|
Инструменты гибкости психолога: словесное мастерствоАвтор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
В любые времена людей завораживало мастерство общения. Как великолепные ораторы находят простые и понятные слова, меняющие наше представление о чем угодно за считанные мгновения? Это производит невероятный эффект и воспринимается, порой, как магия. Почему так происходит? Оказалось, что они используют в речи особые приемы, позволяющие быстро переключать внимание и наделять любое понятие или ситуацию нужным им смыслом. Эти приемы получили название «рефрейминг», что буквально переводится как изменение рамки. Выдающиеся ораторы могут виртуозно менять рамку, причем делать это настолько плавно, органично и естественно, что начинает складываться ощущение, будто они владеют этим навыком с рождения. Психолог ежедневно сталкивается с самыми разными ситуациями общения, поэтому ему не помешает освоить эффективные речевые приемы. Попробуем потренироваться с разными приемами рефрейминга для такой фразы, как: Мне кажется, что эта методика мне не поможет. Простое отрицание подобного заявления клиента может привести к потере раппорта с ним, а простое согласие с фразой может понизить продуктивность вашей работы или выставить вас в неловком свете. Одни из самых известных способов – это рефрейминг контекста и смысла. 1.Рефрейминг контекста предполагает, что сказанное перемещается в другой более позитивный или неожиданный контекст (ответная реплика на фразу выше): - Эта методика не поможет человеку, который будет пытаться выполнить ее, прыгая на одной ноге и закрыв рот, глаза и уши одновременно. А здесь, в комфортном кабинете и в спокойной обстановке ничего не мешает попробовать. 2.При рефрейминге смысла сказанное наделяется другим, более позитивным значением: - А методика и не предназначена для того, чтобы помочь, она просто вас здорово развлечет! Множество способов речевого рефрейминга изложено у Роберта Дилтса в «Фокусах Языка». Предлагаю проверить их эффективность, чтобы взять на вооружение. 3.Паттерн намерения – апелляция к позитивной цели или намерению, скрытыми за фразой: - Я понимаю, что вам нужна уверенность в эффективности применяемых методик. Кстати, данный способ использовал сам Милтон Эриксон. 4.Паттерн переопределения – одно из слов высказывания заменяется другим при сохранении общего смысла фразы, но с добавлением нового позитивного подтекста: - Конечно, одна лишь эта методика не поможет полностью решить вашу проблему, но позволит вам найти все то, что мешает двигаться вперед. 5.Паттерн последствий – к какому результату может привести подобное утверждение: - Думаю, что если вы сразу повесите ярлык «не поможет» для методики, которую еще пока не попробовали, то можете упустить нечто ценное для решения своей насущной проблемы. 6.Разукрупнение – какая составляющая высказывания обладает более позитивным смыслом, чем все утверждение: - Видите, вам всего лишь кажется, что это не сработает, но абсолютной уверенности нет. Предлагаю попробовать и окончательно развеять ваши сомнения. 7.Укрупнение – частью чего более позитивного является данное высказывание: - Вы сомневаетесь, а сомнение – это признак здравомыслящего современного человека. Так что эта методика как раз для вас, то есть для человека, который умеет мыслить и задавать себе вопросы. 8.Метафора или аналогия – на что более позитивное по смыслу похоже данное высказывание: - Знаете, мне тут вспомнился случай, как мы с другом-археологом гуляли по лесу. Я нашел какой-то камень, повертел в руках и хотел уже выбросить, но друг мой вдруг как крикнет мне: «Ты что? Это же кусок золотой руды, просто необработанный. Ты чуть было не выбросил золото!» 9.Изменение размера фрейма – как можно сделать смысл высказывания более позитивным за счет изменения временных рамок, перспективы, изменения числа людей, вовлеченных в высказывание: - Особенность этой методики как раз в том, что большинство людей именно так ее и воспринимают – как неэффективную, но это только до момента выполнения. Стоит только начать по ней работать, как вы сразу заметите эффект. 10.Другой результат – какой другой более позитивный результат может быть достигнут одновременно с тем, который заключен в первоначальном высказывании: - Данная методика разработана специально для того, чтобы показать, что происходит с вашими сомнениями в успехе в процессе ее применения. К концу работы по данной методике от ваших сомнений в успехе не останется и следа, и вы будете очень довольны результатом. 11.Модель мира – чья модель мира или точка зрения представит это высказывание в совершенно ином ракурсе: - Подумайте о том, что, когда вы были ребенком, то насколько легко вас можно было увлечь чем-то новым. Почему бы не отнестись к этому упражнению, как к замечательному способу научиться чему-то новому, полезному и важному? 12.Стратегия реальности – попытка уточнить, какие когнитивные процессы собеседника участвуют в создании этого утверждения: - А какие мысли приходят вам в голову, когда говорите, что эта методика не поможет вам? Как бы вы описали часть вас, которая сомневается в эффективности данной методики? На что она похожа? 13.Противоположный пример – поиск исключения из правила, сопутствующего данному утверждению: - Неужели все методики, что поначалу вызывали у вас сомнение, оказались впоследствии неэффективными? И неужели все методики, которые принесли успешный результат, поначалу сразу заслужили ваше доверие? 14.Иерархия критериев – какой критерий или ценность является более значительным, чем тот, который связан с высказыванием? - Предлагаю вам сейчас сконцентрироваться на цели данного упражнения, то есть на том, что вы должны в результате него получить, а не на мыслях, получится это вообще или нет. 15.Примени к себе – что будет, если попытаться применить данное высказывание к себе самому: - Как вы думаете, насколько вам помогут решить свою проблему подобные мысли, сомнения и настрой на то, что может что-то не получиться? 16.Метафрейм – высказывание относительно данного высказывания с приведением причин того, почему такие утверждения могут в принципе возникать: -Сомнения по поводу эффективности этой методики для вас – это совершенно нормальная реакция на нее. Такая реакция может возникнуть при первом знакомстве с методикой из-за отсутствия понимания смысла некоторых шагов. Сейчас я с удовольствием расскажу обо всем более подробно, и мы сможем к ней приступить. РЕЗЮМЕ. Психологу есть смысл освоить эффективные приемы рефрейминга, потому что каждый день он сталкивается с самыми разными ситуациями общения. Иногда эти ситуации непредсказуемы, иногда совсем не позитивны, и нужно всегда иметь в запасе эффективный способ реагирования на них. Может показаться, что эти приемы чем-то напоминают манипуляции и игру со смыслом слов и фраз, что больше применимо в области продаж, например. Однако это не так. Подход здесь аналогичен тому, что любой инструмент можно использовать как с добрыми намерениями, так и с не очень. (Например, молоток – можно гвоздь забить, а можно и по пальцу попасть…случайно). По моему мнению, работа психолога непосредственно связана с постоянным расширением и наполнением позитивным смыслом высказываний, фраз, убеждений клиентов. Скажу еще короче: рефрейминг – это один из основных и наиболее часто используемых инструментов психолога!
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|