Личные границы и зависимые формы контакта

Автор статьи: Раиса Коваленко

  Личные границы и зависимые формы контакта

 Тема личных границ, зависимости и созависимости, связанные темы и это то, с чем постоянно приходится соприкасаться в практике и что не теряет своей актуальности.


Недавно я прочла в сети историю из которой автор делал заключение, что есть люди, которые могут выражать агрессию прямо, а есть те кто ее выражать не могут, то есть пассивно ее проявляют. И вот последние всегда будут привлекать агрессию первых, и это естественно и закономерно. Так ли это? Буду раскрывать эту тему ниже.


Итак, есть такое понятие в психологии - казуальная атрибуция от лат. (causa - причина, atributio -приписывание).
Речь идет о феноменах восприятия.
И вот этот феномен приписывания - он предполагает интерпретацию поведения партнера -путем предположения о его мотивах, эмоциях и действиях.
Обычному распространенному поведению людей, мы чаще приписываем ситуационные мотивы ( это из-за ситуации), а нестандартному - это его особенности (личностные подразумевается).
Фундаментальная ошибка атрибуции - объяснения поведения человека личными особенностями, там где дело касалось ситуации.


Все, от сложных слов ухожу, теперь примеры.
Простыми словами, есть ситуация и в ней происходит некоторое событие.
Кто автор поступка?
Ну, например, ребенок не реагирует на пятое мамино обращение к нему. Все мамочки знают этот эффект "глухоты" в нужное время у детей, они словно отключают восприятие.
Мама срывается, ребенок плачет и обижен. Кто виноват?
Ребенок, который спровоцировал маму или мама, которая не справилась с эмоциями?
Или фоновая ситуация? Там где мама обычно могла реагировать нормально, в этот раз под фоновым напряжением не смогла не отреагировать?


******
Или такой крайний случай из жизни. Отец мой когда напивался и маму бил, и случалось это часто.
Кто автор поступка? Может она ему сказала что то не нужное, в тот момент, когда он пришел в таком состоянии, и спровоцировала?
Кстати, если честно, у меня никогда в детстве не было идеи подойти к отцу и спросить почему ты бьешь маму? Где то интуитивно я наверное чувстовала, что он найдет причины. Но, я спрашивала у мамы, почему она не уходит от отца, если этот ужас происходит регулярно и не заканчивается.
Мама говорила, мне некуда идти. Я из другого города, домой не вернусь, там еще хуже. Я маму конечно жалела. Из этих отношений я вынесла, что нужно терпеть, и агрессору прощается агрессия.
А может виноват социальный контекст, когда разводиться было не принято, было принято терпеть и не выносить "сор из избы"?


*******
Или дальше совсем уж такой пример, из практики. Изменяет один партнер другому, кто виноват? Сам партнтер? Недостаточно старался и хорош, ему так говорит его партнер. Что нужно делать? Лучше стараться. Помните про Надеяющееся "Я".
Вот еще чуть чуть постараюсь и расколдую партнера. А расколдует ли?
И правда ли виноват тот, кому изменяют?
Или виновата ситуация? Вот есть какой то внутренний конфликт у пары, который они никак не могут легализовать и проговорить, и измена результат этого конфликтов и их недостаточных навыков коммуникации?


******
Или подруга обвиняет подругу, что та ее подставила, использовав информацию, которую она тольео ей доверяла. А подруга к примеру, знает что этого не было.
Они конфликтуют очень сильно. Кто виноват?
Та что обвиняет или та что защищается? Или ситуация? Кто то же сказал первой, что информация просочилась?


******
В общем, заканчиваю с примерами. Зависимая форма - поиск виноватых.
Казуальная атрибуция - в терминах гештальттерапии, это те же проекции и когнитивные искажения, которые не проверяются, а утверждаются, плюс еще и вырванные из контекста.
Жизнь такая сложная и неоднозначная штука. Если есть событие, у каждого своя ответственность. И что с этим делать вопрос только этих двоих!
А возможно, еще и отчасти психолога, если к нему с таким обращаются и он умудряется не включиться в Карпмана, а работать с феноменами клиента.


******
И вот еще, люди все же находятся на разных организациях личности:
На невротическом уровне - человек пытается сохранять отношения, даже если в них жмет, трет и неудобно, не проговаривая неудобств, потому что не очень в контакте с собой и своими потребностями.
Здесь он чаще всего "виноват".
Пограничный уровень - это попытки на отношения нападать. А так ты меня выдержишь? Ага, выдержал. Ок! - А таким? И таким выдержишь, давай еще вот так попробую.
Такое своеобразное подтверждение, что ты меня и таким/ой будешь любить.
Здесь - другой "виноват". Мне можно что угодно, лишь бы быть собой, а ты выдерживай. Не выдержал - виноват.
У шизоидного уровня - нет слов чтобы объяснить внутренние феномены и есть склонность к самоизоляции. Коммуникация прерывается, человек рядом может испытывать вину через проекции, почему другой "уходит" в себя.


Если выходить из треугольника, у каждого своя ответственность.


Буду благодарна за отклик коллег!


Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт.


/Картинка - в тему про зависимые способы контакта./

 



Просмотров: 336
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Вопрос расстановщику. "Я словно виноват перед старшим братом..."
  • "Где?" - почему неговорящий ребенок реагирует на этот вопрос.
  • "Такой(ая), какой(ая) есть". Почему мы не меняемся?
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • "Полюби меня такой, какая я есть!.."
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Если у тебя есть сердце и рубашка, продай рубашку..."
  • Семейное. Кто "виноват" в том, что Вы не можете построить отношения? Часть 1
  • Семейное. Кто "виноват" в том, что Вы не можете построить отношения? Часть 2
  • Семейное. Кто "виноват" в том, что Вы не можете построить отношения? Часть 3
  • "А внутренний ребенок кричит вам:" Я есть!"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • "Манипуляции" Обвинением: Кто виноват и что делать :)
  • Есть ли жизнь после переедания или кто виноват и что делать?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь