|
Почему китайцам можно материться, а нам нет?Автор статьи: Дубовсков Михаил Иванович
Как вы относитесь к мату? В этой аудитории, вероятно, мало найдется людей, которые к нему терпимо относятся или активно пользуются этим лексиконом. А поскольку здесь люди, которым близка область психологии, то именно с позиций психологии мне и хотелось поговорить на эту тему. Обычно, когда затрагивают тему нецензурного лексикона, подходят к нему с каких-то морально-этических позиций. Мол, это очень отвратительно, это унижает достоинство человека и т.д. и т.п. В общем, преобладают эмоции и отсутствует желание разобраться в этом явлении, и в том, какую же роль этот лексикон играет в нашей жизни. Поэтому в данной статье мне и хочется разобраться в этом вопросе, опустив аспекты нравственности и культуры, остановившись больше на аспектах психологических и философских. Недавно я открыл русско-китайский разговорник и задумался над таким вопросом – а сможет ли культурный русский человек говорить по китайски? Ведь там столько слов, которые звучат один в один как наши эти самые матерные слова. Сможете вы произнести известное слово на букву Х , даже зная, что в китайском языке оно обозначает что-то более приличное? Вслух и в присутствии соотечественников? Вряд ли. Я вспоминаю как учил английский язык в школе. И не только у меня, но и у всех одноклассников было вполне определенное отношение к английской цифре 3. А тут вообще кошмарный термин. Ну а теперь давайте будем разбираться, почему же китайцы могут спокойно произносить это слово, а для русских людей оно является нецензурным? Нецензурное – значит, запрещенное. И запрещенное не просто нормами нравственности, но и даже законом. Для китайцев под данным словом скрывается совсем другое содержание. Вполне нормальное. А что скрывается у нас под нецензурными словами? – Половые органы и действия с ними связанные. Если бы этими же словами обозначалось что-то другое, мы, как и китайцы, вполне свободно пользовались этими словами. Вы согласны? Вроде бы вполне логичное умозаключение. Однако мне приходилось не раз слышать от вполне умных людей рассуждения о том, кто и как занес к нам на Русь эти гадкие слова, рассуждения о том, какую нехорошую энергетику несут эти слова. И цветы вянут, и вода перезаряжается и подобную ерунду. Соответственно, если затрагивать моральные аспекты нецензурного лексикона, то совсем нелишним будет задуматься о связи этих слов с половыми органами. И задуматься – а не является ли наше отвращение к мату отношением нашего подсознания к половым органам? Это сознание говорит, что у человека нет нехороших органов, но у подсознания свое мнение на этот счет. Хотя на сознательном уровне это выражается в распространенных установках на то, что половые органы и половые отношения должны быть тесно увязаны с понятиями стыда. Но ведь стыд – это чувство, которое должно удерживать от чего-то дурного. И если в отношениях секса еще можно дискутировать о том, что есть правильный и неправильный секс, то в области самих половых органов на уровне сознательного отношения, кажется, имеется однозначное мнение. Это мнение, что половые органы – вполне нормальные и даже приличные органы. Но так мы можем говорить только отталкиваясь от своего сознания. Но душа, или подсознание, с этим утверждением никак не хочет соглашаться. Поэтому чувство стыда в отношении половых органов и продолжает жить в каждом человеке. Ну, кроме немногих, которых мы считаем извращенцами или ненормальными. Взять хотя бы такую категорию как нудисты, натуристы. Как лично вы относитесь к этим людям? Нормально? А присоединились бы вы к ним случайно оказавшись на нудистском пляже? Вот тут и проявит себя ваше подсознание. Точнее, отношение вашего подсознания к половым органам. Появляться обнаженным на улицах города – это можно рассматривать как вызов обществу, и тут вполне резонны всякие доводы. Но на пляже, где все в одинаковых условиях, какова будет ваша реакция? Тут уже нет места логике. Тут начинает говорить наше подсознание, наши чувства и эмоции. Натуристы доказывают практически, что не считают половые органы постыдными органами. Но попадают в глазах большинства в разряд ненормальных. А вот еще два примера отношения к половым органам и модель превращения обычных слов в разряд нецензурных. Несколько лет назад в Петербурге шла театральная постановка под названием «Монологи вагины». Как вам такое название? Немножко коробит? А представьте себе такое название большими буквами на театральной афише? Это ведь жуть! Это не слово из трех букв, написанное мелом на заборе. Это на театральной афише! А куда смотрят власти? И вот наиболее совестливые граждане Петербурга выходят по ночам с баночками краски, чтобы замазать это неприличное слово. Но почему же оно неприличное? Просто медицинский термин. Но ведь что обозначает это слово? Это просто кошмар, что оно обозначает! А представьте, что вы идете по улице с ребенком, который уже умеет читать, и он увидев это слово, спрашивает у вас – мама, а что такое вагина? Кошмарная ситуация, правда? Но хорошо, что в Петербурге существовал какой-то комитет по нравственности, который и обратился по этому поводу к тогдашнему мэру В.Матвиенко обратить внимание на это безобразие. Матвиенко дала указание и … Нет, спектакль не прикрыли, все же не те времена. Просто слово вагина стали писать латинскими буквами. Вот вам наглядный пример того, что слово становится неприличным постольку, поскольку обозначает нечто неприличное. А именно женский половой орган. Точно так же происходило формирование и той лексики, которую мы сейчас называем нецензурной. Поскольку есть орган, его нужно как-то назвать. И такие названия были, и были вполне нормальными словами, поскольку представлений, как у нас о нормах морали у наших предков не было, именно таких как у нас. Эти слова просто обозначали половые органы и не были ругательными. Но на определенном этапе нашей истории началось постепенное наступление на сексуальную сферу, ее подавление. И в рамках этого наступления слова, относящиеся к сексуальной сфере, были объявлены срамными словами, а соответственно запрещенными к открытому употреблению. Ну разве мог народ смирится с таким покушением на его свободу в самой насущной области? Поэтому, эти слова не только не прекратили употреблять, но и стали употреблять уже по любому поводу, и даже без повода. Так что матерный лексикон был порожден наступлением на сексуальную сферу, с введением, точнее попытками введения всевозможных ограничений и запретов в этой сфере. А теперь давайте посмотрим к чему это привело. Но сначала еще об одном показательном примере формирования нецензурного лексикона. Скажите, вы используете в своем лексиконе слово «трахать»? Не в смысле трахнуть по столу или кого-то по голове, а в том смысле, как это сейчас многими воспринимается – в сексуальном? У меня даже редактор подчеркивает это слово красной волнистой линией, напоминая, что это неприличное слово. А ведь лет 20 назад мы вполне свободно говорить это слово. А можете вы представить, чтобы учительница в школе могла сказать: Иванов, ты меня сегодня уже затрахал? Т.е. вполне обычное слово, которым мы свободно пользовались, стало неприличным, когда стало обозначать сексуальные действия. Слово стало нехорошим, поскольку обозначает что-то нехорошее. Можно уверенно сказать, что любое слово, которое будет обозначать половые органы или действия в этой сфере, и получат широкое распространение, попадут в разряд если не нецензурных, то крайне неприличных слов. Это вполне естественно, поскольку и традиционно сложилось, а главное, с этим согласно наше подсознание, что половые органы и половые отношения – это что-то не очень хорошее. И не случайно самое страшное преступление в супружеских отношениях, которое часто разрушает семью, связано именно с сексом. И преступление это называется самым беспощадным словом – измена, предательство. А измена – это то, что не прощается. Был бы секс чем-то естественным и нормальным, разве стал бы именно он главным критерием для определения верности и измены? Но вернемся к нецензурному лексикону. Итак, вполне обычные слова в результате наступления на сексуальную сферу превратились в нецензурные, которые чаще стали использоваться как ругательные и просто для связки слов. И когда это отношение к данным словам как к грязным словам закрепилось на уровне общественного сознания, данный лексикон стал оказывать уже свое определенное воздействие и на подсознание человека. И именно в этом главный вред мата, а не в каких-то культурно-этических явлениях. Нецензурная лексика формирует на уровне подсознания у кого-то стыдливое, у кого-то циничное, у кого-то упрощенное, у кого-то боязливое (это все из одной обоймы, просто отличается степень и форма проявления) отношение ко всему, что связано с вопросами пола. Одним словом это отношение нашего подсознания к половым отношениям можно выразить как негативное отношение. А кроме матерного лексикона существует множество других факторов, которые льют воду на эту мельницу, закрепляя наше отношение к сексу как к чему-то негативному. Возьмите хотя бы такие общественные явления, связанные с данной сферой, как проституция, порнография, СПИД и прочие болезни, аборты, педофилы, гомосексуалисты, насильники, совратители, маньяки, извращенцы и т.д. Как при таком мощном негативном воздействии на наше подсознание мы можем позитивно относиться к сексуальной сфере и строить гармоничные сексуальные отношения со своим партнером? Это просто нереально. Специалисты утверждают, что для 80% взрослого населения секс является источником проблем, а не удовольствий. В своей книге «Как заводить друзей» Д.Карнеги еще 80 лет назад приводил мнение специалистов о том, что 90% всех разводов связаны с проблемами в сексуальной сфере. И хотя сейчас информации о сексе появилось море, судя по исследованиям, ситуация нисколько не улучшилась. Почему это так – предмет для научных исследований. Хотя в нашей стране исследовать некому. Пока соответствующей науки не появилось. И вряд ли в ближайшие десятилетия появится. Но если сказать коротко, в одной фразе, то я бы отметил, что обилие информации почти не изменило негативное отношение человека на подсознательном уровне. Но доказать фактами это могла бы только наука. Ну, а пока сексология является междисциплинарной наукой, то все эти аспекты, о которых шла речь в данной статье, остаются без внимания науки. Поэтому и говорят в обществе о, допустим, нецензурным лексиконе лишь с позиций морали, без учета и анализа всех аспектов этого явления. И по сути дела упуская саму суть явления.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|