«Ложечка за маму» или как доверять ребёнку в вопросах питания

Автор статьи: Леонов Сергей

«Ложечка за маму» или как доверять ребёнку в вопросах питания

 

 

Ложечка за маму или как доверять реб нку в вопросах питания

 

 

Сначала думай о партии!

 

Ллойд де Моз, основатель такого психоистории, в своём замечательном исследовании о стилях воспитания детей в разные исторические периоды, пришёл к выводу, что в наши дни доминирует т.н. социализирующий стиль воспитания.

Этот стиль характеризуется тем, что родители на первое место ставят соответствие поведения ребёнка социальным нормам. Собственно, это же является стратегической задачей традиционной системы образования – вырастить законопослушного порядочного члена общества.

Потребности и интересы самого ребёнка при таком раскладе находятся далеко не на 1-м месте (к счастью, есть исключения).

Поэтому данная стратегия воспитания не может не повлиять и на формирование такого важного момента, как пищевое поведение ребёнка (привычки питания, отношение к пищи и т.п.).

Проявляется это в таких примерах, которые, думаю, многим хорошо знакомы по собственному детству.

- «Пока не съешь из-за стола не выйдешь» - и ребёнок приучается есть даже тогда, когда уже сыт или тогда, когда еда не вкусная.

- «Ешь быстрее, чего копошишься» - и ребёнок начинает есть быстро, пропуская сигнал сытости и вкус пищи.

- «Доедай всё за собой», «нельзя еду на тарелке после себя оставлять» - и ребёнок начинает думать, что чистая тарелка важнее комфорта в желудке.

- «Хочешь есть, попей водички» - и ребёнок начинает путать, где сигнал голода, где жажды.

Ну и в том же духе.

 

 

«Пока в нашей стране оружие делают под правую руку, он будет рисовать правой»

 

Как-то моя коллега, танцевально-двигательный терапевт Марина Бебик рассказывала случай из своей практики. Когда на занятиях дети что-то рисовали и один мальчик всё время брал карандаш в левую руку, а его дед (или отчим) подходил и перекладывал в правую.

Марина в какой-то момент подошла и аккуратно сказала, что, возможно, мальчику удобнее рисовать левой, и что в этом возрасте ребёнок может осваивать и то, и другое. На что дед сказал «Пока в нашей стране оружие делают под правую руку, он будет учиться рисовать правой».

Может многих этот пример и шокирует (хотя в нынешней ситуации может уже и нет), но в области питания многие родители в отношении ребёнка рассуждают примерно также.

«Я лучше знаю, что, когда, как и сколько ему есть».

Вот только потом, такие уже взрослые, 30, 40, 50-летние дяди и тёти приходят к нам на программу снижения веса и говорят «Знаете, я могу весь день не есть и не чувствовать голода». Или когда обсуждаем, каковы критерии сытости, многие говорят «Тяжесть, отрыжка, сонливость», хотя это как раз таки признаки переедания, а не сытости. Или кто-то говорит, что когда голоден просто пьёт воду и всё.

То есть пищевое поведение уже нарушено очень сильно.

Во многом потому, что когда-то родители этих взрослых дядь и тёть решили, что они-де эксперты в питании и лучше какого-то там малолетки понимают, что ему нужно, когда и сколько.

Так ли это на самом деле?

 

 

 

И сказал им: «Будьте как дети».

