|
Психологические опоры . Часть 4.Автор статьи: Александров Сергей Валерьевич
Продолжение. Начало : https://www.psyoffice.ru/article/279948/ Продолжу рассуждение о проблемах, которые могут возникнуть с психологическими опорами. Я уже отмечал , что надежная опора, становиться стабильным фоном для действия, для фигуры потребности, как говорят в гештальт-подходе. Если опора рушится, то может возникнуть паника. Но между надежной опорой и полным обрушением есть целая линейка состояний, которые можно описать двумя критериями - доверие и контроль. Чем больше возникает доверия к своей энергии, телу, способностям, целям, смыслам, тому что мне принадлежит, чем я владею, тем меньше я это контролирую. Это можно сравнить с пилотом, который следит за приборной доской. Есть приборы, показания которых надежны, стабильны и пилот почти не смотрит в их сторону, а есть приборы , которые требуют постоянного контроля. Также соотношение доверия и контроля зависит от того, как себя ведет среда. Если в среде есть много факторов неопределенности , условия близки к экстремальным , то контроль усиливается. Где среда предсказуема и спокойна, контроль уменьшается, а критерии доверия увеличиваются. Также стоит отметить, что контроль сам по себе отнимает много сил. Если продолжить метафору с пилотом самолета, то в спокойную погоду , при достаточном уровне топлива, с исправном двигателе , и надежной навигацией, а также если по этому маршруту он уже летает сотый раз - то летчик спокойно летит к своей цели , при этом его внимание сосредоточено на своих мыслях, например, что он купит на зарплату от полета, и на небо впереди. Фигурой, действием является полет от точки А до точки Б . Но если возникает какая-то экстремальная ситуация, то становится важен не сам полет, а выживание в этот момент. Смысл, фигура деятельности меняется. То что было фоном, опорой становится фигурой. Теперь вернемся к ситуации, в которой развивается ребенок. Как я уже отметил в предыдущей статье его опоры на свои принадлежности , энергия, тело, навыки, цели в той или иной степени слиты с его принадлежностью семье. Если в семье для ребенка обстановка спокойная , и его принадлежность семье не ставится под вопросом , то и с его личными опорами все в порядке. Уровень контроля достаточно низкий. Но как только в семье возникает какая то ситуация, которая грозит целостности семьи , то у ребенка появляются сомнения и в своих опорах. Он вынужден бросить свои ресурсы на контроль отношений в семье. Это еще больше усиливает связь, слияние своих принадлежностей и принадлежности семье. Продолжение следует.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|