|
Исследуя бессознательноеАвтор статьи: Юзеева Галина Владимировна
С древности философы придавали большое значение снам, а так же изменённым трансовым и гипнотическим состояниям. Они знали, что в таких состояниях могут всплывать воспоминания, забытые в состоянии бодрствования, и предполагали, что при этом усиливаются телепатические способности. Они знали так же, что такие состояния сопровождаются нарушением чувствительности восприятий. В течение долгого времени, и особенно начиная с Парацельса, мистики пытались лечить психосоматические расстройства, вызывая у больных состояние транса, что способствовало «чудодейственному» исцелению. Подобные практики и знания были достоянием лишь немногих посвященных. Только Месмеру с его параноидальным упорством удалось привлечь к себе внимание академий (1784г.), учёных и врачей. С тех пор пришлось признать БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ в трёх его аспектах: 1) сновидения; 2) состояние транса, гипнотическое состояние; 3) некоторые проявления психических болезней. Несколько позднее пришли к пониманию, что бессознательному принадлежит определяющая роль в сознательных действиях любого человека, и в целом бессознательное является частью нашей повседневной жизни, а не каким-то патологическим состоянием. В различные эпохи встречались мыслители (и среди них Августин Блаженный и Декарт), которые указывали на то, что воспоминания раннего детства, казалось бы, навсегда забытые, могут всплыть вновь, и что в нашем мозгу сохраняются следы всех прежних переживаний. В начале 19 века философы-идеологи опирались на мысль Кондильяка о том, что любое наше решение принимается под воздействием неких скрытых факторов, более весомых, чем те мотивы, которые мы сами выдвигаем для объяснения наших поступков. Описание бессознательного процесса содержится в работе Фарии, опубликованной в 1819 году. Фария понимал, что впечатления, возникшие в сфере интуиции и, следовательно, совершенно неподвластные воле, которая способна управлять лишь внешними чувствами, вовсе не обязательно принимают форму мысли, иногда они проявляются в форме симптома: «Скорее подавление тревоги и страдания, нежели радости и удовольствия, является обычной причиной образования камней, которые врачи иногда обнаруживают, вскрывая трупы людей холерического и легковозбудимого темперамента…». Таким образом, Фария выступает как основоположник ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ исследований в связи с образованием симптомов. Шарль Рише (1884 г.) показал, что явления, связанные с гипнозом, не столь уж далеки от явлений обыденной жизни: все события, происходящие в аномальном состоянии, лишь проясняют то, что случается повседневно. «Мне хотелось бы обнаружить – пишет Рише – это абсолютное бессознательное, которое сколь угодно долго сохраняет в памяти то или иное воспоминание, даже если человек, в котором живёт это воспоминание, и не подозревает об этом. Это и есть неосознанное воспоминание, сколь странным ни казалось бы нам такое словосочетание». Рише смог понять, что такие воспоминания присуще и нормальному человеку: «Мы считаем себя свободными, хотя наше прошлое постоянно определяет нашу жизнь» Рише был не одинок в своей догадке о том, что патологические проявления личности мало чем отличаются от нормальных, поскольку в основе и тех и других лежат бессознательные процессы. Эту точку зрения разделяли многие учёные. Тэн показал, что упорядочивание фактов в нашем бессознательном представляет собой определённый динамический процесс: «Ощущение оживает в образе; чем сильнее ощущение, тем ярче образ. Всё, что возникает в первом состоянии, имеет место и во втором, поскольку второе есть возобновление первого. Подобно этому в этой борьбе за существование, которую ежеминутно ведут между собою образы, именно образ, изначально наделённый бОльшей энергией, обладает способностью в конфликте вытеснять своих соперников. Вот почему он сразу же возникает вновь и затем часто повторяется, покуда законы постепенного угасания и постоянный натиск новых впечатлений не сокрушат его привилегий, а образы – соперники, добившись свободы действий, не обретут, наконец, возможность самостоятельного развития (1870г.)». Таким образом, Тэн ввёл понятие ВЫТЕСНЕНИЯ, которому суждено было занять первостепенное место во Фрейдовской теории бессознательного. После открытий Рише и Тэна БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ начинает рассматриваться как активная часть личности и вместе с тем как хранилище эмоций, забытых или вытесненных фактов. Фрейду удалось осуществить синтез элементов бессознательного: понятие бессознательной памяти, вытеснения, роль сексуальности, значение сновидений, детские воспоминания… Он обнаружил, что любой фантастический образ имеет смысл, проанализировал структуру и динамику бессознательного, основу которого составляют несколько влечений. После этого Фрейдовского открытия Бессознательное перестало быть тёмным колодцем, из глубины которого мы можем извлекать что-нибудь интересное. Оно стало объектом доступным научному познанию.
Л. Шерток, Р. де Соссюр, «Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда» К. Г. Юнг., «Сознание и бессознательное»
http://www.psyoffice.ru/blog/chto-takoe-processualnaja-psihologija/
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|