Мы часто прибываем в заблуждении относительно нашей автономии и осознания наших мотиваций, тогда как психоанализ открывает тот факт, что мы часто «живем по соседству» с бессознательным, которое обитает внутри нас, как бы прячась от дневного света, но обнаруживает себя во время ночных спектаклей - «сновидений». Невероятно творческое, но безмерно разрушительное бессознательное может стать руководящим или ниспровергающим началом, вызывая страх и трепет…
Фрейд утверждал, что сновидения, чаще всего, стараются взаимодействовать с теми аспектами эмоциональной жизни, которые доставляют беспокойство, вовлечены в конфликт и которые частично находятся за пределами сознания. Бион говорит о том, что сновидения сами по себе функционируют как «граница контакта» между сознательной и бессознательной частями психики, выражающая и в то же время скрывающая бессознательное. Ее функция стоит в ограждении сознания от заполнения бессознательным «материалом». По этой причине возможность толкования сновидений – снятие с них защитного покрова – может вызвать страх сумасшествия. Согласно теории Биона, процесс аналогичный сновидению (названный им «альфа-функция») – трансформация чувственного восприятия в эмоционально значимые зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные представления, которые могут быть «освоены» и способствуют развитию психики, - должен продолжаться все время.
Таким образом сновидения могут отражать те аспекты деятельности человека, которые исключены из сознательной деятельности, в частности, вытесненных и подавленных желаний, того что отрицается сознанием – наши бессознательные инстинкты.
Но шифрованные коммуникативные послания бессознательного могут принимать различные формы - не только сновидений, но и образов, фантазий, инсценировок, неоднозначных и сбивчивых вербальных посланий и оговорок, а также различных тревожных эмоциональных и невротических симптомов.
Концепция бессознательного, являющегося связующим звеном между поведением и психикой, впервые была разработана и систематизирована Зигмундом Фрейдом, который первым провел систематическое исследование динамических компонентов бессознательного. Оно касалось процесса, посредством которого неприемлемое или тревожное содержимое психики (желания, мысли, ощущения) изгоняется из сознания, но продолжает оказывать влияние, давя на сознание и пытаясь в нем снова возникнуть, или ища замаскированное или смещенное выражение с помощью психологических симптомов, сновидений оговорок или соматических расстройств (физических заболеваний).
Существуют также другие важные сферы бессознательного. Столроу и Атвуд кроме динамической формы описали префлексивное бессознательное, представляющее собой организующий принцип, бессознательно формирующий опыт человека и его межличностные отношения, возникающий из взаимоотношений с его родителями, которые устанавливают некий жизненный сценарий еще до его появления на свет. И в итоге, человек спонтанно и неосознанно всю свою жизнь повторяет, отыгрывает паттерны взаимоотношений, основанные на взаимоотношениях со своими родителями в детстве. Помимо того Столроу и Атвуд описывают другой способ, посредством которого может затрудниться доступ воспоминаний о травматичных событиях детства в сознание, не потому что они вытесняются, а потому что они никогда не получали легализации от значимых фигур в окружении ребенка и поэтому не могут быть признаны и подтверждены – неподтвержденное (досимволическое) бессознательное.
Бессознательное по определению не познаваемо… психоаналитик находится поэтому в несчастном положении человека, изучающего что-то, что не может быть изучено.
Более того, в наших «ошибочных» действиях, «оговорках», словах, мыслях, выражает оно себя, подчас неожиданно. Как бы с унизительной издевкой разрушая в нас иллюзию осознания и контроля собственных намерений и желаний. Похоже, что сознание является всего лишь мелкой рябью над пучиной эмоций, страхов и желаний.
Таким образом, психоанализ представляет собой совместное мероприятие, осуществляемое психоаналитиком и пациентом с целью расширения сферы сознания, дабы в жизни большую роль играли осознанность и свободный выбор. Этот процесс, однако, является путешествием в неведомое, где необходимо остерегаться любого ощущения уверенности.
Фрейд в своей теории вытеснения подразумевает наличие иерархии сознания и использует метафору смерти – в его текстах часто встречаются такие выражения как «глубокое бессознательное» или «погружаясь в бессознательное». Но Фрейд и Брейер различали не только расщепление психики (вытеснение) на сознание и бессознательное, но и расщепление сознание (ныне называемое диссоциацией), когда состояния сознания чередуются.
Само же понятие сознания, по сути, имеет сходство с понятием внимания. Мы осознаем то, чему мы уделяем внимание, и не осознаем то, чему внимания не уделяем. И мы можем достаточно легко начать осознавать некоторые вещи, если мы обращаем на них внимание – явление обозначенное Фрейдом как «предсознание». А также мы можем активно не обращать внимания на какие-либо вещи, считая, что они доставляют боль или беспокойство – проявление вытеснения. Но таким образом, вытесненное из сознания, беспокойство уходит на телесный уровень, проявляя себя как психосоматика, и проблема от этого не перестает существовать.
При этом желание понять себя, свои поступки, действия, мысли, сновидения никогда не лишено амбивалентности; встреча с неизвестными сторонами собственного «Я» требует определенной смелости.
Фрейд и более поздние психоаналитики описали множество способов. С помощью которых человек пытается скрыть от себя эмоциональную истину. Это так называемые защитные механизмы, к которым относятся вытеснение (изгнание нежелательных мыслей из сознания), проекция (приписывание другим неприемлемых в себе черт), рационализация (придумывание притворных объяснений своим мотивациям), расщепление (сосуществование противоречивых чувств и ли установок в разных частях сознания), маниакальные защиты (отрицание ощущения депрессии) и еще двух десятков интересных вариации на эту тему.
Подобные способы самообмана весьма распространены и в то же время очень важны. Они показывают как хрупки наши сознательные знания о себе.
Тем не менее, существует более глубокая причина нашей боязни психоанализа – за ней стоит раскрытие бессознательных мотиваций. Происходит угрожающее столкновение с абсолютной «инаковостью» бессознательного - открывается жизнь, протекающая внутри нас, управляющая нами, но не говорящая на нашем языке – жуткий оракул, невнятно бормочущий пока мы спим.