Я писала, что личная эффективность зиждется на трех китах: знание своих сильных и слабых сторон, границ личной компетенции, а также ответственности и организованности.
Сейчас я хотела бы подробнее раскрыть тему личной организованности и ответственности.
Определение ответственности
Если заглянуть в словари, то можно найти определение ответственности как субъективной обязанности отвечать за поступки и действия и их последствия.
Мне кажется, что ключевым словом здесь является субъективная. В процессе жизни человека сформировалось собственное знание о том, за какие из своих поступков он должен отвечать, за какие нет.
И вот тут происходит очередное столкновение наших представлений с представлениями окружающих людей. Должна ли я брать на себя ответственность за свое опоздание?Я не могу учесть такие факторы как пробки на дорогах, жутко нудный лифт (как на зло останавливается на каждом этаже), медленную работу вахтера на проходной? С одной стороны нет, ведь я не могу контролировать всех этих людей. А с другой стороны я могу контролировать себя. Я могу выйти раньше, я могу выбрать дорогу короче.
Или другой пример. Если я, при выполнении заказа, доверилась не тем подрядчикам, и они не качественно сделали свою работу, я потеряла клиента, мне пришлось переделывать заказ за свой счет? Чья это ответственность моя или подрядчика? Перед моим клиентом, конечно моя, он ничего о подрядчиках не знает. А я с ним разговаривала, я оценивала его работу. У меня было достаточно сведений и возможностей найти подходящую бригаду. Да и составить договор так, чтобы выполнить работу не качественно было не выгодно тоже в моих силах. Получается опять моя ответственность?
Ответственность и организованность идут в одной связке. Если я плохо организовала процесс, то ответственность за него буду нести я и только я. А если я делегирую процессы, то я несу ответственность за выбор исполнителей.
Откуда берется субъективное восприятие ответственности?
Процесс воспитания чем-то очень напоминает процесс программирования. В человека закладывается некий алгоритм мыслей чувств и действий. Тут и возникает огромный простор для "творчества".
Какой-то человек вырастает гипер ответственным. Он берет на себя ответственность даже за процессы объективно не зависящие от него. Эти люди очень рано выросли и, как правило, несли ответственность не только за свое поведение, но и за окружающих людей (братьев и сестер, а иногда даже родителей ("что же ты мне не напомнил", "я из-за тебя ничего не сделала" и т.д.).
Обратной полярностью такого отношения являются люди абсолютно безответственные. Они, во всех своих неудачах винят окружающих людей, погоду, природу, правительство. Всегда выстраивают ряд очень убедительных аргументов, почему у них не получилось, а, самое главное, как они не несут за это ответственность. Это как раз и есть те самые недобросовестные подрядчики, о которых я уже упоминала. Это дети из семей, где проявлялась чрезмерная опека и забота. Таким людям не дали вырасти. В детстве их родители не были стабильны в методах воспитания. За проступком не всегда следовало наказание. Вот человек не понял, что его действия (или бездействия) тесно связаны с неприятными последствиями.
Как распознать "не добросовестных подрядчиков"?
1) Эти люди, как правило всегда находятся в режиме опоздания. Они спешат не потому что хотят успеть, а потому что уже опаздывают.
2) Они делают одновременно несколько дел и гордятся этим (в речи периодически прослеживается некая бравада своей многозадачностью). Конечно, качество при этом сильно страдает.
3) Как правило работают в бардаке. Редко наводят порядок в своих записях. Номера телефонов, адреса, фамилии предпочитают записывать на листочках, которые благополучно теряют.