Никто не скажет - наша семья дисфункциональна. Но если вы рассмотрите признаки таких семей, то узнаете свою - родительскую,а может и уже собственную, которую вы строите по тем же привычным, усвоенным моделям поведения.
Рассмотрим сам термин: произошло от лат. dis – «нарушение», «расстройство», «утрата чего-либо», и functio – «деятельность».
Получается, что это семья, в которой нарушена, расстроена деятельность (предполагается здоровая деятельность, деятельность для здоровья семьи, а значит всех ее членов) или же ее часть ее аспектов утрачены.
Такая семья будет порождать неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в ней существуют условия, препятствующие их личностному росту.
И большинство людей, приходя на прием психолога, решают проблемы выученного поведения, усвоенных в семье установок, которые привели их к, увы, несчастливой жизни.
Чаще выделяются такие признаки дисфункциональной семьи:
• в семье отрицается существование проблем;
• члены семьи избегают открыто выражать свои чувства (это приводит к подмене и подавлению истинных эмоций);
• недостаточная степень близости, доверительности между ее членами; • размыты границы между «я» и «ты» («Если мама расстроена - расстроены все»);
• забота отсутствует или наоборот – гиперопека;
• конфликтность взаимоотношений (критика, обвинения, осуждение, оскорбления); • правила и роли жестко закреплены за членами семьи.
Именно в этих семьях чаще всего встречаются различные формы химических зависимостей отдельных ее членов, а также детские кражи, насилие и др.
Если понаблюдать за поведением членов дисфункциональных семей, то можно понять принципы, на которых базируются их взаимоотношения.
1) Делай так, как я говорю, а не так, как я сам делаю.
Родитель требует от ребенка определенного поведения, при этом сам поступает противоположным образом.
Если родители регулярно употребляют алкоголь, то странно думать, что твои дети не впитают, что алкоголь - это пятница, выходные или праздник.
Так же очень частые призывы и требования к хорошей учебе от родителей, которые еле дотянули учебу в колледже и с тех пор книгу в руках не держали.
Почему при виде родителя, который занят только телевизором или другим гаджетом ребенок будет ценить образование или спорт?
Так же обман. Родители врут, а от детей требуют честности. Не важно, в чем именно заключаются требование родителей, важно то, что мы часто не замечаем, что тому, что хотим внушить ребенку как правильное, сами не следуем. Этакие двойные стандарты.
2) Развлекаться - это для бездельников, плохих, недостойных людей.
Не знаю, вероятно, люди, которые руководствуются такой установкой живут в черно-белом мире - где ты, если не пашешь в поте лица без права на отдых, то ты бездельник. Но такая установка точно не помогает стать успешным и целеустремленным, скорее включает режим белки в колесе, где ты тратишь жизнь на вечную гонку, не всегда понимая: куда и зачем бежишь.
Но в дисфункциональных семьях развлечение и отдых приравниваются к греху и пороку.
Жесткое преобладание «надо» над «хочу», запрет на удовольствия и наслаждение жизнью все это накапливает стресс. И он не находит выхода через нормальный здоровый отдых, игры и развлечения (ведь они под негласным запретом). Члену семьи запрещено радоваться жизни.
Наверняка, вы сможете вспомнить примеры таких людей в своем окружении.
3) Не выноси сор из избы.
Вроде правильно звучит.
Какая оборотная сторона этого?
А такая: девочка, которую насиловал член семьи скажет об этом только далеко за 20 лет в кабинете психолога. Как много процессов будет в ее психике за эти годы от невысказанного груза. Явно процессов не на благо.
Это правило способно убить всякую надежду на помощь и улучшение жизни. Поэтому оно очень опасно. Все разрушительные процессы держатся в тайне, секрете, осуждается жалобы и обращение за помощью.
4) Об этом мы не говорим
Самая распространенная табуированная тема – это секс. Сексуальные потребности и проблемы не обсуждаются. То, что это правило не сделает семью здоровой и счастливой, пожалуй, очевидно.
Самая большая проблема в том, что дети, выросшие в такой семье, становятся заложниками своего прошлого.
Человеку, даже когда он вырос, очень непросто избавиться от той роли, ккоторая в прошлом закрепилась за ним в семье.
Традиционно выделяют около десятка таких ролей:
Маменькин сынок, Герой, Святой, Клоун, Миротворец, Манипулятор, Критик и другие.
Каждая из этих ролей приносит свои трудности и отрицательные последствия в жизнь своему носителю.
Проблема этих ролей связана с тем, что они выбираются не осознанно, а навязаны человеку структурой его семьи. Он сам может даже не хотеть играть эту роль, но не знает, как иначе вести себя в сложившихся условиях, как реагировать на проблемы в семье по-другому.
Выбирать может взрослый. Но в детстве чаще происходит подстраивание и впитывание этой роли, а остальную жизнь проигрывание ее по привычке.
До того момента, пока не надоест и не возникнет устойчивого намерения меняться. но это уже другая история.
Если вы знаете свои деструктивные роли, свои привычные, но не эффективные схемы поведения, а сами не можете их поменять - буду рада вам помочь.
https://www.psyoffice.ru/lightly_happy/#contact