Сегодня речь пойдет об ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство, невроз навязчивых состояний), сложной теме, которую я, как всегда, постараюсь объяснить попроще.
Сразу к сути. ОКР - это заболевание, которое характеризуется навязчивыми мыслями и действиями. Например, навязчивые мысли о заражении какой-либо инфекцией и частое долгое мытье рук в следствие этого.
ОКР - довольно распространенная проблема, в среднем около 1-2% людей страдают им в течении жизни (то есть из ваших 500 друзей вконтакте 5-10 человек вполне могут оказаться больны).
Что такое навязчивые мысли? Это мысли, образы, представления, которые появляются в нашей голове и не хотят из нее уходить. Или уходят, но скоро возвращаются опять. Как правило, они носят неприятный характер, тягостный характер, и очень портят настроение. Скорее всего, вам это знакомо, потому что в том или ином виде навязчивые мысли бывают у всех людей. Заела у вас песенка в голове, думаете накануне неприятной встречи о ней каждые 5 минут, сомневаетесь весь день, выключили ли утюг с утра - все это примеры обсессий (навязчивостей). Но больны ли вы? Скорее всего, нет. Есть еще несколько признаков. Первый - само появление этих мыслей в голове больного уже ему неприятно, то есть ему неприятен сам факт того, что эти мысли есть. Второе - данная проблема существует, как минимум, две недели, и большую часть дней человека одолевают навязчивые размышления. Третий - человек пытается с этими мыслями бороться. Для начала - "отогнать" их, отвлечься, забыть. Потом появляются какие-либо действия, помогающие справится с мыслью на какое-либо время. И это уже - навязчивые действия.
Как видно из моих слов выше - сами действия не являются в полном смысле навязчивыми или неконтролируемыми, они являются лишь реакцией на навязчивые мысли. Что же это за действия?
Мытье рук по 10 минут определенным способом после каждого возможного "заражения" (иногда десятки раз в день). Три раза вернуться к квартире и подергать за ручку ровно 5 раз, а затем выйти из подъезда левой ногой - и квартира не сгорит. Кстати, если вдруг человек вышел из подъезда с правой ноги, весь цикл действий придется проделывать заново. Очень неудобно, правда? Это ещё один из признаков заболевания - оно реально ограничивает жизнь человека, превращая ее в бесконечную череду навязчивых действий. Второй пример - пример весьма вычурного поведения, которое уже не очень может быть объяснено хоть какой-то логикой. Поэтому навязчивые действия получили название "ритуалов". Бывают и мысленные ритуалы - например, у человека навязчивая мысль, что его мама умрет от онкологической болезни. Как только она пришла, чтобы подобный сценарий не сбылся, человек должен детально представить, как мама живет здоровая в возрасте 150 лет. Или представить, как он ее гладит (проявляя извинения за свои мысли - как мы помним, часто именно факт их существования приносит негативные эмоции).
Еще недавно лечение подобных людей было большой проблемой. Однако, на данный момент, это заболевание излечимо в большинстве случаев!
Во-первых, антидепрессанты из группы СИОЗС показывают хороший результат, при относительно невысоком уровне побочных эффектов. К сожалению, в 94% случаев результат сохраняется, только если не заканчивать прием лекарств.
Ну и второй вариант лечения - когнитивно-поведенческая терапия, которая доказала свою эффективность в лечении этого заболевания, как ни один из других методов психотерапии. Результативность в данном случае находится, в среднем, на уровне 50-60%. Низковато, скажете вы? Да, цифра не очень воодушевляющая, но все дело в том, что она включает в себя людей, которые не прошли курс терапии до конца. И таких людей много. Почему? Психотерапия - это всегда работа, и не всегда приятная, а в случае с ОКР - так и вообще, сложная и неприятная. Но эффективная.
Как же проводится психотерапия этого расстройства? Для того, чтобы разобраться с этим, нужно понять, как «работает» эта болезнь (а для этого неплохо предварительно ознакомится со статьей про когнитивную теорию личности).
Итак, возьмем для примера человека с навязчивым мытьем рук. Типичная для таких пациентов ситуация: пришел в общественное место и побежал мыть руки, и так каждые пять минут. Почему? Потому что запускается определенная последовательность мыслей, эмоций и действий:
- Человек дотрагивается до ручки двери, столешницы, случайно касается другого человека, поднимает деньги с пола...
2. Появляется навязчивая мысль (обсессия) - на ручке/полу/человеке были бактерии, теперь я могу заразиться.
3. Эта мысль вызывает рост тревоги
4. Чтобы снизить тревогу, человек решает вымыть руки.
5. Тревога снижается. Готово! Он - восхитителен!
Наверное, подобная ситуация была у многих - поднять что-то с пола, дотронуться до ручки. И даже возникала мысль про грязь и бактерии, но чаще всего бежать мыть руки она вас не сподвигала. Почему у нашего наблюдаемого все иначе? Потому что мысль о бактериях на самом деле состоит из двух частей — автоматической и оценивающей мыслей:
- — автоматическая мысль: «на предмете были бактерии»
- — ОЦЕНИВАЮЩАЯ мысль: «Я заражусь чем-то страшным»
Но, скажете вы, и такая мысль может проскальзывать у здорового человека. Да, может. Все происходит дальше, когда человек все-таки вымыл руки: он вымыл руки, и — о, чудо! — ничем не заболел. Это замыкает цикл:
Так как человек не получает корректирующего опыта — опыта, свидетельствующего о том, что и не помыв руки, можно остаться в живых, его мысль о том, что можно чем-то заразиться, крепнет, как и уверенность в том, что от этого спасает мытье рук. Поэтому мытье в данном случае, или какие либо другие ритуалы в других — называются охранительным поведением, и, хотя субъективно они помогают в настоящий момент, в контексте течения заболевания — только усугубляют ситуацию.
Данный цикл подкрепляется не только взаимосвязью «ритуал — оценивающая мысль».
Когда человек выполняет ритуал, уровень его тревоги снижается — и это очень приятное ощущение, что является мощным положительным подкреплением (как вкусняшки для собак за правильное выполнение команд).
Следующий механизм:
Человек может быть не очень-то уверен в правдивости оценивающей мысли, но делает ритуал (который часто неприятен — например у людей с навязчивым мытьем рук часто с этих самых рук слезает кожа),чтобы снизить уровень тревоги. Да, у него появляется мысль «Эта тревога нестерпима» «Я ее не выдержу» и т.п.
Как влияет на эту мысль охранительное поведение? Правильно, оно ее подтверждает, ведь человек не получает доказательств того, что он может выдержать тревогу.
И, наконец, еще один механизм — это то, на чем держится наша оценивающая мысль. Правильно, это промежуточные и глубинные убеждения.
Например, ГУ — «Я неудачник», а ПУ — «Если может произойти что-то плохое, со мной это точно произойдет». Стоит ли говорить, что факт наличия заболевания, которое отравляет жизнь, только подпитывает эти убеждения?
Что же со всем этим делать? Как по вашему, можно разорвать данные циклы? Куда бить? Подумайте об этом прежде, чем переходить к правильному ответу.
Правильный ответ:
Работать при лечении ОКР нужно сразу с несколькими мишенями
- Оценивающая мысль — мы исследуем ее объективность и реалистичность.
- Мы отказываемся от ритуалов и прочего охранительного поведения. Таким образом, мы перестаем подкреплять оценивающую мысль
- Чтобы от ритуалов было проще отказаться, мы работаем непосредственно с тревогой — и это одновременно самый главный и самый неприятный компонент лечения — это экспозиция и поведенческие эксперименты. Мы будем специально вызывать тревогу, и при этом не делать ритуалы. Разумеется, подбирать стимулы — в данном случае, грязные предметы, будем по степени их загрязнения, сразу лазать в унитаз руками не будем. Кстати, проводится все это, по возможности, с участием психотерапевта (он тоже будет касаться грязных предметов, насылать проклятия на родителей, и т.д.).
- Данными упражнениями мы не только снизим уровень тревоги, но еще и победим мысль о том, что тревога нестерпима (и сам отказ от ритуалов тоже нам в этом поможет — у нас будет опыт победы над тревогой)
- Наконец, работа с промежуточными и глубинными убеждениями, которая в первую очередь направлена на профилактику рецидивов.
- Стоит заметить, что с первичной навязчивой мыслью — о том, что на предмете бактерии, или о том, что вообще был контакт с предметом, работа не проводится, потому что не имеет смысла. Неудачные попытки разубеждения в этих мыслях часто приводят к тому, что человек отчаивается, и думает, что ему не справиться с заболеванием.
Сложно? Да. Это сложно и для терапевта, и для пациента, поэтому, как я и говорил ранее, очень многие не выдерживают и уходят с курса. Для оставшихся терапия показывает очень высокую степень эффективности. По длительности — это в среднем 20-40 сессий, при «свежих» случаях — это может быть и 5 сессий, при «закоренелых», с коморбидным расстройством личности— терапия может продолжаться год и более.
Надеюсь, эта статья была полезна для вас, и более-менее понятна. Пишите комментарии, задавайте вопросы:)