У меня двое детей, и конечно они очень похожи, при этом друг от друга отличаются.
Старшая ничего на боялась: жуки, червяки, огромные собаки, посторонние люди, высокие горки, деревья, турники - все атаковалось без промедления. При виде воды, она неслась сломя голову к ней, вне зависимости от температуры и времени года, только отлавливай.
В полтора года овчарка прокусила ей палец. Это совершенно ни на что не повлияло, она также радостно бежала на встречу животным. Второй раз руку ей прокусили в три. Результат тот же - нулевой. Ребенок без страха и чувства самосохранения. Конечно, я чувствую и ответственность за такое бесстрашее и восхищение от смелости.
Младшую тоже воспитываю я. Она тоже очень смелая. Залезает самостоятельно везде где может, прыгает со стульев и комода на кровать, любит собак, не боится людей. Надо ли объяснять, что я все это поощряю?
Но! Она более осознанная, аккуратная, послушная и боится "жуков". Мы были в деревне, и я поймала бабочку, чтобы показать ребенку. Знаете, сколько было визгу? Спряталась за папу и кричала: "низя жук!", пока не убедилась, что бабочка улетела.
Я искренне не понимаю, откуда такая реакция. Знаю, что большинство страхов ребенок считывает с родителей, но мы не боимся насекомых, никто из нас. Бывает, что испуг появляется от неожиданности, но припомнить и такого не могу.
Хожу и ломаю голову. Где я прокололась?
А вот нигде. В теории, я знаю, что дети все уникальны, что происходящее в их голове лишь частью (пусть существенной, но лишь частью) зависит от родителей, от их поведения и воспитания, в остальном то, как ребёнок воспринимает происходящее, зависит от его психологических особенностей. Скорость реакций, субъективное понимание происходящего, личные ассоциации. Но это в теории.
На практике же, в голове сидит маленький... Ладно, не очень маленький, вполне увесистый "комплекс бога", который уверен, что все зависит от него. Сейчас я правильно отреагирую, дочь увидит и будет реагировать также. Создам необходимые условия и получу желаемый результат. Как будто, я могу моделировать реальность, при чем чужую реальность.
Оказалось, необходимо начать воспитывать второго ребёнка, чтобы "осадить" собственное всемогущество. Увидеть, как все есть на самом деле.
Да, я влияю на происходящее, но как? А не известно. Что происходит в голове и организме моих дочерей, я никогда не узнаю, увижу только результат.
Может тогда и не стоит напрягаться? Все равно, что получится никто не знает. Если я не в силах повлиять и помочь справится со страхами, может и оставить все как есть? Конечно нет. Всё, что в наших силах делать необходимо, и быть готовой к тому, что результат может быть неожиданным.
Китайская мудрость гласит: "делай, что должно, и будь что будет".
Всегда для вас, Алена Лаврова, психолог-консультант СПб, скайп
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.