 

Известный эксперт в области психотерапии пищевых расстройств Светлана Бронникова в одной из своих статей ссылается на известный эксперимент, проведённый почти 100 лет назад. Привожу описание полностью, т.к. очень много показательного

 

Клара Девис в 1928г. в течение 6 лет наблюдала маленьких (в возрасте от 6 до 11 месяцев) постояльцев специального диетологического детского сада, организованного для цели этого эксперимента. Участниками эксперимента стали дети одиноких матерей̆, которые были не в состоянии содержать и обеспечивать своих детей, и дети матерей-подростков от нежелательных беременностей. Большинство детей страдали выраженной анемией и значительной недостаточностью веса, рахитом и другими расстройствами, обычно сопровождающими плохое питание. Каждый приём пищи и каждый кусочек съеденного ребёнком записывался на протяжение шести лет, что в итоге составило около 38 тысяч записей "пищевого дневника".
Пища предлагалась детям, но никогда не навязывалась. Еда выкладывалась в определенных местах, на виду у детей. Нянечки, ухаживавшие за младенцами, ещё не умеющими ходить, никогда не предлагали детям пищу активно. Только, если ребёнок совершенно однозначно тянулся к определенному виду пищи, он получал его в ложке. Если ребёнок отказывался есть, ложка тут же убиралась.
Дети, умеющие ходить самостоятельно, могли беспрепятственно подходить и выбирать любые виды и сочетания пищи, которые им были по вкусу. Предложенная еда была абсолютно натуральной, каждый вид пищи представлял собой монопродукт - сочетания и смешивания продуктов не доспускались. Почему? Чтобы убедиться, что ребёнок выбрал конкретный, определенный продукт ради его пищевой ценности. Поэтому в диете эксперимента присутствовали цельные зёрна, но отсутсвовал хлеб. Все виды пищи были несолёными, соль подавалась в отдельной мисочке, как и любой другой продукт, и дети могли выбирать её, если хотели. Среди предложенных продуктов были овощи и фрукты, несколько видов мяса и субпродукты (почки, печень), цельнозерновые хлопья и крупы, молоко и кисломолочные продукты.
Первым открытием эксперимента, ныне - научным фактом о питании детей, стало то, что дети потребляют неравномерное количество калорий в течение суток, недели или месяца. В один из дней они могут съесть двойную дневную норму калорий, в другой едва наберут и половину. В один из дней калорийность съеденного могла достигнуть нормы за счёт потребления небольшого количества продуктов с высокой калорийной ценностью, например, мяса или круп, в другой - за счёт овощей и фруктов, съеденных в большом объёме.
Ни один из стилей питания маленьких испытуемых никак не соответствовал нормам питания, разработанным Институтом Педиатрии для их возраста, и ни одна диета не была похожа на другую. Каждый ребёнок ел по-разному. Плевать эти маленькие негодяи хотели на нормы питания. Они ели тушёную печень, запивая её молоком и заедая парой крутых яиц. На ночь. Они с удовольствием помещали кружок банана на картофель и с аппетитом поглощали этот кошмар диетолога.
Было обнаружено, что, по сравнению со статистикой других детских учреждений, участвовавшие в эксперименте дети, мало и редко болеют и переживают типичные для этого возраста мелкие неприятности со здоровьем. Запоры были неизвестны в этом детском саду. Не было обнаружено случаев рвоты или поноса. За время эксперимента вирусные инфекции типа гриппа, которыми заболевали дети, проходили с невысокой температурой и длились не более 3 дней. Было отмечено, что, в период восстановления после инфекций дети поедали необычно много свежего мяса, молока и фруктов.
Разумеется, участники эксперимента проходили регулярные и подробные медицинские обследования, которые выявляли повышение гемоглобина в крови до уровня нормы, нормализацию уровней кальция и фосфора, прекрасную кальцификацию детских костей у тех, кто до начала эксперимента страдал от рахита, в некоторых случаях - в запущенной форме. Самое поразительное, что дети набирали вес до необходимой по возрасту нормы, но не более того. Разумеется, в группе были более худые и более основательно сложенные участники, но ни истощения, ни ожирения замечено не было.
Позже был проведен целый ряд диетологических экспериментов с детьми, показавших исключительную способность "неиспорченного" нормами питания человеческого организма самостоятельно регулировать уровень и вид потребления пищи.

 

Таким образом, можно сказать, что большинство детей до определённого возраста (в среднем до поступления в детсад, кто-то чуть позже) обладают естественной, врождённой способностью правильно питаться.

