляют, запреты ограничивают. Однако правила – для всех, а ограничения – для других. Если в семье не принято кричать друг на друга, значит, и взрослые не имеют право  повышать голос на детей. Если ребенку запрещается кушать перед телевизором, то и родители обязаны выполнять это условие. И, когда они его нарушают, то возмущение ребенка «это не по правилам» является истинным. Поэтому правила в семье, как основа дисциплины, распространяются на всех ее членов и выполняются каждым из них.

Кстати, сами дети любят правила, ведь они при этом включаются во взрослую жизнь! Правила поведения не только помогают ребенку понять разницу между дозволенным и запрещенным, но и способствуют разрешению простых и сложных задач, которые возникают ежедневно в семье.

«Свод домашних правил» (СДП или соглашение), которые будут действовать в семье, обычно «разрабатываются» на семейном совете, с участием всех членов семьи включая детей.  Имея возможность участвовать в установке домашних правил, которые касаются их интересов, растет их самооценка, уверенность,  умение контролировать свою жизнь.  Дети чувствуют себя значимыми, равными членами семьи с равным голосом в принятии решений и выработке правил.

Периодически СДП можно (и нужно) пересматривать (менять), ведь дети растут, изменяются обстоятельства. При этом будьте последовательными: правило становится правилом, если только за его нарушения предусматриваются санкции (они же подтверждают серьезность правил). Поэтому разрабатывая соглашение, не забудьте о санкциях, следующих за невыполнение или нарушение правил.

Когда дети достигают подросткового возраста, - часто начинают настойчиво сопротивляться чрезмерным ограничениям, установленным в семье: пытаются «вырваться» из тисков запретов, разрушая мир и отношения вокруг себя, демонстрируя протест «тотальному» родительскому режиму.

Чрезмерные запреты делают жизнь ребенка тревожной, нестабильной и лишают самих родителей авторитета. Очень важно, чтобы требования, которые предлагают родители,  были  внятными, разумными, обоснованными и, конечно, должны соблюдаться всеми членами семьи.

Рекомендации по составлению «Свода домашних правил»

1. Определите, что для вас наиболее важное в поведении  ребенка: снимать обувь и мыть руки, придя с улицы, домой; не есть в комнате перед телевизором; портфель в школу собирать с вечера; мыть посуду сразу после еды (или по очередности) и т.п.

2. Особое внимание уделите временным рамкам режимных моментов. Например: «Ты должен сделать уроки, прежде чем сесть к компьютеру (или пойти гулять)»; «В 18:00 – ужин»; «В 21:00 тебе необходимо уже в пижаме лежать в постели» и т.д. Четкий график выполнения основных (но не всех) привычных обязанностей полезен для ребенка, т.к. приучает его  систематичности, последовательности  и создает ощущение защищенности. Ребенок чувствует себя спокойным, если будет знать, что и когда его ожидает.

3. Родителям необходимо договориться о единых требованиях к ребенку. Важно выдерживать границы дозволенного, но не шантажировать детей.  

4. Каждый член семьи имеет право предложить решение обсуждаемых проблем. Огласите правила. И, если ребенок принимает участие в обсуждении, предоставьте ему право выразить аргументы, без критики и обесценивания, всерьез отнеситесь к его предложению. Важно находить компромиссные точки соприкосновения. Однако окончательные решения принимаются взрослыми.

5. Определите санкции, следующие за нарушение правил.  Предупреждая о наказании, мы побуждаем ребенка к обдуманному послушанию и сознательному поведению. Санкции касаются развлечений, но не жизненно важных занятий (пищи, прогулок на свежем воздухе, сна и пр.). Придумайте логичное, рациональное наказание за неправильное поведение. Этот прием учит ответственности и умение контролировать свои действия.

Поэтому, если ваш ребенок склонен нарушать запреты/правила. Важно, чтобы он осознавал последствия этого нарушения. Например: «Отказался ужинать, - не получает сладкого»; «Если кричит или дерется - придется уйти в другую комнату»; «Не сделал уроки – на два дня лишается просмотра телевизора или доступа к компьютеру»; «Не выполняет домашние обязанности, - не получает карманные деньги»,  в подростковом возрасте ребенок отказывается приходить домой к ужину, - должен сам себе приготовить его и т.д.

6. Внесите в список СДП бонусы (поощрения) за примерное поведение и выполнение условий соглашения ребенком (и не только). Например: «Ежедневно выполнял домашние задания - в выходной день  поход в кино или может пригласить друзей в гости»,  «Выполнил работу за другого члена семьи (чаще это мытье посуды, уборка квартиры и т.п..), - увеличивается количества карманных денег, которые снимаются с «сачков» и т.д.

