С личного опыта: я была на многих мастер классах по творческому развитию для детей, так же вебинары, тренинги. Все это полезно, но самое лучшее - это то, чему меня обучали сами дети в процессе работы с ними. За годы практики я выделила такие особенности в арт терапии. К примеру трехлетнему ребенку через игру с песком, или вылепливание эмоционального состояния в пластилин - будут очень глубоко прорабатываться процессы. Подсознание будет самоисцелятся, и через возрастной момент - ребенок решит проблему только с помощью материала и его подсознания. Но девятилетнему ребенку если так молча поиграть и полепить, уже такого эффекта не будет. Для этого возраста более качественной работой будут метафорические карты, правильно заданные вопросы, векторное направление к рассказу в виде составления личной сказки. Рисовать любят все дети, но правильно подобранные материалы и темы для рисования, дополнительные вспомогательные техники для всех будут разные. Хотелось бы добавить, выбор материалов, и самого направления так же следует внимательно понаблюдать на ознакомительной встрече с ребенком. Предложите игры, через которые вы однозначно увидите предпочтения ребенка. Не стоит пренебрегать и предпочтением на восприятие. К примеру ребенок аудиал чудесно впитает сказкотерапию, а ребенок кинестетик с удовольствием пройдет курс по песочной терапии. И то и то может оказать волшебное воздействие на решение проблемы. Но лучше будет принять во внимание восприятия. Основные направления в арт - терапии это: - рисование; - сказкотерапия; - песочная терапия; - куклотерапия; - танцевальная терапия; - музыкальная терапия; - глинотерапия и др. На сегодняшний день, все мы современные люди - очень эволюционируем, что разрешает разнообразию вливаться в жизнь. В арт терапии так же, все новые техники рождаются из имеющихся основ. Но не следует забывать о правиле - Не навреди! Дети нашего тысячелетия - особенные. Старые методы не всегда подходят им. То что было эффективно ребенку трех лет десятилетие назад, сегодняшнему уже - не приемлемо. Одно из самых важных правил, что я вывела в процессе работы - Слушай что подсказывает ребенок. И он сам покажет что ему нужно. Глубина и мудрость детей сегодня поражает. Хотелось бы сегодня акцентировать на методе сказкотерапии. Сейчас безумно много информации что это такое в просторах интернета. Но в двух словах - это те метафоры и сценарии, которые мы себе прописываем на всю свою жизнь на перед.Каждая сказка для ребенка - это мост к ресурсам, пониманию, алгоритмам внутреннего мира. Представте себе - ваш внутренний мир имеет программу руководства. Тени, архетипы - это все ваши слуги. И правильное содружество со сказкой приведет к счастливой жизни. Сказка решает много проблем и у детей. Объясняет, учит, воспитывает, помогает, лечит. Так вот детям трех лет лучше идентифицировать себя с образом героя животного, предмета, героя мультфильма. Для таких деток сказку писать в таком направлении, что ребенок будет проходить путь вместе с помощником, на которого он хотел бы быть похож. И подсознание это считает как его самого.Во внутреннем мире ребенок решит свою проблему. В помощь сказке для закрепления рекомендую и использую творческие техники - лепить из пластилина, рисунок красками (если агрессивное состояние - лучше мелками, карандашами). Обязательное сопровождение для родителей. Потому что, вернувшись домой вы продолжаете жить теми же правилами и привычками. Эффективности, в таком случае не предвидится. Зачем решать проблему придя к специалисту, и не меняться самим, не исправлять привычки. Симптомы могут быть сняты в первое время, а причина нет. Поэтому лечение арт терапией предусматривает выбор в пользу - принятия изменений в жизни в целом. Детям для 4 - 5 лет подходят как сказки с героями животными, предметами так и с девочками - мальчиками (принцы, короли, принцессы, феи, девочки и т.д) - так как в этом возрасте дети четко осознают Я - сам, и половую принадлежность. В этом возрасте эго очень проявлено. Еще в дополнение можно задавать наводящие вопросы от третьего лица (героя). Что бы ты сделал в его случае? - такими вопросами вы найдете и поймете где ребенка ресурс, как ему лучше выйти из ситуации, боли,травмы и т.д. Дети 6-7 лет. Герои как и у предыдущего возраста, кроме варианта малышей. Но в дополнение акцент на вопросах и самостоятельности. В этом возрасте очень хорошо задавать примером и предлагать писать самостоятельно ребенку "Свою сказку". Как это делать опишу в отдельном посте. Очень хорошо использовать в таких случаях метафорические ассоциативные карты. Детям постарше и подросткам - работа с притчами. И так же составление авторских историй. Метод письма от их личности как ничто другое - глубоко откроет все тайные комнаты подсознания. Вот такие особенности бывают в направлениях арт терапии. С любовью, Ксения Томиленко!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.