|
Чтобы стать хорошим расссказчиком, надо....Автор статьи: Шевцова Ирина Владимировна
«Чтобы стать хорошим рассказчиком – рассказывайте истории каждый день и везде, где возможно!». Очень популярная рекомендация, она часто звучит в разных источниках по сторителлингу. Соглашусь, но от части. И вот об этой части и хочу рассказать. Почему человек перестает рассказывать, а предпочитает отмалчиваться? Я, как любой психолог, скажу – идите в детство. Рассказывание – естественный процесс для ребенка, так же как игра. Но ему должно повезти с «говорящими» родителями – то есть в семье должна быть культура рассказывания. И не обязательно быть Ариной Родионовной, достаточно вечером за столом рассказывать у кого что сегодня произошло. И даже если все здесь складывается шоколадно, свою травму ребенок рано или поздно получит. Может быть от родителей, которые дадут понять, что то, что он говорит – никому не интересно. Может быть от сверстников, которые поднимут на смех или не поверят. Может быть от педагогов, которые не любят «болтунов» и обычно в наказание вызывают к доске – «Вот здесь рассказывай свои истории!» (интонация издевательства). Травма – это ситуация плюс чувства. И, может быть, с позиции взрослой жизни, не такая уж и значительная была ситуация, но память на чувства – это мощный якорь! И мы принимаем решение – «Это не безопасно! Лучше помалкивать!» — вариации могут быть разные, но суть одна. Вы можете гарантировать взрослому человеку, который готов рискнуть, что он не получит эту травму повторно? На мой взгляд, это может произойти с большой долей вероятности. Следующий аргумент – забота о слушателе. Неумелый рассказчик (на данном этапе) может найти свободные уши, но в чем они провинились?! Вы попадали в ситуацию, когда вам рассказывают что-то нудно и долго, и для вас совершенно не интересно, а вы не знаете, как все это прекратить? А если знаете – см. выше, последствия опять же плачевные. Еще бы я возразила против уместности историй в разных ситуациях. Опять же, мы говорим о неумелом, робком рассказчике, который думает больше о своей задаче рассказать, а к чему? Зачем? – это обычно заранее продумать невозможно, а навыка спонтанности еще нет. Не соглашусь, что история уместна везде. Иногда от тебя требуется указание, четкий ответ, приказ… молчание в конце концов! И это более конгруэнтно ситуации, чем … «Есть тут у меня история…». Сделать из человека балагура, у которого на каждый случай по байке – еще одна опасность рекомендации «как можно чаще и везде». Отвергая – предлагай! Предлагаю: 1 Понять прежде всего – зачем мне это надо? Предстоит нелегкая работа по преодолению своего сопротивления, страхов, нелестной самооценки. И обучение, тренировка, анализ. Без мотивации ну никак нельзя! Например: -«Мне надоело быть серой мышкой в компании, хочу, чтобы меня замечали и уважали»; - «Хочу открытых отношений со своим любимым человеком, но совсем не умею о себе рассказывать»; - «Чувствую, что перебираю с авторитарными методами в руководстве, надо как-то помягче с людьми, почеловечнее…»; - «Очень хочу побыть на месте рассказчика, которого все внимательно слушают. Хочу почувствовать власть рассказчика над слушателями»; - «Понимаю, что это способ установить потерянные отношения со своим ребенком. Я никогда не рассказывал ему о себе» и т.д. 2 Найти безопасные ситуации и людей, которые готовы тебя поддержать. Если у тебя есть своя компания, подруги, сослуживцы, доброжелательно относящиеся к тебе – рискуй! «Вот я всегда молчал, а сейчас так захотелось вам рассказать…». Безопасным и очень эффективным будет работа в группе, где собрались люди с такими же целями. 3 Репетируй с собакой. Кошка, попугай и хомяк тоже подойдут. Животные уловят твой посыл, твою интонацию, чувство. Если ты сможешь удержать собачье внимание – можно и на люди выйти). Проговаривание вслух истории даст тебе возможность понять, что лишнее, что надо добавить, о чем ты говоришь и зачем. Да, если животных нет, можно и стулу рассказать. 4 Собирай свои истории. Если событие сложилось в приличную, на твой взгляд, историю, дай ей название и положи на ближайшую полку совей памяти. И постарайся придумать ей применение, в какой ситуации она будет уместна и с какой целью. Все, это уже не просто история, это инструмент. Если ты им воспользуешься хоть раз, и это раз будет удачным, он станет для тебя помощником. Так же поступаем и с другими историями. Рассказчик одной единственной истории – персонаж комичный, стремись не только к качеству, но и к количеству. 5 Продумайте ответ на вопрос: «Что может произойти самого страшного?». Возвращаясь к началу статьи, предстоит понять, что тебя травмирует больше всего и чего надо избегать. Для меня, к примеру, ужасна ситуация, когда меня перебивают вопросом, не имеющим отношение к истории (« Например: «Тебе чаю еще налить?») или выходят в другую комнату («Рассказывай, я слышу!»). Я или перестаю что-либо рассказывать таким людям, или очень серьезно говорю о своих чувствах : «Когда ты так поступаешь, я чувствую себя пустым местом». Впрочем, этой фразы я никогда не произносила – люди ведут с нами себя так, как мы им позволяем. И когда я поняла, чего я хочу избежать, это перестало происходить.
Не хочется заканчивать призывами и заверениями, что все будет хорошо. Скажу так: Я вас понимаю! И зависть к хорошим рассказчикам. И презрение к тем, кто ворует наше время пустыми, лишенными жизни рассказами. И страх, оказаться таким же. Все не так просто, как может показаться. Но история того стоит!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|