7. Изложите «Свод  домашних правил» на бумаге (для малышей можно нарисовать).  Договоритесь, когда правила вступают в силу (сегодня или через неделю, например).  Запишите выбранную дату в соглашении. Еще раз пройдитесь по всем пунктам правил, убедитесь, что все они понятны ребенку.  И, наконец, участники семейного совета, включая ребенка, могут поставить свои подписи. Если малыш - дошкольник, пусть нарисует символ или «напечатает» свое имя. Этот «Свод правил» поместите на видное место в квартире. Важно, чтоб ребенок их видел, - такой маячок стимулирует его к выполнению правил и ответственности в выборе поведения.

8. Об условиях соглашения должно быть известно всем членам семьи, участвующих в воспитании ребенка, включая бабушек, дедушек, старших (взрослых) братьев, сестер.

9. Время от времени пересматривайте правила, вносите изменения, составляя новый текст соглашения с подписями. И всегда оставляйте за ребенком право на ошибку!

10 Тон, в котором устно сообщаете требование или запрет ребенку (детям), должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

11. В квартире четко обозначьте «территориальные зоны доступности» -  личное пространство каждого члена семьи - детская, общая, родителей.

а) Личная зона ребенка – комната (уголок),  а так же вещи, предметы, которые являются его личными. Ими он может распоряжаться по своему «усмотрению» и родители не имеют права посягать на них без его разрешения.  Это игрушки, книги, письменный стол, предметы личной гигиены, одежда, велосипед  и т.п.

б) Общая зона – определите место в квартире (например, к таким относятся холл, кухня) и предметы общего пользования, но для ребенка они только с разрешения родителей. Это может быть телевизор, компьютер, какие-то электро- и бытовые приборы и пр.

в) Личная зона родителей – спальня, постель, автомобиль, личный компьютер, средства гигиены, косметика, аптечка, технические приборы, т.д. Эта «территория взрослых» и ею распоряжаются только родители.

Получив личное пространство, дети наслаждаются свободой, а родители наслаждаются их хорошим поведением.

Заключение соглашений о правилах и их выполнение - очень важный момент для семейной дисциплины и отношений. Но дисциплина без любви – это дрессировка.  Поэтому чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, чувствует, что вы его любите за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу или приносит пятерки в дневнике и др. Однако любовь без дисциплины, правил и ограничений не дает свободы. Главное, чтобы правила и ограничения в семье были разумными и гибкими!

Единая позиция взрослых в отношении запретов повышает психическое здоровье ребенка, дарует ему семью, в которой все друг друга уважают.  А так же ребенок понимает, что прозвучавший запрет – это не прихоть одного из членов семьи, а данность. 

                   Ведь так устроен мир!   

                               Счастливого вам родительства!                         



Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все начинается с правил или Как правила помогают ребенку обрести контроль над своими эмоциями.
  • Правила безопасности детей на улице. Простые правила как обезопасить ребенка от незнакомцев.
  • Экология запретов или о том, почему трудно устанавливать правила с ребенком в семье. ЧАСТЬ 1
  • 7 правил для родителей бунтующего ребенка
  • Правила для умных родителей, чтобы ребенок вырос счастливым/часть 1
  • Правила для умных и любящих родителей, чтобы ваш ребенок вырос счастливым/часть2
  • Деньги будут всегда, если соблюдать эти 5 правил
  • 7 правил для родителей подростка или как стать ближе к своему ребенку
  • Домашние правила для ребенка
  • Правила безопасности для детей – алгоритм действия в социуме.
  • Ребенок во всемирной паутине. 10 правил для родителей.
  • Без права быть собой: травмирующие правила нарциссической семьи
  • 2 правила, чтобы не отбить у ребенка желание заниматься
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Постоять за себя: 10 правил, о которых нужно рассказать ребенку
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Несколько важных правил успешности ребенка
  • Развиваем личность ребенка. 9 основных правил
  • Правила в жизни ребенка.
  • Деньги будут всегда, если запомнить эти простые правила
  • Дети быстро растут – правила отпускания своих малышей для родителей
  • Запрет ребенку: 4 правила родителям
  • «Денежное мышление». Деньги будут всегда, если запомнить эти простые правила
  • «Денежное мышление». Деньги будут всегда, если запомнить эти простые правила
  • «Денежное мышление». Деньги будут всегда, если запомнить эти простые правила
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Пять правил наказания ребенка.
  • 6 золотых правил, которые помогут мотивировать мужа разделить с вами домашние обязанности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь