|
Проблемы любовных отношений. Размышления на тему мифа о Пигмалионе и Галатее.Автор статьи: Соколова Инна Анатольевна
Романтизм сюжетной линии мифа с воспеванием силы истинной любви, способной вдохнуть жизнь в камень, а в переносе на отношения любви – зажечь пламя ответной страсти даже в самом холодном сердце, неизменно пользуется спросом во все времена. И на уровне поверхностного восприятия история о магии любви очаровывает и вдохновляет. Но все не так просто. Ведь, как известно, Пигмалион изначально был разочарован женщинами, которых он считал пустыми и скучными. Когда я слушаю истории не сложившихся любовных отношений моих пациентов, нередко именно образы Галатеи и Пигмалиона отчетливо проступают сквозь канву рассказа. Как юноши, так и девушки, мужчины и женщины мечтают об идеальной возлюбленной или возлюбленном, находя в реальных людях массу недостатков и пренебрегая ими. Но они не готовы услышать комментарий, подобный вышесказанному. Парадокс усиливается тем, что страдания пациентов искренние, несовершенство других больно ранит их хрупкий внутренний мир, разрываемый противоречивыми представлениями. В надежде отыскать свой идеал стремятся они навстречу новым знакомствам… Но что же происходит затем? Магия первичного очарования развеивается… Почему начинает реализовываться потребность обезличивать другого и ОН/ОНА видятся бесформенной каменой глыбой? Воображая себя Пигмалионом, создающим свою Галатею, начинают «отёсывать» и «подпиливать», доводя до «совершенства», искренне недоумевая сопротивлению и отсутствию благодарности у будущего «идеала». Что же стоит за фасадом подобного сценария? Почему хочется «вложить всю свою душу» в кого-то, а если точнее, то наполнить его своими проекциями, но очень сложно принять реалистичный образ другого? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Возможны следующие причины. Во-первых, это особенности психического функционирования личности с тенденцией использовать в качестве базовой защиты расщепление на «хорошего/грандиозного, превосходящего» и «плохого/обесцененного, беспомощного» с последующим «выбрасыванием» (экстернализацией) неприемлемых для себя частей. Здесь события могут развиваться по разным векторам.
Во-вторых, в данном сценарии отыгрывается вариант преодоления страха отвержения. И в таком случае, холодный бездушный камень и есть заторможенные чувства самого Пигмалиона, запрещающего себе любить по принципу: не люблю – не разочаруюсь, не буду отвергнут. Ведь охваченный океаническим чувством, он может стать лодкой без весел во власти бушующей стихии и разбиться о скалы холодного отвержения объекта своей страсти. Тогда собственноручно созданный шедевр, по замыслу, в благодарность за свою безупречность должен одарить автора взаимной любовью. И, в-третьих, здесь мы можем разглядеть еще один пласт затрагиваемой мифом проблематики. Это вложенные ожидания в свое творение (сродни родительскому осознаваемому и бессознательному вкладыванию в свое дитя), возможность реализации всемогущего контроля (сделать все идеальным). В процессе развития отношений каждый человек в той или иной степени использует воспроизведение собственных внутренних моделей объектных отношений. И оттого, насколько они адаптивны или нет, зависит судьба реальных взаимоотношений. Если внутренние модели конфликтны и болезненны, то человек обречен на бессознательное их воспроизведение с разными людьми, но с одинаковым исходом. Это будет напоминать повторяющееся разыгрывание одной и той же сцены из внутреннего спектакля, где будут меняться лишь задействованные актеры и декорации. Помочь человеку справиться с подобной ситуацией может психоаналитическая психотерапия, в частности, TFP – терапия, сфокусированная на переносе. Тогда в процессе развития терапевтических отношений появляется возможность осмысления, или ментализации, бессознательно используемых защит и сценариев и выхода из конфликта на более адаптивный уровень функционирования с возможностью принятия себя, своих чувств и реального образа другого для построения гармоничных отношений. А в наследство от используемых ранее ролей Пигмалиона и Галатеи останутся смягченные их качества. Например, от образа Пигмалиона – умение формулировать желание (облекать его в форму). От Галатеи – способность принимать собственное несовершенство и меняться в соответствии с запросами реальности.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|