|
Кто такие ВысшиеАвтор статьи: Сайфутдинова Светлана Евгеньевна
ВЫСШИЕ ЛЮДИ теория и практика оценки личности
3-х уровневая теория психического развития личности А.Ф.Лазурского разделяет психотипы на три уровня с широким полосами приграничья. Низший, устойчивый, но сравнительно небольшой слой общества, – неадаптивные, реагирующие на ситуацию постфактум, аутсайдеры с малым коридором развития, с обратной временной перспективой. Средний, большинство, – здоровые люди, адекватно реагирующие на события, социально успешные. Высший, исключительная редкость, – проактивные, предусматривающие развитие событий, с долгим коридором развития, способные использовать прямую и обратную временную перспективу, предотвращающие нежелательные ситуации. Это к ним относится известный афоризм: «Мудрый человек не попадает в ситуации, из которых умный выходит с честью». Высшие, при оценке реальных людей, звучит громко и несколько патетично. Но всё же, хотя и очень редко, мы встречаемся с ними в повседневной жизни и хорошо бы уметь их отличать. До сих пор такая оценка была в основном интуитивная, пусть и с учётом реальных факторов, но хотелось бы научно обосновать. И такие теории появились – А.Ф. Лазурского, В.Ф. Чижа, В.Н. Мясищева, В.Ю. Слабинского, Н.М. Воищевой. Появилась методика, разработанная В.Ю.Слабинским и Н.М. Воищевой, сведенная в таблицу:
Модель личности в позитивной динамической психотерапии
Вооружённая научными знаниями, я всмотрелась в моё ближнее и дальнее окружение и обнаружила целых два человека, которых всегда любила и уважала, но с точки зрения Высших как-то не рассматривала. А жаль! Но лучше поздно, чем никогда. Первый человек (о втором, моём учителе В.Ю. Слабинском, как-нибудь в другой раз, слишком мало знаю его личную жизнь) мой родной дядя, который со мной со дня рождения, Иосиф Рафаилович Рухович. По Лазурскому Высших отличает богатство личности – широта интересов. У И.Р. Руховича богатая биография. Начав трудовую деятельность учеником разметчика, стал инженером, дойдя до начальника управления. Затем ушёл в науку, стал видным ученым в области металлоконструкций, защитил диссертацию. Опубликовал что-то около ста двадцати научных работ, в том числе монографии, учебники, публикации за рубежом. Затем ушёл в литературу – поэт, прозаик, литературный критик. Вернее поэтом он был всегда, но профессионалом стал сравнительно недавно. Сейчас на его счету одиннадцать книг стихов, три романа, сборник литературоведческих статей, множество публикаций в журналах и альманахах. Будучи разносторонним человеком, всегда интересовался физикой и математикой, историей и политикой, живописью и театром, общественной деятельностью. В полной мере у моего дяди присутствуют и другие, отмеченные в теориях свойства. Так, по А.Ф. Лазурскому, высшим свойственна альтруистичность, и это всегда в нем присутствовало, иногда в удивительных для меня формах Деятельностный подход. Я уже говорила о результатах работы – впечатляет. Отмечу и работоспособность практически в любых условиях. Иногда поражаешься – отдыхает ли он когда-нибудь? Но для него отдых – перемена деятельности. Тенденция к повышению психического уровня – наблюдаю всю жизнь. Отмечу и всевозрастающуя координацию психических элементов, обретение целостности, устойчивых, не эклектичного мировоззрения и системы ценностей. Интенсивность отдельных психических проявлений, рост через балансировку. Некоторая эксцентричность, хотя и контролируемая, присутствует тоже. О ведущем мотиве по В.Ф. Чижу. Дядя всегда был для меня нравственным камертоном. В сложных этических ситуациях я спрашивала его советов, часто оказывавшихся неожиданными – он смотрел на проблемы с каких-то недоступных для меня точек зрения. Но почти всегда точными и верными. Этика любви к дальнему (этический императив по С.Л.Франку) хорошо выражена в его стихах и прозе. И тут я хочу отметить то, что, по моему мнению отличает Высших от нас смертных. Это уникальный дар предвидения. Какой-то невероятный прорыв в будущее. Приведу одно его стихотворение. Целиком. Тут уж, как говорится, слов из песни не выкинешь. Замечу предварительно, что поэт Иосиф Рухович не часто пишет политические стихи и ещё реже их публикует, считая, что поэзия прежде всего лирика.
ТОСКА ПО РОДИНЕ
Что нам грозит? Гражданская война? Развал Союза? Голод и разруха? Переживём.… Но если времена Несут последнее – потерю духа? Что рядом с этим смерть и нищета! Они, как жизнь, кончаются когда-то… Когда душа народная пуста, Тогда приходит вечная расплата. И смерти нам не миновать второй, И рухнут наши храмы и жилища, Грядущее, как мёртвый хлам, метлой, Сметёт с лица туземные кладбища.
Потомки наши – выходцы из нас, В других цивилизациях развеясь, Быть может, к слову, вспомнят нас не раз, Как помнится сегодня Иудея. И станет наш язык для них вторым (Дисплей и нынче светит по-английски), И чувство вечной родины шестым – За ромом, за саке или за виски.
…На улицах остыли фонари, В вечерней тьме бредут без цели лица… И лишь надежда теплится внутри – Даст Бог и вновь Россия возродится!
Трудно поверить, но это написано в начале 1989 года! Кто тогда мог предвидеть «лихие» девяностые? Признаюсь тогда я не оценила стихи, посчитав сильно пессимистическими. Но ведь сбылось! Почти полный развал страны, хозяйничение американцев, повальный «отвал» на Запад так называемой элиты по формуле «чемодан – вокзал – Америка». Ещё чуть-чуть и стихотворение сбылось бы полностью. Но поэт предвидит не только девяностые, но и двухтысячные: «Даст Бог и вновь Россия возродится!». И ведь снова сбылось! И в жизни мой дядя проявлял тип совладающего поведения, как проактивного. В 2007 году он принял решение оставить любимый Донецк, работу на кафедре металлических конструкций и деканом факультета повышения квалификации, хорошо налаженный быт в чудесном особняке, и переехал в Россию со словами: «Сейчас здесь начнётся такое, чему ни участником, ни свидетелем я быть не хочу. Я русский поэт и теперь мое место в России». Тогда никто и подумать не мог о гражданской войне, но вновь сбылось! Высшие всегда оперирует большими пластами времени и устремлены в будущее, даже в то, которое наступит после смерти. И наконец, сновидения! Высшим снятся гностические (вещие) сновидения. С их незамутненным разумом боги ведут прямую беседу. И мы видим такой сон в книге И.Р. Руховича в первой книге трилогии «Два начала», в главе «Сон в технике сфумато». Высшие живут среди нас, хотя и кажутся порой обычными людьми. А разве среди ваших близких и знакомых нет Высших? Надо только внимательнее присмотреться и тщательно проанализировать.
С уважением Сайфутдинова Светлана, магистр психологии.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|