Так, 2-летний ребёнок, не смотревший Елену Малышеву и Геннадия Малахова, не читавший книжек по диетологии и т.п., тем не менее как-то понимает, когда ему пора есть!

Более того, он понимает это и чувствует голод не менее 4-х раз в сутки, и это правильно!

(а вы, уважаемый читатель?)

Ребёнок не знает, какие сложные связи и психофизиологические механизмы регулируют процесс насыщения, но в какой-то момент он чувствует, что сыт и отодвигает тарелку.

Младенец, который ещё не умеет говорить, почти мгновенно понимает, если вместо груди мама даёт ему бутылочку с водой, когда тот хочет есть. И он начинает плакать, потому что чувствует, что это подставаJ

Но, как говорилось выше, родители часто не доверяют ребёнку в этих вопросах, считая, что они знают лучше.

Однако если вы всё-таки рискнёте, то следующие рекомендации, возможно, укрепят ваше доверие в силу интуитивного питания вашего ребёнка и помогут сохранить у него правильное пищевое поведение, позитивное отношение к своему телу, нормальный вес и высокий уровень жизненной энергии!

 

 

7 советов родителям о питании маленького ребёнка с точки зрения психологии и интуитивного питания

 

Уважайте чувство голода.

Голод – один из важных физиологических сигналов, которые посылает нам наше тело, чтобы сказать, что пора есть. Пропускать, игнорировать, подавлять чувство голода – это значит относиться к своему телу как бесчувственному роботу.

Поэтому уважайте чувство голода вашего ребёнка, давая и ему понять, что есть, когда голод – это правильно, хорошо и полезно.

Да, забыл сказать – ещё кормите его, когда он голоден (ну, это на всякий пожарный, а то потом кто-нибудь скажет, что этого не говорилиJ)

 

Уважайте чувство сытости.

Просто примите решение, что для вас важнее – чистая тарелка, не пропавшая еда, или желудок вашего ребёнка.

«Лучше в нас, чем в таз» отменяется!

Желудок не унитаз и не мусорка.

И когда ребёнок говорит (или, пока не умеет говорить, невербально показывает), что он сыт, значит он сыт. И «ложечку за маму» съешьте сами.

Другое дело, если он не ест, потому что капризничает или манипулирует. Но для этого психология вам в помощь, чтобы уметь это видеть и находить на такой случай тайные уловки, чтобы он поел и не остался голодным.

Мы с женой, например, в кашу ягоды добавляем, и нас сын с удовольствием их вылавливает, съедая параллельно и кашу.

 

Не спешите.

Еда – это интимный процесс. Чтобы почувствовать сытость и получить удовлетворение важно не спешить.

Заметьте, дети часто едят медленно. А родителей часто это нервирует. Ну, да здравствует личная психотерапия для родителей, дети тут ни при чём.

Когда ребёнок ест медленно, он учиться контактировать с пищей. В будущем это позволит ему вовремя останавливаться, не есть просроченные продукты, не класть в рот что-то только потому, что это вкусно выглядит, различать искусственные добавки и т.п.

 

Перестаньте тревожиться.

«Он ничего не ест, неверное, болеет» - с ужасом говорит бабушка, после того, как внук съел не всю тарелку супа, а только половину.

Успокойтесь. Раз на раз не приходиться. Сейчас ребёнок может действительно не хочет много есть, а завтра в это же время съест на треть больше.

Если ребёнок активен, бодр, у него хорошее настроение, нормальная температура и в целом он не отказывается наотрез есть, значит, всё хорошо.

А желание, чтобы он непременно съел всю порцию – это уже история бабушки, которую, конечно, тоже можно понять, потому что еда для неё (и для всех, кто пережил войну и голод) имеет совсем иное значение, чем для многих из нас. Но тут на защиту интересов ребёнка должны встать родители, проведя мягкие профилактические беседы с бабушкойJ

 

Учите ребёнка уважительно относиться к еде, к приёму пищи.

