Потерянная душа

«Хорошая душа всегда в цене, но наша компания предложит вам лучшие условия»

Мефистофель

 

Говорят что современная психология, это наука об отсутствии души. Хотя древние считали в точности наоборот. Однако, сегодняшнее отсутствие души не отменило наличия душевных болезней. А ведь где только не искали эту душу. Хотя бы для того, чтоб ее вылечить...

Удлинитель тела

Зачем наука убила душу? И верно ли, что без нее жить стало веселей? Стремление избавиться от незримой части себя есть архаичный страх темноты. Во тьме встревоженный разум рисует чудовищ. Спокойствия ради приходится отменить незримое. Объявить его продуктом мозга или побочным эффектом гормональной системы. И назвать все это наукой. Ведь в современном мире наука оказалась новым богом. Она исполняет желания и порождает мир словом. То, что не описать ее формулами, более не существует.

Есть лишь измеримое. По этому для Фрейда душа это виртуальный удлинитель члена. Фаллос, устремленный в небо. Вавилонская башня, метящая в бога. Бог оказался мало прельщен подобной перспективой, так что башня то и дело падает, а человек наказуется разделением языков. Сознание не понимает слов подсознания, и наоборот. Психоаналитик вынужден стать дешифратором, переводчиком и посредником. Розетским камнем психики являются сны, фантазии и воспоминания. Крутящиеся вокруг все того же члена.

Последний оказывается не только корнем души, из которого она истекает в принимающий ее женоподобный и податливый мир словно семя, но и сакральной осью бытия, мировым древом, подпирающим свод небес. Фантазия эта не нова, но воспроизводит известную в неоплатонизме конструкцию «логоса сперматического», слова-духа, рождающего мир. В последствии она перекочевала в христианство, стыдливо переведенная в его главной книге как «слово животворящее». То самое, которое «стало плотью и ходило среди нас»...

Судьба слова

Излившаяся в мир душа становится плотью, и было бы странно, если бы она стала чем-то иным. И распинается там. Плоть венчается мозгом. В него вонзаются гвозди электродов. Для физиологов-материалистов, мозг есть религиозная истина и символ веры. Несмотря на возражения, что с тем же успехом можно считать телевизионный блок питания источником изображения на экране. Выключаешь одно — пропадает другое. Странная логика. Но в отсутствие трепетной души, миром правит все что кажется разуму логичным.

Философы-экзистенциалисты называли человека существом, лишенным души, но страстно желающим ей обладать. Быть бессмертным, не подвластным страданию и потерям, свободно парящим среди звезд предвечным неуничтожимым духом. И этот неустранимый конфликт между желаемым и реальной смертностью, ограниченностью и несвободой, есть главный корень душевных болезней и неврозов. Рецептом будет философское отношения к жизни и признание собственной малости и незначительности перед лицом бытия.

Впрочем и это не ново, но завещано еще античными стоиками. Хотя последние не отрицали богов и собственный человеческий дух. Для многих из них он был Гением — сущностью подобной богам, лишь временно сопричастной телесной природе. Вдоволь наигравшись и напитав себя впечатлениями, он смело и гордо возносился в свои эмпиреи. От того для стоика привычно бросать вызов богам как равным себе. А уж о превратностях мира сего беспокоится стоило вовсе в последнюю очередь. Тем более о какой-то душе.

Неуместный ум

Душевная боль в отсутствующей душе есть вид фантомной боли. Подобно часто мучающих людей годами болей в давно ампутированных конечностях. Но в отличие от отсеченной руки, которая таки существовала раньше, души не предполагалось изначально. Чему тогда болеть? Что бы не смущать себя парадоксом, термин душевной болезни был заменен на «ментальную болезнь». Стало быть «ментал» все-таки есть. Хотя на все призывы дзен-буддийских мастеров «принести свой ум» и показать его, наука хранит гордое молчание.

Где находится ум? Какого он размера,  цвета, формы и веса? Однако, столь любимые древними неразрешимые вопросы, служащие демонстрацией абсурдности повседневных людских представлений о реальности и собственном «Я», больше не работают. Потому что и космос мы принести им не можем. И не можем сказать, в чем он содержится. Время и пространство не обладают ни формой ни цветом и не содержатся нигде. Или содержатся друг в друге, или в самом нашем уме, который не находится нигде или непонятно где.

Точно так же устроены атомы, элементарные частицы и кванты энергии. Они не обладают ни цветом ни формой, ни каким либо определенным положением в пространстве. Что совершенно не мешает нашим телам, из них состоящим, ощущать себя вполне реальными. Особенно если сесть на раскаленную сковородку. Оказывается пустота может причинить вред другой пустоте. А может и пользу, и даже удовольствие... От того так велик соблазн считать тело душей. Видимой частью сознания. Или, как минимум, его носителем.

Носильщик мозга

Для классического материалиста мозг выделяет сознание так же как желудок выделяет желудочный сок. Душа есть свойство лобных долей мозга создавать сложные петли обратной связи. То есть не только воспринимать мир, но и воспринимать сам процесс восприятия. Самоосознавать. Казалось, будто всякой функции души можно найти свое соответствие в структуре мозга. Память, речь и чувства, удовольствие и боль, любовь и гнев, имеют свои отдельные материальные носители — локализованные группы нейронов.

С той давней поры тянется популярная байка о левопулушарном и правополушарном мышлении. Якобы первое отвечает за логику и точное мышление, а второе за цельные образы и чувства. Но в ходе дальнейших исследований случается чудо. Пространство исчезает. Реальность мозга и нейронных процессов рассыпается и становится зыбкой иллюзией. Ничто не локализовано. Фокусы в дзен-буддийском духе. Разум, память и чувства не находятся нигде. И в то же время повсюду. Человек живет не мозгом, но всем телом.

И это хорошая новость. Быть лишь подставкой для мозга, это слишком просто для такого сложного существа, как наше тело. Вполне хватило бы тумбочки из под компьютера. Впрочем, здесь компьютерная модель сознания оказалась как нельзя кстати. Если душа повсюду и нигде, то ее можно сравнить с программным обеспечением, а сам мозг, или даже все тело — с железом, аппаратным обеспечением. Тогда можно программировать и перепрограммировать душу практически как угодно. Самосознание это лишь программа.

Охотник за привидениями

Компьютерная метафора рождает фантазию о ментальном интернете. Это коллективное бессознательное Юнга, а возможно, и коллективное сверхсознание Ассаджоли. Или даже космический разум древних мистиков и современных фантастов. Мы лишь его локальная периферия, интерфейсы единой сети, подпрограммы, возомнившие себя отдельными личностями. По просторам вселенской души гордо шествуют предвечные Архетипы и Эгрегоры, жалкими изменчивыми тенями которых являемся мы, не ведая о том.

В этой жуткой бездне душа исчезает надежнее, чем под скальпелем материалиста. В ужасе она стремится запереться в темном шкафу и забыться глубоким сном. Так возникает теория бихевиоризма. Для бихевиористов есть только  поведение. Душа это Черный Ящик. Никто не знает, что там внутри. Может стая бесов. А может и вовсе ничего. Или то, что не приснится в самом смелом сне. Фантазировать можно сколько угодно, но мало полезно. Потому что спор о недоказуемых фантазиях рождает не Истину, но головную боль.

Кто перечтет имена демонов, которых мы носим в себе и называем своей душой? Голова предмет темный и исследованию не подлежит. Однако, в ней рождаются подчас интересные идеи. Например мысль о том, что все происходит в точности наоборот. Не в мозге, а во внешнем пространстве. Сознание подобно магнитному полю размазано по всей бескрайней вселенной, присутствуя в каждой ее точке. Нервная система лишь приемник и интерфейс, связывающий это поле с локальными сенсорными датчиками органов чувств.

Возможно, душа подобна привидению, не существующему и не несуществующему одновременно. Во всяком случае ребята с востока уверены в этом не первую тысячу лет. Впрочем, они еще в ту пору были очень странными. Но создавший двузначную логику разум запада не был богом. Так что у мира есть мало причин ему следовать. Выбор не исчерпан дилеммой «быть или не быть». Дух веет где хочет, мало сообразуя свои движения с нашей логикой и научными теориями. Психолог оказывается в роли охотника за приведениями, тщащегося поймать неуловимое. Что за дивную рыбу принесут ему его сети...?

Книги, имеющие душу:

 

Э. Фромм «Душа человека»

Ж. П. Сартр «Бытие и ничто»

С. Гроф «Путешествие в поисках себя»

И. Ялом «Экзистенциальная психотерапия»



Просмотров: 504
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • И это все о нем… Интенсив «Искусство быть с Другим: тело, разум, душа - 2016»
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Другой - не поставщик твоего ресурса. Он лишь показал, что в тебе есть это самое лучшее
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • И жили они душа в душу — то он ей в душу, то она ему в душу…
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что главнее-дух, душа или духовность?
  • В каждом из нас есть что-то от ящерицы, или сила архаичного мозга
  • «Делай, что должен, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Остановка на действие. Часть 1.
  • Как то все не так.. или Мир наоборот.
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Что есть бедный, а что есть богатый внутренний мир?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Я! Я есть! Что Я есть? Пустые ли это звуки?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что есть злость и для чего она нужна?
  • Что такое травма души и можно-ли травмировать душу ?
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь