|
Конфликты на рабочем местеАвтор статьи: Окулова Анна
Конфликты на работе – явление, знакомое всем. Все в них участвовали, по своей или чужой воле, и редко кому они оставили приятные воспоминания. Выбирая работу, деятельность, соглашаясь трудиться за определенную заработную плату, мы не можем выбрать коллектив, в котором нам предстоит проводить ежедневно 8-12 часов своей жизни. В обычной жизни мы вольны обойти чуждых по духу людей стороной, но работа накладывает на нас определенные рамки отношений, где зачастую приходится общаться с теми, кого мы не переносим на дух. Так и возникают конфликты на рабочем месте, типов и подтипов которых великое множество. Давайте рассмотрим их основные виды, посмотрим, как сделать отношения более эффективными и упростить себе общение с вызывающими неприязнь коллегами.
Кто на новенького? Допустим, вы пришли на новое место работы, в новый коллектив на любую должность. Как вы ведете себя? Часто на этот вопрос люди отвечают так: важно вникнуть в работу, показать свои умения и навыки. Несомненно, важно. Но более правыми оказываются те, кто до того, как броситься в бой, дают себе время осмотреться, понять, что за люди работают в отделе, что они хотят, какое место в коллективе занимают гласно и негласно. «Старички» вольно или невольно будут устраивать новенькому проверки и смотреть на реакцию. Став полноправным членом коллектива, вы всегда сможете внести свои идеи, которые помогут оптимизировать рабочий процесс. Но вы будете услышаны только после того, как не будете опасны, когда будете понятны для «старичков». Иначе у вас есть большой риск прослыть конфликтным человеком и быть «выжитым» с так понравившегося вам места работы. Что для этого нужно: - Будьте искренни, спокойны и доброжелательны - Уважайте систему работы и отношений, которая складывалась до вас годами - Задавайте вопросы, это лучше, чем сделать по-своему, но не принятому здесь - Откликайтесь на просьбы и предложения - Будьте гибкими: не будьте слишком принципиальными, не бросайтесь по любому спорному вопросу к начальству за доказательствами вашей правоты.
Борьба за знамя Очень распространенными причинами конфликтов на рабочем месте также является борьба сотрудников за место под солнцем. Это может быть должность, любовь начальника, отдельный кабинет, премия и т. д. Зачастую руководителям выгодна такая ситуация, и они ее всячески инициируют, поскольку, выслуживаясь, коллеги работают очень эффективно и вполне в целях компании. Для себя вам в этом случае важно решить, каковы ваши задачи, готовы ли вы к конкуренции за новую должность или готовы уступить ее другому, оставив сохранной свою нервную систему. Если вы решаете не вступать в борьбу, то лучше сообщить об этом оппоненту, для того, чтобы избавиться от его нападок. Если же вы готовы играть и выигрывать, то вот несколько советов. Что для этого нужно: - В первую очередь работайте, занимайтесь своими непосредственными обязанностями, и делайте это хорошо - Знайте четко внутри себя, что вы достойны новой должности, премии, что это ваше истинное желание, а не стремление доказать что-то кому-то - Играйте честно, не собирайте сплетни, не нападайте со спины на противника, не мстите – если все это делает оппонент, вы будете достойно и оригинально смотреться на его фоне - Предлагайте новое видение процесса и всегда отстаивайте свое мнение на совещаниях и в рабочих беседах с коллегами - Не умалчивайте о своих успехах и заслугах в проекте, но и не преувеличивайте их - Найдите способ справляться со стрессом, если конкурент выводит вас из себя намеренно, не изводите себя самокритикой – выходите подышать воздухом, обращайтесь за моральной поддержкой к коллегам.
Чей котенок? Нередко сотрудники, которые находятся на равных должностях, не могут разобраться, где чьи обязанности, кто-то считает, что он работает больше других, кто-то – что он работает лучше и вправе давать задания и делать замечания. Конечно, страдает больше всех тот, кто пытается защититься от таких активных коллег. Как здесь быть? Основная цель в данном конфликте – сохранить свои границы. Что для этого нужно: - Прочитайте должностные инструкции, попробуйте с коллегами самостоятельно разделить спорные полномочия между сотрудниками отдела или обратиться за разъяснением к руководителю - Вежливо, но твердо отклоняйте попытки коллег, равных вам по должности, навесить на вас свои обязанности, особенно, если вы сами перегружены делами - В случае, если коллега учит вас, как выполнять работу – прислушайтесь, возможно, в его словах есть хорошие идеи. Вступите в диалог, объясните, почему вы делаете работу иначе, не исключено, что ваш метод затрудняет его работу, и вместе вы выработаете третий способ - Договоритесь о взаимовыручке, чтобы каждый был уверен, что его подстрахуют в трудную минуту.
Бунт на корабле Нелегко бывает начальникам, чьи подчиненные начинают вести себя вызывающе. Это может проявляться в опозданиях на работу, многочисленных перекурах, невыполнении своих прямых обязанностей. Дело в том, что сотрудники так проверяют авторитет начальника, силу его власти. Ведь на самом деле у власти есть сторона, о которой все забывают: человек, у которого власть, не только отвечает за результат всего дела, но и заботиться об интересах всех, кто работает под его началом. Поэтому сотрудникам очень важно доверять руководителю. Если же они занялись провокациями, значит, подорвано доверие, начальник не взял на себя власть, а значит и ответственность, которой ждут он него сотрудники.
Если вы - подчиненный, и вам кажется, что к вам придираются, то: - Слушайте, ЧТО вам говорят, а не КАК, пытайтесь услышать за эмоциями начальника его потребность - Адекватно воспринимайте критику, анализируйте, возможно, где-то вы не правы и стоит изменить свое поведение.
Если вы замечаете, что начальник явно придирается: – Задавайте вопросы, просите объяснить, что конкретно не так вы делаете. Таким образом, вы начинаете управлять ситуацией и выводите ее на рациональный уровень - Если вы не способны сейчас вести диалог, вы и оппонент переполнены эмоциями, поясните, что не будете продолжать разговор в таком тоне или «сверните» ситуацию, найдя любую причину (отвлекитесь на телефон, откройте окно).
Помните, что все мы люди, у нас есть возможность разговаривать и договариваться. Пользуйтесь этими умениями, и тогда все будет получаться. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|