Кто воспитывает детей такими (о дисфункциональных семьях)

Автор статьи: Ольга Матвиенко

Никто не скажет - наша семья дисфункциональна. Но если вы рассмотрите признаки таких семей, то узнаете свою - родительскую,а  может и уже собственную, которую вы строите по тем же привычным, усвоенным моделям поведения.

Рассмотрим сам термин: произошло от лат. dis – «нарушение», «расстройство», «утрата чего-либо», и functio – «деятельность».

Получается, что это семья, в которой нарушена, расстроена деятельность (предполагается здоровая деятельность, деятельность для здоровья семьи, а значит всех ее членов) или же ее часть ее аспектов утрачены.

Такая семья будет порождать неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в ней существуют условия, препятствующие их личностному росту.
И большинство людей, приходя на прием психолога, решают проблемы выученного поведения, усвоенных в семье установок, которые привели их к, увы, несчастливой жизни. 

Чаще выделяются такие признаки дисфункциональной семьи:
• в семье отрицается существование проблем;
• члены семьи избегают открыто выражать свои чувства (это приводит к подмене и подавлению истинных эмоций);
• недостаточная степень близости, доверительности между ее членами; • размыты границы между «я» и «ты» («Если мама расстроена - расстроены все»);
• забота отсутствует или наоборот – гиперопека;
• конфликтность взаимоотношений (критика, обвинения, осуждение, оскорбления); • правила и роли жестко закреплены за членами семьи.

Именно в этих семьях чаще всего встречаются различные формы химических зависимостей отдельных ее членов, а также детские кражи, насилие и др.

Если понаблюдать за поведением членов дисфункциональных семей, то можно понять принципы, на которых базируются их взаимоотношения.

1) Делай так, как я говорю, а не так, как я сам делаю.

Родитель требует от ребенка определенного поведения, при этом сам поступает противоположным образом.
Если родители регулярно употребляют алкоголь, то странно думать, что твои дети не впитают, что алкоголь - это пятница, выходные или праздник.
Так же очень частые призывы и требования к хорошей учебе от родителей, которые еле дотянули учебу в колледже и с тех пор книгу в руках не держали.
Почему при виде родителя, который занят только телевизором или другим гаджетом ребенок будет ценить образование или спорт?
Так же обман. Родители врут, а от детей требуют честности. Не важно, в чем именно заключаются требование родителей, важно то, что мы часто не замечаем, что тому, что хотим внушить ребенку как правильное, сами не следуем. Этакие двойные стандарты.

2) Развлекаться - это для бездельников, плохих, недостойных людей.
Не знаю, вероятно, люди, которые руководствуются такой установкой живут в черно-белом мире - где ты, если не пашешь в поте лица без права на отдых, то ты бездельник. Но такая установка точно не помогает стать успешным и целеустремленным, скорее включает режим белки в колесе, где ты тратишь жизнь на вечную гонку, не всегда понимая: куда и зачем бежишь.
Но в дисфункциональных семьях развлечение и отдых приравниваются к греху и пороку.
Жесткое преобладание «надо» над «хочу», запрет на удовольствия и наслаждение жизнью все это накапливает стресс. И он не находит выхода через нормальный здоровый отдых, игры и развлечения (ведь они под негласным запретом). Члену семьи запрещено радоваться жизни.
Наверняка, вы сможете вспомнить примеры таких людей в своем окружении.

3) Не выноси сор из избы.

Вроде правильно звучит.
Какая оборотная сторона этого?

А такая: девочка, которую насиловал член семьи скажет об этом только далеко за 20 лет в кабинете психолога. Как много процессов будет в ее психике за эти годы от невысказанного груза. Явно процессов не на благо.
Это правило способно убить всякую надежду на помощь и улучшение жизни. Поэтому оно очень опасно. Все разрушительные процессы держатся в тайне, секрете, осуждается жалобы и обращение за помощью.

4) Об этом мы не говорим

Самая распространенная табуированная тема – это секс. Сексуальные потребности и проблемы не обсуждаются. То, что это правило не сделает семью здоровой и счастливой, пожалуй, очевидно.

Самая большая проблема в том, что дети, выросшие в такой семье, становятся заложниками своего прошлого.

Человеку, даже когда он вырос, очень непросто избавиться от той роли, ккоторая в прошлом закрепилась за ним в семье.
Традиционно выделяют около десятка таких ролей:
Маменькин сынок, Герой, Святой, Клоун, Миротворец, Манипулятор, Критик и другие.
Каждая из этих ролей приносит свои трудности и отрицательные последствия в жизнь своему носителю.
Проблема этих ролей связана с тем, что они выбираются не осознанно, а навязаны человеку структурой его семьи. Он сам может даже не хотеть играть эту роль, но не знает, как иначе вести себя в сложившихся условиях, как реагировать на проблемы в семье по-другому.

Выбирать может взрослый. Но в детстве чаще происходит подстраивание и впитывание этой роли, а остальную жизнь проигрывание ее по привычке.
До того момента, пока не надоест и не возникнет устойчивого намерения меняться. но это уже другая история.

Если вы знаете свои деструктивные роли, свои привычные, но не эффективные схемы поведения, а сами не можете их поменять - буду рада вам помочь. 

https://www.psyoffice.ru/lightly_happy/#contact 



Просмотров: 284
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Если муж не уходит из семьи, хотя об этом уже заявил
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • Могут ли роботы заменить членов семьи и тем самым решить проблему одиночества?
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • Герой семьи: «Если не я, то кто»?
  • С какими психологическими проблемами чаще всего сталкиваются дети, выросшие в семье с домашним насилием?
  • Роли детей в родительской семье: какая роль была у вас?
  • Почему все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастлива по-своему?
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Отчуждение между членами семьи. Эмоциональный разрыв.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Самое точно предсказание. Что будет с вами, если вы начнете продавать свои услуги?
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Совместный отдых для семьи - возможность сблизиться или наоборот разругаться в пух и прах
  • Когда в семье психическое заболевание. Рекомендации членам семьи.
  • Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?
  • Устройство семьи и ответственность в семье.
  • Устройство семьи и ответственность в семье.
  • Если в семье пропал секс. Трагедия или проза жизни
  • О том, как научиться радоваться жизни, даже если жизнь не спешит вас радовать приятными сюрпризами.
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь