Почему цифровые устройства НЕ помогают детям учиться

Автор статьи: Татьяна Граур


Целью создания Всемирной паутины было хранение и обмен данными, а сейчас Сеть стала для нас самым важным, наверное, источником информации и средством связи. Какое же это благо для обучения наших детей! Ведь им не приходится, подобно нам когда-то, сидеть в библиотеках, выискивая нужную информацию, переписывать ее, ну делать ксерокопии в лучшем случае; не приходится выискивать в словаре нужное слово, переводить фразы или тексты, да книги даже не надо читать (зачем терять время, когда можно найти по одному клику краткое содержание «Войны и мира»?) и так далее и тому подобное. Бонусы можно перечислять долго. Но… все ли так прекрасно и безоблачно, как нам может показаться потому, что у современных детей есть доступ ко всем знаниям мира?
Давайте поразмышляем над этим с точки зрения психологии развития и привязанности. А для этого мысленно перенесемся в один прекрасный день, который начинается с не менее прекрасного утра: папа уже ушел на работу, мама суетится на кухне, готовя завтрак, одновременно собирая троих детей кого в сад, кого в школу, при этом переживая, как бы самой не опоздать на работу. Быстро-быстро! Вечером. Все дома. Папа «в телевизоре», мама опять на кухне, конечно, усталая, нервная. На кухне, наверное, тоже телевизор. Тут дети еще каждый со своим «мама!» Ну, не до них в общем, хотя их, конечно, любят – кормят, одевают, воспитывают. Но как-то без отношений близости и тепла, без того самого тепла и безусловного принятия, которое так необходимо человеку и взрослому, а уж тем более детям. Родители рядом с детьми, но не вместе. Мы почему-то вряд ли скажем нашему ребенку: «Подожди, не видишь, я занята, покормлю тебя позже!», обычно еда и ее предложение готовы у нас как-то раньше спроса. Другое дело насыщение детей контактом и близостью:
– Некогда мне играть с тобой, поиграй сам! некогда разговаривать!
– Ну что ты, маленький, сам разобраться не можешь?
– Мама, посмотри, что я нарисовал! – Ой, как красиво, молодец!!! (ну, такой шаблонный подход вместо того, чтобы присесть, спросить, а как это получилось, а тут у тебя что…)
Вот и получается та печальная картина, о которой говорится «голод по привязанности». То есть отсутствие того чувства наполненности, покоя, уверенности в своей значимости в этом мире, которое дает нам близкий и доверительный, теплый глубокий контакт с дорогим нам человеком. А природа задумала нас таким образом, что только в состоянии покоя в отношениях в детях запускаются процессы становления, когда они могут развить свой внутренний потенциал, могут дерзать, творить, испытывать тот внутренний (а не внешний) стимул к творчеству и учебе. (Помним о том, что привязанность наша базовая, самая основная, потребность.)
Теперь представим, что голодные по привязанности и далекие от процессов становления дети отправляются в школу. Учиться, конечно, грызть гранит науки, благо, у них есть цифровые устройства для доступа к информации. Но есть одно «но» - в таком контексте главное предназначение цифровых устройств меняется с точностью до наоборот: будучи далекими от процессов становления и испытывающими голод по привязанности, дети используют гаджеты для того, чтобы этот голод утолить – и занимаются той деятельностью в интернете, которая позволяет им хоть как-то ощущать привязанность.
 Это может быть текстовая переписка. Она может быть совершенно «пустой», содержать однотипные, повторяющиеся тексты, при этом сами сообщения короткие, могут содержать всего по одному слову, но отправляются одно за другим. Суть здесь – оставаться на связи, задействовать каналы внимания собеседника, быть в поле его зрения.
 Это может быть ожидание лайков и комментариев постов и фотографий. Здесь суть – принимают ли меня все еще; значим ли я; интересен?..
 Это может быть даже обезличенная и искаженная деятельность ради привязанности – видеоигры и порнография.
Та же картина рисуется и дома после школы – дети хотят не делать уроки, а оставаться на связи со своими главными привязанностями. Не с нами, а со своими ровесниками или с той деятельностью в интернете, которая приносит им ощущение привязанности. Для этого они и используют цифровые устройства.
Все это удовлетворяет сиюминутно остро ощущаемую потребность в значимости, которая фрустрирована в реальных отношениях, но никак способствует возможности построения глубоких истинных отношений, не насыщает, да и способность и желание строить эти отношения угасают.
И напоследок еще несколько причин, почему гаджеты не выполняют своей функции помощников в обучении:
 Цифровые устройства устроены так, что они постоянно отвлекают внимание, перегружая его, мы перескакиваем с одной информации на другую, читаем урывками, что мешает информации занять прочное место в нашей памяти.
 Дети утрачивают зависимость от заботливых взрослых – уже никто не будет подбирать подходящие слова, место и время, чтобы что-то рассказать, объяснить, ввести в курс какого-то важного дела (вплоть до щекотливых вопросов полового созревания). Интернет сделает это бесцеремонным образом.
 Мы, взрослые, утрачиваем роль ориентира для своих детей, авторитет, ведь это не мы такие всезнающие и мудрые. Это Гугл все знает и за секунду может найти, к нему и лучше обратиться.

 


«В наши дни мы не чувствуем безопасности

в отношениях и близость нас страшит,

поэтому мы обращаемся к технологиям,

чтобы быть в отношениях и в то же время

защитить себя от них». Шерри Теркл.



Просмотров: 219
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • «Мама, мне скучно!» Почему современные дети не могут сами себя занять
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Мама не может быть человеком
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Почему дети-инвалиды могут быть выгодны женщинам?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • В отношениях все может быть просто и легко
  • Как родители травмируют своих детей. Механизм передачи травмы привязанности. Записки_психотравматолога
  • У тебя что-то не получается? Может быть, ты недостаточно старался?
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Почему может быть трудно обратиться за психологической помощью?
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Этого не может быть!
  • Хочу быть успешным! А при чём здесь мама и папа?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Почему зависть может быть только черной
  • Как образ “секс-бомбы” может помешать девушке быть счастливой в любовных отношениях?
  • Для того, чтобы быть счастливым...
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь