|
В чем сила, брат? Об учителях, учениках, родителях и просто людях…Автор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
Статья Наталии Филимоновой «Можно ли преодолеть синдром лузера?», думаю у очень многих нашла отклик https://www.psyoffice.ru/article/syndrome_of_the_loser/#com и я не исключение. Ведь тема гораздо обширнее, если присмотреться. Мы живем в эпоху нарциссизма и высокая планка, как никогда преследует сейчас очень и очень многих, ну если не с детского сада, то со школьной скамьи точно! Сейчас родители школьников создают форумы, где рождаются шутки на тему домашних заданий для первоклашек и тех, кто постарше. К школе, учителю, ребенку и просто гражданину все время что-то предъявляют и это «что-то» не всегда соответствует человеческим возможностям с учетом того, что кроме школы / работы существует другая жизнь – семья, дети, хобби и другое. Изнутри школьной жизни, видится госзаказ по созданию идеального человека, и главное его качество, как вы, наверное, догадываетесь, удобство. По факту получается, что это стремление отдельных родителей, руководителей, ведет к тяжелым последствиям (особенно на фоне учительской необходимости брать нагрузку больше ставки с тем, чтобы заработать). Да, с экранов телевизоров нам рассказывают, что зарплата учителя растет, но никто не говорит за счет чего, а основной рост происходит за счет возможности брать большую нагрузку, т. к. надбавки не так велики. А стаж и заслуги в виде побед на всевозможных конкурсах превратились в необходимость, т. к. они дают баллы, которые и выливаются в прибавку к з/п. В этом смысле жизнь современного учителя – пример. Одно дело, молодые кадры, но ведь и те, кто на пороге пенсии или «уже» вынуждены «звездить» иногда буквально с одышкой на конкурсах, доказывая свою компетентность путем сбора огромного количества бумаг, которые и есть доказательство государству, что учитель имеет право учить. Тема эта сложная и я лишь ее коснулась здесь, так как сама имею приличный педстаж, сама проходила через «закалку преподавателей советской школы» и знаю об эмоциональном выгорании не понаслышке. Никто не говорит, что учитель идеален, впрочем, как и ученик и родитель, ведь все мы живые люди и давно вовлечены в треугольник зависимости. То учитель нападает на ученика, то родитель на учителя, то ученик на учителя и так по кругу в разных комбинациях. А еще TV, местечковая администрация и государство со своими реформами образования. Если рассматривать, эту конкретную ситуацию, то пока мы все, в первую очередь учителя и родители, а потом и ученики, не поймем, что заложники одной ситуации и, по сути «по одну сторону» находимся, так и будем нападать друг на друга и убегать по очереди. И дай вам бог в помощь школьного психолога, которому хватит мудрости, профессионализма и зоркости! Почему же здесь возник контекст школьной жизни? А потому, что там за партой и начинаются оценки. Школа – то место, где нас оценивают и ребенку трудно отделить отметку от оценки, свою личность от результата труда. Нападать, обвинять и требовать это просто, а вот над собой работать и вникать в суть, много сложнее. Что же можно посоветовать всем трем сторонам, дабы избежать конфликта и главное, дать спокойно всем дышать – детям и родителям и учителям и просто людям, работающим на ту или иную организацию, которая решила, что надо еще выше, еще быстрее и еще сильнее?! Во всех подобных ситуациях, хоть рабочих, а хоть бытовых, лишь одно средство спасения – работа с самооценкой и взаимное принятие реальных возможностей трех сторон. К нам, начиная со школы, порой предъявляют, действительно, завышенные требования в виде идеального аттестата и т. п. Из многих школ стала уходить творческая составляющая, так как на нее не остается ни сил, ни времени. А ведь творчество это дыхание, воздух… Дышать уже нечем, а все потому, что от человека хотят не человеческого, а фаллического – возможностей (ни больше ни меньше) Бога! Если тебе чего-то не дано, то акцент делается на слабости, а о силе чаще и не догадываются. Некогда силой интересоваться, да и не зачем! А ведь у каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны. Так вот секрет силы, как раз в том, чтобы о ней не забывать, не выпячивать «посмотрите я круче!», а просто знать и опираться на нее. Главное наше знание и есть знание наших сильных сторон. Это и есть наша опора и это, и делает нас личностью. И именно личности остаются в нашей памяти со школьной скамьи, хоть учителя, хоть ученики. Личность – не идеал, а человек, знающий свою силу, как впрочем, знающий и слабость. Не всякий учитель, действительно учитель, ведь владеть предметом одно, а передать личный пример, иное. Это касается в первую очередь родителей и во второю, - учителей, ведь дети учатся на примерах. Я знала в жизни преподавателей-самоучек и их уроки я помню лучше других, потому, наверное, что это была не просто передача знания, а передача личного опыта. Что может передать тот, кто не прошел своих уроков? И дело зачастую не в знании предмета, ведь учитель, давший пусть и минимальную базу, но сумевший вдохновить, дает гораздо больше. Не так опасен тот, кто чего-то не знает / не умеет, как опасен тот, кто не знает своей силы и не умеет ею пользоваться и не знает своей слабости, ведь и последняя может стать силой. У учительства много граней и у родительства их не меньше, но почему-то все про это забывают, загоняя и тех и других в заданные рамки, а страдает третья сторона. Ну не прыгаю я через козла, да и танцую не по схеме и уроки мои не совсем по ФГОС, но зато я знаю, что умею дотронуться до сердца (слышала об этом от читателей, клиентов и детей, родственников в том числе, и, я им верю. И верю себе). Вот и эта статья родилась для того, чтобы все, кто ее прочитает, услышал стук своего сердца и вспомнил, что он просто человек и, может, если обижен на кого-то, простил того, другого человека, ведь и у него есть слабости. Потому, что он просто Человек. Мы встречаем друг друга не случайно. Мы все друг другу Учителя и все Ученики. Так, через других, благодаря им, мы познаем свои слабости и познаем свою силу! Любите себя и своих детей всякими – целиком и полностью, а не по частям! P. S. Мы потеряли что-то важное, тот самый воздух (дыхание, любовь, Эрос) и всем нам так или иначе предстоит проделать путь Психеи, чтобы вернуть утраченное. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|