Эту было актуально раньше (например, нельзя выбрасывать хлеб), это актуально и теперь.

Но важно отношение не только к самой еде, но и к приёму пищи.

Поэтому кормить где попало не самый лучший вариант.

Также обращайте внимание ребёнка на то, что маме с папой тоже нужно поесть (если вы покормили его раньше), чтобы он постепенно понимал, что это важный процесс, на который каждый должен иметь право.

Возможно, лет через …дцать это поможет ему уйти вовремя на обед на работе, в то время, как его коллеги будут пить водичку или кофе, думая, что работа важнее, чем принятие пищи.

 

Не заставляйте – вовлекайте!

Еда может быть удовольствием, а может и способом манипуляции и насилия.

Когда в детском саду воспитательница говорит «если не съешь, вывалю за шиворот» или публично позорит кого-то, говоря, что все уже поели, а он всё ещё копается, тогда ребёнок начинает воспринимать еду как врага. Бессознательно. И потом с большой вероятностью будет с ней бороться уже во взрослой жизни. А тут и лишний вес, и булимия, и анорексия и пр.

Поэтому не заставляйте что-то есть, не угрожайте едой, не лишайте еды в целях воспитания.

Конечно, бывают ситуации, когда надо, чтобы ребёнок выпил лекарство вместе с едой. Или съел хотя бы пару ложек, если болеет и совсем не хочет есть.

Но вы же родители и вам дан мозг, который может придумать кучу идей, как вовлечь ребёнка в то, чтобы ему было интересно что-то съесть.

Вермишель в виде зверушек, цветные макароны, вылавливание банана, рассказывание интересное истории и т.п.

 

 Получайте удовольствие сами.

 

Если вы сами уважительно относитесь к питанию и умеете получать от процесса еды удовольствие, то и ребёнку будет легче это научиться сделать.

Как говорил один мой коллега, «вступайте с едой в интимные отношения»!

Готовьте с удовольствием, выделяйте достаточно время для принятия пищи, кушайте в хорошем настроении, выбирайте для себя то, что любит ваше тело, получайте удовольствие от разнообразия вкусов – и ваш ребёнок научиться доверять вам и доверять себе в вопросах питания.

 

 

Приятного аппетита вам и вашему ребёнку!

 

 

P.S.

 

 

Если вам интересна тема правильного, безопасного снижения веса с точки зрения психологии и интуитивного питания, а также помощь в ответах на самые типичные вопросы, которые возникают на пути к стройности, то приглашаю вас пройти мой видеокурс "Мастерская Стройности", приобрести который можно онлайн прямо на psyoffice.ru

 

 

P.S.

 

Кстати, подписывайтесь на наш паблик "Осознанное питание и психологая стройности", где есть много-много интересного и про осознанное питание, и про психотерапию пищевых расстройств и про психологию стройного человека!



Просмотров: 433
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребёнок отказывается есть. Нужно ли заставлять его есть?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Как разводиться, когда есть дети? Профилактика детских психотравм при разводе родителей.
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Ребёнок малоежка или у него расстройство избирательного питания? Часть 2.
  • Ребёнок малоежка или у него расстройство избирательного питания? Часть 1.
  • Как работать, когда есть дети? Часть 1
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Беременность. Когда в прошлом есть неудачные попытки выносить ребёнка.
  • Приведения, монстры и темнота: когда ребёнок не может уснуть
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Когда муж не глава семьи, а ещё один ребёнок
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Разводиться или нет, если уже есть дети?
  • Что чувствует ребёнок,когда его наказывают игнорированием.
  • Правила для мам и пап, где есть зависимый ребёнок.
  • Внутренний ребёнок - есть контакт!
  • Как быть когда ребёнок бьёт маму
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Ребёнок болеет. Роль семьи, роль питания.
  • Если ваш ребёнок боится спать один
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Он говорит - что проблема в вас. Когда есть сомнения, того ли мужчину вы выбрали.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь