Жажда крови, или почему современные подростки бьют лежачих

Автор статьи: Вероника Малова

Меня мало чем можно удивить или напугать, если брать условную среднестатическую норму удивляющихся и пугающихся. Но есть видео, которые я смотрю с неизменной тревогой, злостью и страхом — это кадры избиения подростками сверстников или людей других возрастов. Как-то слишком это запредельно жестоко, слишком хладнокровно, слишком цинично.

Играй, гормон

Подростковый возраст очень тяжёлый, он вообще один из самых тяжёлых в жизни человека. Катастрофа, беда — бурный рост, ускорение обмена веществ, перестройка работы внутренних органов. Гормоны вообще распускаются и максимально активничают. Появляется то, чего вообще не было в жизни: поллюции, менструации, волосы на разных частях тела, у девочек начинает расти грудь, у мальчиков меняется голос.

А ещё появляются первые сексуальные желания, размытые и туманные. Что со всеми этими новшествами делать, — подростку вообще непонятно. Он это никогда не проходил, он ничего похожего не испытывал. И в добавок сюрприз: весь этот перестроечный этап может «подарить» растущему человеку настоящие проблемы со здоровьем. Я встречала мнение психологов о том, что этот период по глубине изменений в организме можно сравнить с беременностью. Только у подростков «беременность» сильно растянута во времени. Представили? Проходили? Помните?

И психика шалит

Жажда крови или почему современные подростки бьют лежачих

Мы существа комплексные, и всё в нас взаимосвязано. На фоне штормов в организме у подростка происходят ещё и неслабые эмоциональные качели. Настроение может меняться часто и бепричинно. Периоды подъёма сил сменяют периоды апатии и слабости. Часто присутствует тревожность. Трудно удерживать внимание на чём-либо и долго концентрироваться. Самыми значимыми людьми становятся сверстники, на их мнение подросток ориентируется, за их уважение борется. Быть изгнанным из «стаи» сейчас — самое страшное наказание. Формируется самосознание, и человек впервые начинает задавать себе такие глубокие вопросы: «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Каково моё место в мире?».

«Чему нас учит семья и школа»

Конечно, на формирование личности огромное влияние оказывает социум: семья, школа, другие общности, в которых ребёнок оказывается. А законы и правила в социуме тоже меняются. То, что вчера было «ужас, ужас!», сегодня норма. И наоборот: то, что считалось когда-то красивым или приемлемым, сегодня не воспринимается или даже осуждается.

Исследования показывают, что в семьях, где жестокое и агрессивное поведение — это повседневность, часто растут такие же дети. Они копируют модели взрослых, не понимают, как иначе добиваться своего, защищаться. В них нет миролюбия и эмпатии.



Также подростки могут «отрастить колючие иголки» тогда, когда близким до них особо нет дела. Это бывает в случаях, когда родители холодные, отстранённые или просто чрезмерно заняты своими делами и работой. Здесь дети не получают опыта поддержки и регулирования своих эмоций и с таким багажом вышагивают в жизнь.

Богатые и влиятельные родители тоже далеко не всегда могут воспитать благородного и доброго человека. Привилегированные условия жизни нередко предполагают, что в перечне «плюшек» есть возможность откупиться от любых неприятностей. Быть выше закона, морали, избегать наказания — сильный соблазн даже для взрослой психики. Что уж говорить о неокрепшей подростковой.

Школа также может стать неким кривым зеркалом, искажающим формирующуюся нравственность. Здесь речь идёт о тех учителях и классных руководителях, которые «не замечают» начавшуюся в классе травлю одного или нескольких ребят, агрессивные нападки, издевательства, жестокость. Таким образом они дают негласное разрешение на развитие ситуации.

Большой брат говорит тебе...

Ребёнок живёт не только в маленьких социальных группах, он также живёт в большой стране, которая транслирует с экранов телевизоров, каналов в интернете, лозунгов в общественном пространстве какие-то суммарные установки. Незримо ощущается «общая температура по больнице», климат по всей стране, направление ветра. Здесь мне тоже видится картина совсем не радужная. А подросток болезненно чувствителен к несправедливости и лжи. И вот он наблюдает, как слова расходятся с делом, как с высоких трибун говорят о заботе о благе народа. Но блага принадлежат маленькой кучке «заботливых», а его мама получает зарплату санитарки и не может купить ему новые кроссовки. Очередная «мажорка» (судья, чиновник) под действием наркотиков попадает в очередное громкое ДТП, при задержании грозит карами и связями, а потом её дело действительно тихо сворачивают.



