Опыт моей работы показывает, что довольно частыми проблемами клиентов являются чувство беспомощности в авторстве построения собственной счастливой жизни, беспричинные проявления печали, озлобленности на мир или себя.
Многие люди находятся в тисках детского опыта и во взрослой жизни часто воспроизводят сформировавшиеся еще в далеком детстве модели реагирования в отношениях с другими.
Так, одна моя клиентка, будучи на восьмом месяце беременности, говорила о том, что вполне могла бы справиться сама. Так, при внешне благополучных отношениях она высказывала готовность взять весь груз заботы о ребенке на свои плечи. Мой вопрос о том, насколько она осознает решение "Будь сильной" поставил ее в тупик. А буквально месяц спустя такая ситуация возникла в ее жизни.
Опыт работы с ней показал, что она находится в Драйвере "Будь сильной" и бессознательно внедряет его в жизнь, подбираяя соответствующего партнера на эту роль.
Наша жизнь представляет собой череду сменяющих друг друга контекстов. И порой создается впечатление, что человек сам заранее запрограммировал себя на неуспех.
На самом деле так оно и есть.
Ни для кого не секрет, что в первые пять лет мы строим свой первый эскиз будущей жизни. Как это происходит? Общение ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром.
Американский психотерапевт Э. Берн считал, что ребенок строит собственную модель мира в первые 5 лет жизни, вносит изменения в возрасте 12-15 лет и в последующем реализует в отношениях с собой и другими.
В процессе общения с близкими ребенок переживает чувства в связи с удовлетворением или неудовлетворением собственных потребностей. Например, потребность быть значимым является базовой человеческой потребностью и ребенок всячески стремится ее удовлетворить. Наиболее сложно это бывает сделать ребенку, в семье которого появляются братья или сестры. Так, одна моя клиентка испытывала чувство печали в связи с недостатком внимания со стороны матери. Работа с ней показала, что одним из запрещенных чувств в этой семье являлось чувство гнева в связи с появлением нового члена семьи. В силу создавшейся ситуации девочка подавила чувство гнева и заменила его печалью.
Таким образом, будучи еще совсем маленькой она сформировала сценарное убеждение "Я не нужна" и ее маленький Профессор принял решение о необходимости заботиться о братьях и сестрах как способе поддержания собственной значимости в ущерб собственному Я. В результате она нашла себе применение в помогающей профессии и довела себя практически до полного истощения.
Следует отметить, что родители передают ребенку определенные предписания (например, «Не взрослей», «Не будь важной», «Не доверяй» и т.д.), а ребенок выносит на основе этого ранние решения и подбирает для их подтверждения определенную стратегию жизни («Победитель», «Побежденный» или «Не-победитель»).
В ситуациях последующего общения ребенок проверяет ранние решения, проигрывая определенную роль, закрепляет их, отрабатывая при этом, определенный стиль взаимодействия со взрослыми.
В последующем ребенок накапливает воспоминания и использует их в качестве трафарета, создавая в своей жизни ситуации неуспеха, беспомощности и нереализованности.
Таким образом, формируется сценарий жизни.
Переформулировка ранних решений возможна при оказании профессиональной помощи либо в индивидуальном консультировании, либо в условиях групповой психотерапевтической работы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.