|
Чего боятся наши дети?Автор статьи: Гончарова Ольга Геннадьевна
Мой ребенок 4 лет боится спать один, боится ходить в туалет один, боится оставаться один в комнате, я уже не говорю о темных помещениях. Насмотревшись мультиков он боится приведений, злых монстров и т.д. Что делать в этом случае? Мы, взрослые, делаем все, чтобы уберечь наших малышей от малейшей опасности. Но вместе с тем прекрасно понимаем, что мы не всегда можем оказаться в нужный момент в нужном месте, поэтому стараемся описать опасности ребенку в таких живописных красках, что увлекаемся говоря о микробах от невымытых вовремя рук; не жалеем красок говоря об укусах диких собак и кошек; стараемся напугать злым дядей, который ходит с мешком и собирает непослушных детишек и т.д. А потом мы удивляемся неуверенности в себе, трусости, страхам наших детей. Чем тревожнее чувствует себя взрослый, чем сильнее его страх за детей, тем драматичнее и подробнее он будет описывать ужасы, подстерегающие его ребенка, стараясь тем самым научить детей избегать опасности. Но на деле получается совсем наоборот. Ребенок, не понимая реалий окружающей жизни, волне естественно считает, что его дом населен неведомыми существами («В розетке живет ток», «В морозильнике живет мороз – укусит за пальчик», «Не плач, за стеной живет страшный дядя, он будет ругаться»…), потому вполне естественно, что он верит в существование приведений, монстров и т.д., которых он реально видел по телевизору. Они для ребенка даже более явны, чем невидимый ток, который живет, со слов мамы, в розетке. А фраза: «Не плач, а то придет чужой дядя и будет ругаться, заберет и т.д.», - вообще акт признания взрослого самому себе в неспособности справиться с капризами ребенка. Только малыш сначала затихает от страха, потом, при повторении этой фразы несколько раз, перестает верить в нее, а заодно перестает верить маме, которая попросту врет; а заодно малыш учиться относиться недоверчиво к людям - ведь вы подрываете веру малыша в доброжелательность окружающего мира к нему. Палитра страхов зависит от возраста ребенка. Дети 3-5 лет боятся темноты, замкнутого пространства, пожаров, войны, смерти, страх опоздать, заразиться чем –либо и т.д. – в общем все то, что мы произносим ребенку вслух или то, что он видит по телевизору, плюс все то, что он домысливает сам себе. Часто бывает, что родители запугивают ребенка не злыми героями, а страхом наказания или лишением удовольствия, если ребенок не выполнит то-то и то-то («Если ты, не будешь меня слушаться, я не куплю тебе мороженного», «Если ты не сделаешь этого тогда я тебя накажу…» и т.д.). Как выясняется, ребенок чаще всего не понимает, за что его наказали. Практические рекомендации:Один из приемов работы со страхами заключается в том, что вы предлагаете ребенку нарисовать, то, что он боится, например, приведение. Обычно свои страхи дети рисуют черным цветом. Пусть он постарается изобразить его как можно лучше. Затем вы вместе с ребенком берете цветной фломастер красного цвета и пририсовываете приведению улыбающийся ротик, голубые глазки с ресничками, пририсовываете к рукам приведения букет цветов, «одеваете» его в цветные одежды и т.д. Вместе с изменением рисунка, меняется и настроение изображенного приведения – оно перестают быть мрачно-злым и становится вполне милым и симпатичным. Острота страха ребенка притупляется, а при дополнительной беседе с ребенком стирается совсем. Таким образом можно преобразовать отрицательный рисунок в положительный. Это прием могут использовать и взрослые, рисуя абстрактные картинки плохого настроения, затем преобразовывая их в положительные образы. Еще один метод преодоления страха: Как и в первом случае просим ребенка нарисовать, то, что он боится, причем как можно подробнее, затем говорим: «А теперь давай уничтожим этого злого героя, и он больше не станет тебя пугать». Поджигаете рисунок, а ребенок, который видит, как корчится в огне доселе непобедимый злодей, начинает верить в себя, в то, что он сам смог справиться и уничтожить зло. Пепел развеять на улице или смыть, если рисунок будете сжигать в ванной комнате, напоминая ребенку, что больше этого существа нет, оно исчезло. Очень часто дети не говорят о своих страхах и родители считают, что их дитя ничего не боится. Часто это ложное заблуждение. Попробуйте рассказать ребенку такую сказку: «Жил был один мальчик (девочка), у него были папа, мама и старшая сестренка (перечисляете, всех кто живет в вашей семье), семья была очень дружная и все друг друга любили. Когда мальчик оставался один (или ложился спать) он начинал бояться…» и здесь вы ненавязчиво просите ребенка продолжить сказку: «Как ты думаешь, чего боялся этот мальчик (девочка)?» Ребенок сам того не понимая, говоря о другом мальчике проговаривает свои страхи, вот здесь будьте внимательны, обращайте внимание на каждый произнесенный страх, не смейтесь, не допускайте комментариев к словам ребенка, не вспугните его. Лучше спросите, что может помочь этому мальчику не бояться злодея. И предложите своему ребенку стать героем - спасти этого мальчика. Кроме того, если ваш ребенок боится спать без света – не выключайте свет, пусть горит ночник. Сделайте выключатель света пониже, чтобы ребенок, идя в туалет, смог сам его включить. Прочитайте ребенку на ночь добрую, спокойную сказку, посмотрите вместе с ним наш советский мультфильм, где даже приведения всегда вызывают симпатию, включите спокойную музыку, напоите малыша молоком с медом – это благотворно влияет на нервную систему. И спокойной вам ночи))) PS: а если страхи прошлого продолжают накладывать свой отпечаток на вашу взрослую жизнь, предлагаю его проработку при помощи метафорических проективных карт - замечательный метод работы с детскими и взрослыми проблемами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|