Сексуальное развитие ребенка: что «нормально», а что – нет

Мы живем в эпоху, когда сексуальное насилие и издевательства над детьми – не страшилка из газет, а вполне реальная угроза, о которой мы вынуждены задумываться все чаще. Поэтому родителям (а также воспитателям и другим взрослым) важно понять, что является «нормой» в сексуальном развитии и поведении детей и подростков, а что может быть признаком совершенного над ребенком сексуального насилия, или свидетельством того, что сам проявляет сексуальную агрессию по отношению к другим детям. По сути, сексуальное поведение и сексуальная игра естественны для детей любого возраста, как для малышей, которые только учатся ходить, так и для подростков. У младенцев и детей ясельного возраста сексуальное поведение проявляется во внимании к ощущениям тела, потребности в объятиях и прикосновениях, а также играх с игрушками.

Возрастные пороги сексуального развития

Уже в самом раннем возрасте дети трогают и растирают свои половые органы, а у мальчиков даже появляется эрекция. К первому классу (пять-семь лет) дети уже интересуются частями тела и их функциями. В этом возрасте начинаются сексуальные игры, у ребенка формируется представление о любви и привязанности, что постепенно трансформируется в сексуальное поведение. У детей также появляются вопросы на темы, связанные с сексом («откуда берутся дети?»). Интерес к этой теме обостряется в 8-9 лет. Дети допубертатного возраста (10-12 лет) в большей степени ориентированы на социальные отношения, они начинают испытывать осознанные сексуальные чувства и порывы. Дети касаются своих половых органов, ласкают и стимулируют их на протяжении всего детства, но именно в этот период мастурбация приобретает осознанный характер. В это время закладываются основные модели и схемы сексуального поведения, которые проявятся в период полового созревания и позже (в возрасте от 12-13 лет и старше).В период полового созревания у ребенка наблюдается стремительное физическое развитие, появляются вторичные половые признаки. У девочек начинается менструация, а мальчики чаще занимаются мастурбацией. Чем старше и взрослее становится ребенок, тем острее его интересует романтика, интимная близость, секс. Этот интерес подстегивается физическими ощущениями, эмоциями и ожиданиями социума. В это время подростки завязывают первые романтические отношения, начинают «встречаться» с понравившимся мальчиком или девочкой. Постепенно эмоциональная близость становится более интенсивной и часто приводит к сексуальным отношениям (мечты о «предмете», держание за руку, невинные поцелуи, страстные поцелуи, ласки (петтинг), секс с проникновением).Но важно делать различие между нормальным сексуальным поведением, соответствующим возрасту ребенка, ненормальным сексуальным поведением. Многим детям сызмальства свойственно сексуальное поведение и повышенный интерес к сексу, хотя они еще не достигли половой зрелости. Тем не менее, нормальное (или ожидаемое) сексуальное поведение не должно быть откровенным или провоцирующим. В норме интерес ребенка к сексу носит игровой или исследовательский характер. Ребенок не зациклен на сексуальных действиях, не проявляет сексуальной агрессии по отношению к другим; его сексуальное поведение не причиняет вреда ему самому или другим детям.

Детская сексуальность: норма и отклонение

Как и остальные области развития, сексуальное поведение детей меняется с течением времени, и многие проявления сексуальности, нормальные для детей одного возраста, считаются отклонением для детей старше или младше. С другой стороны, некоторые сексуальные проявления должны вызвать у родителей беспокойство, независимо от возраста ребенка. Их не следует игнорировать или рассматривать как детскую игру или временное явление.

Другие проявления сексуального поведения более серьезны и заслуживают пристального внимания взрослых, так как могут быть опасными и для ребенка, и для окружающих. Но иногда трудно понять, когда сексуальное поведение естественно и нормально, а когда свидетельствует о проблеме или нарушении сексуального развития.

Нормальные проявления сексуальности у детей и подростков также могут служить поводом для беспокойства, когда они носят навязчивый характер, сигнализируют о зацикленности на некоторых сексуальных действиях, или затрагивают других, причем без их на то согласия. Таким образом, сексуальное развитие детей должно вызывать беспокойство в том случае, если подавляет другие сферы развития (например, вместо того, чтобы играть, ребенок мастурбирует), а также, если сексуальная игра навязана ребенку (или ребенком). Это граница, за которой сексуальная игра переходит в сексуальное насилие, и у ребенка формируется агрессивное сексуальное поведение.

Раннее сексуальное развитие детей

Дети допубертатного возраста, ставшие свидетелями сексуальных действий или имевшие сексуальные контакты, часто демонстрируют не соответствующее их возрасту сексуальное поведение. Такие дети могут участвовать в различных сексуальных действиях, свойственных взрослым, или же использовать секс, чтобы показать свою независимость. К отклонениям сексуального поведения могут относиться чрезмерное увлечение сексуальными играми, неприличные комментарии или жесты с сексуальным подтекстом, сексуальные отношения с другими детьми, а также сексуальные домогательства и сексуальная эксплуатация других детей.

Неприемлемые сексуальные воздействия - отклонения от нормы

Для детей младше одиннадцати лет любые формы сексуального воздействия являются неприемлемыми, особенно для детей младше десяти лет. К таким воздействиям относятся: Ненормальное сексуальное поведение .Дети могут реагировать на сексуальное воздействие следующим образом: демонстрировать преждевременное сексуальное развитие, что выражается в сексуальных действиях, жестах, использовании специфических выражений и прочее; регулярно участвовать в сексуальных играх с ровесниками или детьми младшего возраста; заниматься навязчивой мастурбацией или проявлять озабоченность сексуальными действиями; выполнять действия сексуального характера в общественных местах, например, ребенок может трогать себя или мастурбировать при посторонних; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте со взрослыми, старшими детьми, подростками, или животными, и пытаться его установить; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте с лицами своего пола, детьми младшего возраста, и пытаться его установить (принуждение к мастурбации, оральному сексу, проникновение пальцами и имитация полового акта);приставать к другим детям, особенно младшим.

Признаки нарушения сексуального развития

Психологи, специализирующиеся на сексуальном развитии детей, выделяют ряд признаков, которые позволяют выявить нарушения сексуального развития у детей в возрасте младше двенадцати лет: дети не должны быть зациклены на сексуальной игре, их должны интересовать другие разнообразные занятия и игры; дети не должны заниматься сексуальной игрой с теми, кто гораздо моложе или старше их; дети не должны знать о сексе больше, чем положено в их возрасте; сексуальное поведение и интересы ребенка должны быть схожими с поведением и интересами его сверстников; дети не должны чувствовать «непреодолимую тягу» к действиям сексуального характера, они должны быть способны в любой момент остановиться по первому требованию взрослых; сексуальная игра с участием ребенка не должна вызывать недовольство, раздражение, смущение, страх или другие негативные эмоции у других детей, не должна доставлять им или самому ребенку физический или эмоциональный дискомфорт; дети не должны придавать сексуальный оттенок отношениям со сверстниками, а также видеть в других сексуальные объекты; дети в возрасте четырех лет и старше должны понимать права и границы других детей в сексуальной игре; дети не должны испытывать страх, стыд или чувство вины во время сексуальной игры; ребенок не должен заниматься с другими детьми «взрослыми» сексуальными играми; сексуальное поведение ребенка не должно быть ориентировано на старших детей или взрослых; дети не должны заниматься сексуальной игрой с животными; дети не должны использовать секс, чтобы обидеть или причинить боль другим; ребенок не должен использовать подкуп, угрозы или силу, чтобы заставить других детей участвовать в сексуальной игре.



Просмотров: 500
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Во сколько дети перестают быть детьми, или проблема сексуального воспитания
  • Сексуальное развитие детей и подростков (7-18лет)
  • Сексуальное развитие ребенка от рождения до 12 лет
  • Сексуальное воспитание детей. Зачем, Когда , Как и Кто должен рассказывать ребёнку про “это»?
  • Сексуальное поведение подростков
  • Провоцирующее сексуальное поведение. Женские хитрости для привлечения мужчин
  • Сексуальное насилие над детьми: что и как делать родителям, чтобы предотвратить беду
  • Дети должны «дохаживать» родителей . или ?
  • Сексуальное насилие у детей
  • Мотивация детей, или что слышат дети.
  • Сексуальное насилие в отношении детей
  • О чем они молчат. Как предотвратить сексуальное насилие над детьми.
  • Сексуальное воспитание детей
  • Сексуальное образование детей
  • Сексуальное просвещение и воспитание детей
  • Сексуальное воспитание детей. Психоанализ.
  • Сексуальное насилие в детстве: забыто или нет?
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Они должны... (или завышенные требования к другим людям)
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • Ваши дети и муж мешают вашей карьере. С мужем - развестись, детей - в детдом или бабушке
  • Как убить жизнь в ребенке или Сексуальное насилие как проверка на доверие и любовь
  • Сексуальное развитие? Что это?
  • У моего ребенка агрессивное поведение... Или нет? Как развеять сомнения.
  • Стереотип про сексуальное насилие над детьми.
  • Сексуальное насилие над детьми: долгосрочные последствия.
  • Должны ли дети быть благодарными своим родителям?
  • Дети должны быть лучше нас! Любой ценой!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь