|
Сколько душа просит в граммахАвтор статьи: Подхватилин Николай Васильевич
Роль алкоголя в российском обществе изменилась, утверждают психологи Мы говорим - "праздники", подразумеваем "застолье". "Веселие на Руси - есть питие". Но этот древний афоризм уже не отражает действительности, потому как праздники сменяются буднями, а питие остается. И отнюдь не для того, чтобы пребывать в хорошем настроении. Гораздо чаще, чтобы заглушить плохое. Тонкие эмоции растворяются в водке - С морально-психологической точки зрения алкоголизм и психиатрические заболевания похожи, - говорит Николай Васильевич. - Как, например, развивается приобретенная шизофрения? Человек очень хочет чего-то добиться, что-то делать, испытывать некие сильные чувства, но у него это не получается, он вынужден жить совсем не так, как стремится. И начинается раздрай в душе: человек сам с собой не может договориться. Постепенно этот раздрай превращается в расщепление личности: одна ее часть не может отказаться от чего-то заветного, от несбывшихся надежд и уходит в иллюзорный мир, а другой стороной души человек вынужден жить иначе - в реальности. И он старается от этой реальности уйти. - Вы ведете к тому, что пьянство - это тот же "уход", только более "легкий"? - Можно и так сказать. Человек надеялся на что-то, собирался как-то построить свою жизнь, но получилось совсем иначе, чем думалось. И ему трудно воспринимать эту данность, с которой он не согласен. Мужчины хорошо знают: после выпитой рюмки все наиболее бередящие душу переживания как бы теряют свою остроту: алкоголь притупляет "тонкие" эмоции и чувства. "Грубые" эмоции - это когда на стадионе орут: "Шайбу! Шайбу!" А восторг души, испытываемый от "Джоконды", или томительное ощущение, что все в этой жизни не так, что она вообще не сложилась, - это и есть "тонкие" эмоции. Алкоголь отодвигает эти чувства, разум, высшую нервную деятельность на второй план. - Николай Васильевич, а почему у нас так любят алкоголиков? Мы по-доброму посмеиваемся над ними, в метро пьяного, спящего на сиденье, никто не тронет даже в час "пик", градоначальник отдает распоряжения задаром отвозить "перебравших" в праздник людей по домам. И вообще непьющий человек, согласитесь, несколько... подозрителен. - Один мой знакомый как-то изрек в подпитии: "Кто не пьет, у того совести нет". Его логика заключалась в следующем: окружающая нас действительность такова, что если человек принимает ее, значит, у него... нет совести и моральных принципов. А если пьет, значит, заливает водкой свою совесть, значит, не принимает этот бессовестный мир, упорно требуя вслед за популярным певцом: "Пусть мир прогнется под нас!" - Значит, если тебе не надо заливать совесть, то ее у тебя и нет! Ничего не скажешь, логично. Да, мир очень часто несправедлив, но, увы, не "прогибается"... - Вот человек и начинает приспосабливать его к себе при помощи алкоголя. Только давайте все же оговоримся: мы рассуждаем не о совсем уж скатившихся, спившихся "синяках", а, скажем так, о пьющих людях. Как это ни парадоксально, но в этом случае алкоголь помогает, с одной стороны, сохранить свою личность - свои устремления, идеалы, "не прогнуться", а с другой - снять на время накопившиеся стрессы, "пропить" их. Кому - рюмка, кому - медитация - Вы меня пугаете: не хотите же вы сказать, что выпивать - это хорошо? - В определенной мере и при определенных обстоятельствах. Когда человеку недоступны - в силу его воспитания, культуры, жизненного опыта, наконец, - никакие другие пути выхода из внутреннего кризиса. Медитации, занятия ушу, вошедшие в привычку и ставшие неотъемлемой частью культуры общества, приводят организм к внутреннему балансу, и алкоголь как способ нервной разгрузки восточным людям просто не требуется. Сама философски-религиозная концепция позволяет человеку с восточным менталитетом чувствовать себя в согласии с миром и в трезвом виде. Мировоззрение позволяет довольствоваться тем, что предлагает ему окружающий его мир, и быть при этом счастливым. День настал - прекрасно, есть кусок хлеба, еда на сегодня - и ты счастлив, доволен и испытываешь радость бытия. Зачем убегать от реальности при помощи алкоголя, если она тебя устраивает? - Николай Васильевич, а что же в западном и в нашем, российском, мировоззрении такого, что заставляет людей пить? - А вы вспомните средние века, инквизицию, появление первых промышленных предприятий - времена перехода к индустриальному обществу. Взамен религиозного в общественное сознание стал внедряться рациональный подход к жизни. До этого душевная жизнь западных обществ развивалась естественным чередом. Заметьте, люди воевали не из-за нефти, а из-за оскорбленных чувств, например. Тогда жили чувствами, эмоциями. А с развитием индустриализации жизнь все больше стала строиться не по принципу "люблю - не люблю", "нравится - не нравится", "плохой - хороший", а по принципам "выгодно - невыгодно". Появилась необходимость давить эмоции, точнее, загонять их в подсознание. Душевные устремления перестали учитываться в реальной экономической жизни и, соответственно, в обществе. Западный человек был вынужден учиться жить не так, как хочется его душе, а как "необходимо" - как выгодно. Но душа-то болит! Так возник конфликт между внутренними устремлениями и внешней данностью. Это породило внутренний дискомфорт и напряжение. А чем его снять? - Алкоголем? - Вот именно - средством наиболее доступным и по тем временам. Кто не смог подавить душевные устремления, начал "заливать" эмоции. Самовыражение под градусом - Постойте, но не случайно же весь мир удивляется "загадочной русской душе" - в России, как и на Востоке, о душе всегда заботились в первую очередь. - Так потому питие у нас и развивается, что народ пытается душу сохранить! И, к сожалению, видит для этого только один способ - алкоголь. Я не оправдываю пьянство, а призываю посмотреть на него трезвыми глазами. Конечно, можно сказать привычное, что, мол, алкоголики - это "отбросы общества". Если же не кривить душой, то придется признать, что алкоголик - это человек, который не может прийти в душевное равновесие. Мне кажется, к проблеме пьянства целесообразнее подходить как к проблеме людей, которые не могут воспринимать реальность таковой, какова она есть. Можно бесконечно твердить о вреде пьянства, но ведь пьющий человек и так понимает, что он себя травит. И все равно выбирает алкоголь, а не ту страшную душевную боль, которую испытает при трезвом "возвращении" в реальность. - А что же нам на государственном уровне делать с пьянством? - Надо, чтобы наше государство стало более социальным. Признать человеческие ценности в экономике: не человек для экономики, а экономика - для человека. Может, надо на государственном уровне совершить какие-то даже иррациональные поступки, пойти на какие-то иррациональные решения ради людей. Допустим, на селе. Там же люди живут, а не просто работники, обеспечивающие продовольственную безопасность страны! Может, нужно проложить дороги к "неперспективным" деревням, открыть там клубы, кафе, студии искусств, чтобы у людей была возможность жить эмоциональной жизнью, то есть выражать свои духовные устремления. Мне довелось изучать дореволюционную жизнь в одном из сел Тамбовской губернии. Каждый божий день молодые люди, старики выходили в поле (там это называлось "выгон"), где играли на гармошках, плясали, пели песни, частушки, гуляли... Им не надо было водкой заглушать в себе потребность выражать свою душу - человек ежедневно мог выразиться в танце, в песне, в частушке... А сейчас там - полуистлевший клуб, где летом играет магнитофон. - А почему тогда так много пьющих среди представителей профессий, в которых масса возможностей для "самовыражения", - актеров, художников, журналистов?.. - В психиатрии есть такой термин - "кардиопрофессии". К ним относятся еще и врачи, и режиссеры, и руководители разного звена. Не случайно, например, начальники так часто хватаются за сердце: происходит то, что в профессиональной психологии называется "перенос" и "контрперенос". Когда человек не хочет или не умеет дистанцироваться, диссоциироваться от чужих проблем, его психика незаметно принимает их на себя, и он на уровне подсознания начинает переживать их как свои собственные. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вот почему "творческие личности" так часто и так быстро "сгорают". Беседу вела Галина Калинина.Попробовать обсудить вечную боль Русской Души ,здесь Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|