Вывод: прав тот, кто сильнее, он может делать всё, что захочет. А у подростка нет денег, как аналога силы. Но у него есть физическая сила, агрессия, беспощадность.

А ещё подросток может наблюдать, как в обществе насаждается всё большая нетерпимость к тем, кто не в общей массе. Тут и бесконечные законы депутатов про «запретить», и холивары (непримиримые дискуссии) в интернете, когда оппоненты желают друг другу смерти и всех мыслимых бед за инакомыслие, и громкие показательные акции представителей различных организаций, во время которых «других» ловят, унижают, крушат их офисы. Подросток тоже впитывает это, ведь он и так склонен к «стадному» мышлению. А подобная готовность разорвать того, кто отличается, становится для него совсем нормативной. А ведь для него «другим» может оказать просто тот, кто ходит в школу со старым телефоном.

Ну, и вишенка на торте — отсутствие идеологии, ориентира на определённые общие ценности, несмотря на все потуги государства и попытки создать что-то искусственное и нежизнеспособное. Свято место пусто не бывает. Если нет высоких идей, их «добирают» в своих группах. А у подростков это опять же часто культ силы, мести и вседозволенности.

Жизнь напоказ

Практически все мы давно стали публичными. Близкие и далёкие, знакомые и совсем незнакомые знают, как и что мы едим, что думаем, где отдыхаем, с кем общаемся, дружим, заводим романы, расстаёмся. Мы много живём в интернет-пространствах. Это стало нормой, способом знакомиться, зарабатывать, презентовать себя.

Интернет — это необъятная «страна», и в ней, как в любой стране, есть тёмное, злобное, преступное. Дети и подростки похожи на туристов, которым интересно всё, всё, всё в незнакомой местности. Здесь можно найти картинки с милыми котиками, советы, как модно одеваться, жёсткие игры-стрелялки, видео, где секс, фильмы, где кровь-кишки, группы, где учат, как наладить отношения, группы, где учат, как вскрывать себе вены. Можно найти всё. И «обживать» разные места, если понравится. А ещё можно взять себе место и заявить о себе. Выкладывать в сеть, как ты рисуешь, играешь на гитаре, путешествуешь, избиваешь себе подобных, мучаешь животных.



Увы, роликов со сценами насилия в интернете просто море. Там всё задорно, браво, беспринципно, жёстко. И если у подростка уже есть склонность к жестокости, такие сцены только «разгоняют» его, позволяя думать, что и он такими действиями может завоевать популярность и славу, заставить бояться и уважать себя, стать героем, собрать тысячу лайков и восторженных комментариев.

Что делать?

Родителям: быть внимательнее с своим детям (как бы не звучало это банально и в тысяча первый раз). Следить за тем, как вы сами справляетесь со своей агрессивностью, учить детей терпимости, показывать им примеры такого поведения. Говорить с ребёнком, видеть его. Всегда есть знаки, указывающие на то, что он может стать жертвой или насильником. Следить за контентом ребенка в сети, ставить ограничения на доступ информации со сценами насилия и жестокости.

Учителям, социальным педагогам, школьным психологам: организовывать тематические беседы, тренинги, классные часы. Ориентироваться не на цифры для отчётов, а на живых людей с их индивидуальностью. Проводить работу не только с подростками, но и, при необходимости, с их родителями. Самим демонстрировать способы адекватного разрешения конфликтных ситуаций с учениками.

Родителям и представителям администраций школ: объяснять подросткам не только их права, но и обязанности, и возможные последствия их действий. Отмечать, что за фразой «онижедети» далеко не всегда можно спрятаться. Рассказывать, за что наступает уголовная ответственность, какие другие виды наказания предусмотрены за унижения, драки, нанесения телесных повреждений. 
Журналистам: не гнаться за громкими крутыми заголовками. Освещать информацию о подростковых драках и случаях насилия максимально нейтрально. Не вдаваться в подробности, не смаковать детали, убирать эмоциональную составляющую. Обязательно обращать внимание на то, какой вид наказания предусмотрен в том или ином случае.

 

Статья ранее была размещена в сетевом издании FONAR.TV



Просмотров: 279
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Когда вы в спортзале и нет результатов, что происходит и как всё не бросить? Почему ещё не худеется?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что делать, когда вам за 40 и в жизни есть всё... кроме мужчины?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь