|
Как рассказать ребёнку о правилах безопасности и не внести вклад в развитие фобии?Автор статьи: Коршина Юлия Дмитриевна
Я работаю психологом в частной школе. Недавно ко мне подошла девочка 7 лет и попросила помочь ей научиться справляться с грустью и выступать на сцене (меня до сих пор поражает степень осознанности у этого ребёнка, не представляю себе, чтобы я в её возрасте сформировала такой запрос). В процессе работы стало ясно, что социальными ситуациями тревога не ограничивается. Девочка рассказала, что боится пожаров. А ещё, что её могут украсть или что брата могут украсть, что в мире есть много страшных болезней... Тревога отнимает много сил, но её сложно заснуть, потому что мысли о бедствиях приходят именно перед сном. В ходе беседы с ребёнком выяснилось, что родители часто рассказывают ей, что и где с ней может случиться. И конечно же они правы в том, что проводят беседы относительно безопасности. Современный мир такой, что без этого никак. Однако подобные беседы можно проводить по-разному. И особенно аккуратно и спокойно их нужно проводить с чувствительными, впечатлительными детьми. Ниже я описала несколько правил бесед с детьми, которые помогут вам научить детей справляться с ситуациями, а не панически их бояться и постоянно перекручивать в голове разные сценарии исходов: 1. Старайтесь делать акцент в беседе не на то, что плохого может произойти, а на то, какие есть правила безопасности. Например, детей абсолютно точно нужно учить тому, что им нельзя никуда ходить с незнакомыми взрослыми. В беседе на эту тему не надо в красках описывать, что чужие люди могут похитить и сделать больно или даже убить. Можно ограничиться фразой, что уходить с незнакомыми людьми - это небезопасно. Но очень чётко следует описать, как себя вести ребёнку в случае, если подходит чужой взрослый, что-то предлагает и просит пойти с ним. По окончании беседы можно попросить ребёнка пересказать правила или разыграть с ним сценку (это работает лучше), в которой он сможет потренировать навык отвечать незнакомым людям. 2. Обязательно расскажите детям о людях, которые помогают решить проблему, для детей очень важно знать, что они существуют. Это помогает не думать о ситуации, как о чём-то безвыходном и панически её бояться. Например, детям нужно знать, что существуют различные службы спасения и о том, как они помогают справиться с разными катастрофами. 3. О таких вещах как война, терроризм, тяжёлые заболевания, смерть лучше говорить непосредственно после того, как ребёнок сам спросит о них у вас. Подобная информация для детей дошкольного и раннего школьного возраста несколько сложна для восприятия и если нет реальной угрозы, то такие темы лучше обсуждать в случае, если сам ребёнок задаёт про них вопросы. А правила обсуждения такие же. Старайтесь делать акцент не на чудовищности событий, а на том, что можно сделать в их случае. 4. Покажите ребёнку уверенность в том, что мы можем жить с некоторой неопределенностью. Для детей, которые беспокоятся после проведённой беседы или увиденного страшного события, важно научиться справляться с неопределённостью. Мы никогда не можем знать наверняка, произойдёт ли какая-нибудь катастрофа или нет, мы не можем контролировать все факторы. Однако жизнь с постоянным беспокойством и ожиданием этих событий, возможно, не равноценна проживанию одного подобного события, но точно очень сложна. Именно поэтому вам, как взрослому, нужно показать пример того, как вы с этим справляетесь. Расскажите ребёнку, что вы тоже не знаете, произойдёт ли что-то страшное сегодня или нет. И вам тоже бывает страшно или беспокойно от этого. Но, когда вы смотрите по сторонам и понимаете, что у вас в голове просто возникли тревожные мысли, и что сейчас всё хорошо, тревога проходит и вы дальше занимаетесь своими делами. 5. Не забывайте говорить ребёнку, что, хотя те события, которые вы обсуждали, правда могут быть страшными, сейчас он в безопасности и что вы всегда будете его защищать. Для ребёнка очень важно это слышать. В этом пункте, кажется, нечего пояснять :)
В конце ещё раз хочу транслировать общую идею этой статьи: целью беседы о безопасности должно быть формирование представлений о последовательности действий или тренировка навыка, а не запугивание ребёнка. Поэтому старайтесь заранее продумать о каких методах решения проблемных ситуаций вы будете говорить с ребёнком, а также следите за состоянием ребёнка после разговора. В случае, если вы отмечаете, что обсуждаемая тема всё же как-то чрезмерно заботит ребёнка, он часто о ней говорит и высказывает переживания, а также старается избегать каких-то ситуаций, связанных с ней, - обращайтесь за помощью к специалистам! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|