Целью создания Всемирной паутины было хранение и обмен данными, а сейчас Сеть стала для нас самым важным, наверное, источником информации и средством связи. Какое же это благо для обучения наших детей! Ведь им не приходится, подобно нам когда-то, сидеть в библиотеках, выискивая нужную информацию, переписывать ее, ну делать ксерокопии в лучшем случае; не приходится выискивать в словаре нужное слово, переводить фразы или тексты, да книги даже не надо читать (зачем терять время, когда можно найти по одному клику краткое содержание «Войны и мира»?) и так далее и тому подобное. Бонусы можно перечислять долго. Но… все ли так прекрасно и безоблачно, как нам может показаться потому, что у современных детей есть доступ ко всем знаниям мира?
Давайте поразмышляем над этим с точки зрения психологии развития и привязанности. А для этого мысленно перенесемся в один прекрасный день, который начинается с не менее прекрасного утра: папа уже ушел на работу, мама суетится на кухне, готовя завтрак, одновременно собирая троих детей кого в сад, кого в школу, при этом переживая, как бы самой не опоздать на работу. Быстро-быстро! Вечером. Все дома. Папа «в телевизоре», мама опять на кухне, конечно, усталая, нервная. На кухне, наверное, тоже телевизор. Тут дети еще каждый со своим «мама!» Ну, не до них в общем, хотя их, конечно, любят – кормят, одевают, воспитывают. Но как-то без отношений близости и тепла, без того самого тепла и безусловного принятия, которое так необходимо человеку и взрослому, а уж тем более детям. Родители рядом с детьми, но не вместе. Мы почему-то вряд ли скажем нашему ребенку: «Подожди, не видишь, я занята, покормлю тебя позже!», обычно еда и ее предложение готовы у нас как-то раньше спроса. Другое дело насыщение детей контактом и близостью:
– Некогда мне играть с тобой, поиграй сам! некогда разговаривать!
– Ну что ты, маленький, сам разобраться не можешь?
– Мама, посмотри, что я нарисовал! – Ой, как красиво, молодец!!! (ну, такой шаблонный подход вместо того, чтобы присесть, спросить, а как это получилось, а тут у тебя что…)
Вот и получается та печальная картина, о которой говорится «голод по привязанности». То есть отсутствие того чувства наполненности, покоя, уверенности в своей значимости в этом мире, которое дает нам близкий и доверительный, теплый глубокий контакт с дорогим нам человеком. А природа задумала нас таким образом, что только в состоянии покоя в отношениях в детях запускаются процессы становления, когда они могут развить свой внутренний потенциал, могут дерзать, творить, испытывать тот внутренний (а не внешний) стимул к творчеству и учебе. (Помним о том, что привязанность наша базовая, самая основная, потребность.)
Теперь представим, что голодные по привязанности и далекие от процессов становления дети отправляются в школу. Учиться, конечно, грызть гранит науки, благо, у них есть цифровые устройства для доступа к информации. Но есть одно «но» - в таком контексте главное предназначение цифровых устройств меняется с точностью до наоборот: будучи далекими от процессов становления и испытывающими голод по привязанности, дети используют гаджеты для того, чтобы этот голод утолить – и занимаются той деятельностью в интернете, которая позволяет им хоть как-то ощущать привязанность.
Это может быть текстовая переписка. Она может быть совершенно «пустой», содержать однотипные, повторяющиеся тексты, при этом сами сообщения короткие, могут содержать всего по одному слову, но отправляются одно за другим. Суть здесь – оставаться на связи, задействовать каналы внимания собеседника, быть в поле его зрения.
Это может быть ожидание лайков и комментариев постов и фотографий. Здесь суть – принимают ли меня все еще; значим ли я; интересен?..
Это может быть даже обезличенная и искаженная деятельность ради привязанности – видеоигры и порнография.
Та же картина рисуется и дома после школы – дети хотят не делать уроки, а оставаться на связи со своими главными привязанностями. Не с нами, а со своими ровесниками или с той деятельностью в интернете, которая приносит им ощущение привязанности. Для этого они и используют цифровые устройства.
Все это удовлетворяет сиюминутно остро ощущаемую потребность в значимости, которая фрустрирована в реальных отношениях, но никак способствует возможности построения глубоких истинных отношений, не насыщает, да и способность и желание строить эти отношения угасают.
И напоследок еще несколько причин, почему гаджеты не выполняют своей функции помощников в обучении:
Цифровые устройства устроены так, что они постоянно отвлекают внимание, перегружая его, мы перескакиваем с одной информации на другую, читаем урывками, что мешает информации занять прочное место в нашей памяти.
Дети утрачивают зависимость от заботливых взрослых – уже никто не будет подбирать подходящие слова, место и время, чтобы что-то рассказать, объяснить, ввести в курс какого-то важного дела (вплоть до щекотливых вопросов полового созревания). Интернет сделает это бесцеремонным образом.
Мы, взрослые, утрачиваем роль ориентира для своих детей, авторитет, ведь это не мы такие всезнающие и мудрые. Это Гугл все знает и за секунду может найти, к нему и лучше обратиться.
«В наши дни мы не чувствуем безопасности
в отношениях и близость нас страшит,
поэтому мы обращаемся к технологиям,
чтобы быть в отношениях и в то же время
защитить себя от них». Шерри Теркл.