Третий закон Ньютона в психологической работе

Автор статьи: Ольга Лисовская

В своей практике психолог неизбежно сталкивается с сопротивлением. Это закономерный этап в любой динамике. И в физической, и в психической реальности. 
И с точки зрения психологии и психотерапии, это естественный и понятный для специалиста процесс. Клиентам же для снижения степени тревожности и более эффективной работы во время сессий бывает важно получить объяснение происходящего с ними.
Однако как рассказать о сопротивлении человеку, который уже в этом состоянии?

В качестве дополнительного инструментария очень люблю включать в работу анекдоты, притчи и прочий метафорический материал, потому что они дают возможность быстро, доходчиво и экологично донести клиенту информацию в обход его стереотипов и психологических защит (см. статью "Некоторые аспекты роли стереотипов и психологических защит во взаимодействии клиента и психолога").

Как иллюстрация к теме сопротивления вспоминается анекдот:
- Вы находитесь в отрицании.
- Нет, не нахожусь!
- Не спорьте с профессионалом.
- Да я не спорю!

Как метафора, описывающая процессы и состояния в рамках изменений, помогает и базовое знание законов классической механики, которое доступно всем на уровне курса физики общеобразовательной школы и особенно близко людям с техническим мышлением.

Есть ряд законов в этой области естествознания, который, на мой взгляд, применим и к психической реальности. Поскольку согласна с позицией, рассматривающей человека в некотором смысле как уникальную биомеханическую машину с неизученным до конца центром управления (человеческий мозг до сих пор предлагает много тайн тем, кто трудится над его изучением). И когда я заинтересовалась, мне одной так кажется или есть прецеденты, оказалось, что давно существует ряд коллег специалистов, считающих также. Хотя сейчас многие профи в психологической науке и склонны к отходу от естественно-научной парадигмы.

Однако вернемся к физическим законам.
Например, те, что сформулированы Исааком Ньютоном ещё в XVII веке, используются и в нынешнее время. 
Напомню, третий закон учёного, который утверждает парность в возникновении сил и взаимодействие тел (материальных точек): сила действия равна по модулю и противоположна по направлению силе противодействия.

Ньютон так сообщал данный закон:
Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе — взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны.

Формулировка наших дней:
Материальные точки взаимодействуют друг с другом силами, имеющими одинаковую природу, направленными вдоль прямой, соединяющей эти точки, равными по модулю и противоположными по направлению:

Третий закон Ньютона в психологической работе


И как это связано с психикой и применимо в психологии?

Система требует равновесия (например, растение прогибается под силой ветра, затем возвращается в прежнее положение, при температурном воздействии предмет нагревается, после - остывает), но не за счёт нового, а за счёт возврата хорошо знакомого и стабильного "старого". 

Даже если оно уже давно вызывает дискомфорт, проблемы и требует много разноплановых ресурсов на поддержку этой мнимой стабильности.

"Каждый кулик своё болото хвалит" не просто так. Среда привычна, знакома, стабильна. Всё адаптировано под заданные, пусть и дискомфортные условия. На адаптацию ушли силы, годы... Много вложено и, значит, уже высоко ценно.

Любое продвижение вперёд (физически, ментально и/или эмоционально) вызывает перемены внутри и вокруг. Любые изменения вызывают сопротивление и саботаж (внутри и вне человека), так как вынуждены меняться системы (внутренняя - личность, внешняя - её окружение).

Система будет надеяться на возврат прежнего (те же примеры с флорой и температурой), на возможный "откат", и провоцировать в виде внешних и внутренних препятствий в выполнении задуманного до окончательной фиксации нового результата. 

Почему так происходит?
Потому что новые нейронные, эмоциональные, ментальные, социальные и прочие связи еще только создаются, а прежние всё ещё работают.

И "ток" импульсов по старым "проводкам" всегда бежит с меньшим сопротивлением (в ответ на стимулы реакции идут проторенными дорожками). 
В новых "проводках" еще могут быть потери контактов между нейронами. 
Над закреплением новых связей надо работать с вниманием и волевым усилием (см. этапы формирования привычек).

Проверки на силу намерения измениться, на прочность целей происходят у каждого, кто выходит за рамки традиционного и привычного. 

Внутреннее сопротивление выражается в том, что:

  • ухудшается общий эмоциональный фон, и кажется, что стало только хуже, 
  • обостряются внешние или внутренние конфликты, 
  • копившаяся годами усталость заставляет все отложить именно в этот момент,
  • включаются лень, забывчивость (что на самом деле есть функция памяти, да-да 😉),
  • "переоценка" ("зелен виноград", "не время"),
  • обостряется или возникает некое заболевание (начиная простудой...),
  • и т.п..


Внешнее сопротивление:

  • конфликты и уговоры со стороны близких (раньше человек не был таким" читай "раньше с тобой было понятнее и проще"),
  • обесценивание со стороны окружающих ("не было печали, купила баба порося", хватит страдать ерундой),
  • внезапные завалы в других сферах жизни (падало давно, а завалилось именно в этот день и так "внезапно"),
  • загруженность чем-то "более важным" (моя-то жизнь никуда не денется, я ею позже займусь, а Афанасию и Глафире сейчас "срочнее и важнее", как они без меня)
  • и т.п.


Третий закон в психологической практике

Вспомним, что законы ньютоновской динамики имеют место в тех ситуациях, когда скорости всех «тел» рассматриваемой системы пренебрежимо малы по сравнению со скоростью света.

А значит, можно пофантазировать и на тему скорости мысли.
Скорость мысли быстрее скорости света?
Если да, то это вполне объясняет способность человека одним сильным эмоционально заряженным решением изменить свою жизнь ("на щелчок пальца").
Сила действия не равна силе противодействия и заведомо превосходит её за счёт высокой скорости. 
Скорость и сила/потенциал - это разные параметры.
Это работает на уровне принятия решений.

И когда человеку для продвижения в чем-либо не хватает собственного заряда (потенциала) на помощь приходят люди помогающих профессий.

Однако ситуации бывают разные...

И, если сила противодействия равна усилиям клиента, то за счёт чего в работе с психологом клиенту удается преодолеть сопротивление?

Метафорично: за счёт того, что на силу противодействия больше ничего не воздействует. А на клиента воздействует потенциал психолога (энергия, интеллект, инструментарий, профессиональный и личный опыт).

Это как в игре по перетягиванию канатов. Обе команды действуют друг на друга с одинаковой силой, а выигрывают те игроки, которые сильнее упираются в землю/пол. И таким образом на них действует еще и сила опоры.
В работе с психологом клиент опирается на специалиста (временно, как на костыль опирается человек, совершая пока еще не уверенные шаги в новых для себя обстоятельствах), здесь есть дополнительная сила опоры.
Да и чисто математически "два" больше, чем "один". ))
"1" клиент ----- "1" проблема
"1" клиент + "1" психолог > "1" проблема.

В наблюдении перемен замечаю и следующие моменты во взаимодействии клиента и его окружения, объяснимые метафорой третьего закона Ньютона:

1.   Человек, который радуется своей динамике, будучи в "вау!-аффекте", тут же старается "до своего уровня" новых взглядов/состояний подтянуть и своих близких, показать им лучшую жизнь и прочее.
И в таких ситуациях он сталкивается с сопротивлением, которое идет со стороны относительно статичной системы.
И значит, сила "удара" сопротивления (точнее контрудара, потому система воспринимает как атаку и угрозу именно активность своего изменяющегося элемента) будет равна потенциалу силы желаемых перемен клиента помноженной на его инерцию, с которой он движется вперед, и на ускорение, которое он хочет придать своим и чужим переменам.  

И это всегда безрезультатно (если не считать обострение ситуации, возникновение конфликтов и т.д.) и очень болезненно для всех. И зачастую это сбивает с ног, а порой и полностью выбивает опору и лишает потенциала продолжать движение к позитивным изменениям.

2.    Когда же человек равномерно интегрирует новый опыт ("не бежит впереди паровоза") и не навязывает свой "апгрейд" окружающим, то возникающее сопротивление обычно выражается в нападках, провокациях и т.д.
Однако клиент, будучи относительно спокойным и уравновешенным, твердо стоящим на ногах (сумма "сила опоры земли" и поддержка специалиста), воспринимает такие проверки на прочность или по принципу айкидо, перенаправляя силу удара извне в продуктивное русло, или блокируя их (отсутствием ответной агрессии, дистанцированием и т.п.).
В таком развитии событий контрудар ощущает сторона, защищающая стабильность системы, проявляющая агрессию и понуждающая к возврату, по сути для клиента к деградации(поскольку ему уже есть, с чем сравнить).

 

По такому же принципу работают блоки и в различных единоборствах.
Например, когда блокировка удара противника силой противодействия травмирует атакующего.

 
И чем больше у клиента принятия права окружающих оставаться там, где они есть, тем меньше система сопротивляется его дельте относительно других. 
Тем меньше травм для всех участников взаимодействия.
И тем больше шансов, что, наблюдая бонусы и безопасность перемен пока со стороны, со временем система начнёт подтягиваться к новому разрастающемуся опыту своего элемента.
Ведь в союзе двух планет Земли и Луны сила притяжения большей к меньшей (к спутнику) тоже имеет место и влияние: приливы и отливы на нашей планете связаны с лунными циклами.


Желаю всем радующих Вас перемен, приходящих в Вашу жизнь самым гармоничным и наилучшим способом!

Для мягких перемен может быть полезна любая практика 21 дня.
Например:
Дневник благодарности...
Практика "Отец и Жизнь"
Практика "Мать и Жизнь"

10-30 минут в день для себя и своей семьи – это так много для избегающих брать ответственность за собственную жизнь и так мало, по сравнении с тем сколько времени обычно тратиться на менее важное.

21 шаг...

Желаю Вам успехов в этом пути!
Благодарю за внимание к материалу!
Буду признательна за вопросы, за комментарии.
Всегда приятно знать, когда то, что делаешь, кому-то созвучно и полезно.


Просмотров: 241
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь