|
Телесная историяАвтор статьи: Исаева Ольга
Разговариваем с Олей Барановой о ней и ее методе. «Помню в детстве, зимой, вечернее небо темное и так низко… и звезды размером с кулак… каждый ребенок мог дотянуться…» Я погружаюсь в Олину историю, стараясь представить те места, где она выросла. Северное Предуралье (…) – я могу вспомнить только школьную учительницу по географии и огромную карту на стене, где что-то там разделяли Уральские горы. «Папа – инженер, мама – учитель русского языка и литературы. Каждые три-четыре года переезд на новое место из-за папиной работы». Это мне интересно. Я люблю перемены, новые места. Понимаю, что в моей жизни переездов не так уж много было. А перемены, развороты в другом направлении – да, это и про меня тоже. «Старший ребенок в семье, где четверо детей. Папа умер, когда мне было семнадцать лет. Надо было помогать маме, заботиться о младших». Оля именно такая для меня – надежная и заботливая. На одном из занятий запомнилось ощущение от ее рук – силы, уверенности и поддержки. Очень хотелось продлить это ощущение. Жаль, что нельзя удочериться по собственному желанию. Во многом похожи наши истории. Первое образование по принципу «попробую, там посмотрю, что получится». У Оли это был юридический факультет, и затем работа в военной прокуратуре в Москве. Я в свое время поступала на прикладную математику, оставив на долгое время мечты о психологии. Дальше замужество, переезд в Минск к мужу, рождение дочери, сына. На работу вышла только через семь лет –на фирму к друзьям семьи. Такая знакомая история конца 90-х. О.И.: Оля, тогда началась твоя телесная история? О.Б.: Через несколько лет. Я уже работала психологом и проводила тренинги, когда попала на курс Баскакова по танатотерапии. Тогда впервые задумалась о своих телесных ощущениях, об осознавании своего тела и о том, какую историю оно рассказывает обо мне. Хотела понять, как это – доверять мудрости тела. Затем были еще разные тренинги. На одном из них надо было нарисовать образ своего тела и закрасить разные участки разным цветом в соответствии со своими ощущениями. Ощущения – ужасно тяжелые ноги, по 100 кг каждая, ужасно тяжелая спина. На рисунке закрашены черным цветом позвоночник и ноги. Мечта - тело просит легких ног и легкой спины. От этого и отталкивалась в дальнейшем. О.И.: Поэтому ты включила это упражнение в наш «Телесный тренинг»? О.Б.: Да, собственные телесные ощущения в данный момент времени и после работы над собой, то есть, как я хочу себя чувствовать, собственно, и определяют траекторию развития. Есть от чего оттолкнуться, и есть вИдение того, к чему хочу придти. О.И.: Давай вернемся к твоей телесной истории. Я знаю, что на обучающие семинары по работе с телом ты ездила и в Украину, и во Францию. О.Б.: Да, встреча с удивительной Натали Дроэн, знакомство с ее программой «Сакральная архитектура тела» и поездка к ней во Францию оказали большое влияние на мое развитие. Натали – глубоко верующий человек. Исходя из своих убеждений, она объясняла, что тело – это храм души, и выстраивать его надо по законам построения здания – симметрия, вертикаль, параллель. Эти же законы определяют и телесное построение: позвоночник – это вертикаль, симметрия правой и левой стороны тела, параллели уровня суставов. О.И.: Эти же принципы легли в основу и твоего метода, который ты используешь в групповой работе со своими клиентами? О.Б.: Да, для того, чтобы научиться правильно двигаться, необходимо знать законы телесного построения. Хотелось понять, как из своей телесной данности двигаться к физиологической норме. Норма – это здоровье, энергия, ресурс. Я отталкивалась от того, что тело говорит языком ощущений и образов и лучше запоминает через приятные ощущения. Тогда моя задача состоит в том, чтобы научить тело двигаться по-новому с минимумом усилий и максимальной эффективностью. И параллельно еще изучала работы Лоуэна, Фильденкраузе, Майерса, бодинамический анализ. О.И.: На своем мастер-классе ты говорила о том, что именно работа Томаса Майераса «Анатомические поезда» о свойствах соединительной ткани в организме человека помогла тебе придти к пониманию сути своей коррекционной работы с телом. О.Б.: Именно соединительная ткань в нашем организме обеспечивает пластичность движения. При резких движениях она рвется, при минимальных растягивается, и, что важно - обратно не стягивается. В каждом теле есть определенный баланс натяжения-сжатия. Если изменить баланс натяжения внутренних тканей, то тело перестроится. Задача стояла следующая: каким образом или с помощью каких практик можно достичь этого изменения. Занималась сначала самостоятельно. Когда первый раз стала пробовать делать упражнения лежа, обратила внимание на хорошее заземление и бóльшую концентрацию на телесных ощущениях. Стала замечать, что при очень легком движении пальцами рук и ног в теле происходит внутреннее движение, которое приводит к снятию напряжения, улучшению подвижности суставов и позвоночника. Здесь есть еще один важный момент: необходимо работать со всей телесной структурой. Если прорабатывать только отдельные участки, а остальные не затрагивать, баланса натяжения-сжатия достигнуть невозможно. Поэтому необходимо постоянно смещать фокус внимания. Ни одно занятие не похоже на другое. О.И.: Получается такой непрерывный творческий процесс. Как и в терапии – ни одна встреча с клиентом никогда не повторяется. И фокус внимания тоже постоянно смещается с одного аспекта на другой, но так, чтобы поддерживалась целостность клиента. В твоей работе это телесная целостность. О.Б.: И так же, как в терапии, нельзя забывать про безопасность, бережное отношение к клиенту и его истории. В моем случае – телесной истории. Безопасная работа с телесной структурой для меня означает движение только в той амплитуде, которая возможна для клиента на данный момент. Амплитуда движений увеличивается постепенно и незаметно. Это экологично по отношению к телу и очень ресурсно. В результате происходит смена двигательного стереотипа. О.И.: И если уж речь зашла о безопасности, то стоит упомянуть, что ты защитила свою авторскую методику. О.Б.: Да, но сначала написала книгу о том, как понимала на тот момент, что я делаю. Настояли те, кто ходил на занятия. Они хотели бóльшего понимания процессов, которые с ними происходят. Часто слышала от своих клиентов: «Оля, мы не понимаем, что с нами происходит, но нам здесь хорошо». И еще возникали трудности, когда приглашали на занятия своих родственников, друзей, в том, чтобы объяснить, как это работает. Тогда же родилось и название метода «Гармонизация тела». Затем уже подала документы на защиту своего проекта, провела исследование, подтвердила результаты эффективности работы и получила звание доктора философии в области психологии. О.И.: Про результаты действительно интересно. Особенно то, что изменения можно наглядно отследить по тому, как меняется рисунок стоп. О.Б.: Так как мы с клиентами работаем в зоне комфорта и с той амплитудой движения, которая возможна на данный момент, то изменения происходят постепенно и почти незаметно. В этом случае рисунок стоп в начале занятий и через 2-3 месяца наглядно показывает, как меняется двигательный стереотип. За этими изменениями в рисунке стоп стоит реальная работа всего организма. Происходит изменение в сторону баланса. А баланс в теле – это баланс в жизни. В целом жизнь человека становится более гармоничной. Легче переносятся стрессы, меньше конфликтных ситуаций происходит, появляется больше энергии, запускается процесс творческой реализации. О.И.: И это возможно в любом возрасте… О.Б.: Да, ко мне приходят на занятия и в двадцать лет, и в пятьдесят, и даже есть участники старше шестидесяти. Возраст здесь не важен. Важен интерес человека к себе, своей жизни и его готовность принимать изменения. Это должны быть люди с «исследовательским рефлексом» внутри. Для которых жизнь - это процесс исследования себя и окружающего мира через себя. *** Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|