Как мы пишем сценарий жизни: размышления психолога

Опыт моей работы показывает, что довольно частыми проблемами клиентов являются чувство беспомощности в авторстве построения собственной счастливой жизни, беспричинные проявления печали, озлобленности на мир или себя.

Многие люди находятся в тисках детского опыта и во взрослой жизни часто воспроизводят сформировавшиеся еще в далеком детстве модели реагирования в отношениях с другими.  

Так, одна моя клиентка, будучи на восьмом месяце беременности, говорила о том, что вполне могла бы справиться сама. Так, при внешне благополучных отношениях она высказывала готовность взять весь груз заботы о ребенке на свои плечи. Мой вопрос о том, насколько она осознает решение "Будь сильной" поставил ее в тупик. А буквально месяц спустя такая ситуация возникла в ее жизни. 

Опыт работы с ней показал, что она находится в Драйвере "Будь сильной" и бессознательно внедряет его в жизнь, подбираяя соответствующего партнера на эту роль.

Наша жизнь представляет собой череду сменяющих друг друга контекстов. И порой создается впечатление, что человек сам заранее запрограммировал себя на неуспех. 

На самом деле  так оно и есть. 

Ни для кого не секрет, что в первые пять лет мы строим свой первый эскиз будущей жизни. Как это происходит? Общение ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. 

Американский психотерапевт Э. Берн считал, что ребенок строит собственную модель мира в первые 5 лет жизни, вносит изменения в возрасте 12-15 лет и в последующем реализует в отношениях с собой и другими. 

В процессе общения с близкими ребенок переживает чувства в связи с удовлетворением или неудовлетворением собственных потребностей. Например, потребность быть значимым является базовой человеческой потребностью и ребенок всячески стремится ее удовлетворить. Наиболее сложно это бывает сделать ребенку, в семье которого появляются братья или сестры. Так, одна моя клиентка испытывала чувство печали в связи с недостатком внимания со стороны матери. Работа с ней показала, что одним из запрещенных чувств в этой семье являлось чувство гнева в связи с появлением нового члена семьи. В силу создавшейся ситуации девочка подавила чувство гнева и заменила его печалью. 

Таким образом, будучи еще совсем маленькой она сформировала сценарное убеждение "Я не нужна" и ее маленький Профессор принял решение о необходимости заботиться о братьях и сестрах как способе поддержания собственной значимости в ущерб собственному Я. В результате она нашла себе применение в помогающей профессии и довела себя практически до полного истощения. 

Следует отметить, что родители передают ребенку определенные предписания  (например, «Не взрослей», «Не будь важной», «Не доверяй» и т.д.), а ребенок выносит на основе этого ранние решения и подбирает для их подтверждения определенную стратегию жизни («Победитель», «Побежденный» или «Не-победитель»).  

В ситуациях последующего общения ребенок проверяет ранние решения, проигрывая определенную роль, закрепляет их, отрабатывая при этом, определенный стиль взаимодействия со взрослыми. 

В последующем ребенок накапливает воспоминания и использует их в качестве трафарета, создавая в своей жизни ситуации неуспеха, беспомощности и нереализованности.

Таким образом, формируется сценарий жизни. 

Переформулировка ранних решений возможна при оказании профессиональной помощи либо в индивидуальном консультировании, либо в условиях групповой психотерапевтической работы.  

 



Просмотров: 482
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сценарий жизни и решение "не быть здоровым"
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • "Обслужанка": психологическая роль в семье и жизни.
  • Ещё раз об Упражнении "Колесо Жизни". Из опыта работы.
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Драматургия развода. Акт 5-й: "Роль отца в отношениях «ребенок-отчим»"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Последствия неуверенности в себе: нажимаю "DELETE" собственной жизни
  • "Виктория" - сценарий моей жизни.
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Обзор работы Фрейда "Психопатология обыденной жизни"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская притча о собственной жизни "Маленькие чудеса любви".
  • Сценарии жизни человека - победитель, побежденный и не-победитель
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Прояснение собственной жизни". Техника.
  • Влияние родительских посланий на сценарий жизни. "Спеши!"
  • Кто формирует наш сценарий жизни или "Не люблю я этих врачов!"
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Как часто мы идем по дороге своей жизни на "автопилоте"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Мужской сценарий жизни "Плейбой"
  • В мире апатии или "Я не знаю чем занять себя в жизни"
  • Работа с ревностью. Консультирование с МАК. Техника "Ревность в моей жизни".
  • Чувство "Меры" || Интуиция в помощь! (будь в Мере)
  • Работа с МАК. Техника "Деньги в моей жизни".
  • Как и где зарождаются сценарии собственной жизни"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь