|
Манипулирование из состояния «жертвы»Автор статьи: Антоненко Андрей Владимирович
Человеческая психика за много тысяч лет эволюции выработала множество приёмов как можно оставаться целостной и извлекать как можно больше выгоды из любого механизма адаптации. Сегодня я хотел поговорить о состоянии «жертвы» как механизме адаптации и манипуляции. Для зарисовки образа «жертвы» напишу коротенько историю. Она является сборной из нескольких реальных персонажей и рафинирована для наглядности. Персонажи вымышлены, и какое либо сходство с реальными людьми случайно. Не скажу, что для меня было в новинку понятие состояния «жертвы», её способы манипуляции и причины возникновения такого механизма поведения, но в данном случае это очень сильно и напрямую касалось меня как руководителя. Я принял на работу сотрудника. Георгий - 42 лет. Статный, слегка полноват, с гусарскими усами, общительный и чуть даже слащавый в обращении. В общем, просто штабс-капитан. Саблю на бедро, жупан на плечи да пару холопов бы позади. Ожидалось что в доминирующем женским полом коллективе вес анимуса станет больше. Но что-то пошло не так. Первым звоночком стало то, что при проверке кем-то из наших сотрудниц документов, разработанных штабс-капитаном, произошло непонимание и чудным образом дама перешла на крик, а наш штабс-капитан ретировался в свой кабинет. Он был подавлен и испуган и твердо заявил, что с дамами будет работать только через меня, ибо они (дамская часть коллектива) на него странно реагируют. С тех пор наш штабс-капитан приносил документы для женской части коллектива через мой стол. И я принимал эту игру так как срыва сроков выпуска продукции нельзя было допускать. Я понимал и становился жертвой манипуляции, но и время на воспитательные беседы тоже не имел. Почему-то сразу представлялась метафорическая картина, как идем мы группой полярников, надо успеть на вертолёт до начала бури, а эта большая детина падает и говорит «все, не могу идти». И ты понимаешь, что каждая минута — это приближение к трагедии. И тащишь ты себя уставшего, груз, дитину…а он такой тяжелый волочится по снегу и жалуется на несправедливость мироустройства. Вторым звоночком стала манера речи, в которой все чаще начали появляться вопросительные слова с нотками беспомощности типа – Я не знаю за что мне браться сейчас, сроки горят, вы руководитель, скажите, что делать? И в случае какого-либо форс мажора «жертва» дает отсыл, что это я дал указание так поступать. Со временем я начал замечать в себе, что при возникновении каких-либо спорных вопросов в коллективе я думал, как бы это решить задачу и что бы не задеть чувства нашего штабс-капитана. При возникновении срочной необходимости сделать экстразадание я рассматривал все варианты привлечения людей, но только не его. И то, что другие мои сотрудники реагируют так же тоже заметил. И да, понимаю, опытный руководитель скажете избавляйся ты от него, ибо работа не лазарет – лечить не стоит. Но ведь квалифицированный сотрудник, а поди сыщи таких на рынке труда. И получается, что в сложившемся микроклимате группы наша «жертва» стала неким центром. Какая-то часть персонала откровенно насмеивалась над ним, вторая часть бережно опекалась что бы не задеть ее чувства. «Жертва» всегда была в центре внимания. Можно сказать, уже управляла вниманием и создавала атмосферу для личного спокойствия. На этом приостановлю описание ситуации и попробую рассмотреть сам феномен «жертвы». Как говаривал старина Перлз - есть собака сверху и есть собака снизу. И собака снизу всегда побеждает. Так вот, «жертва» - это собака снизу. В некогда сложившейся жизненной ситуации была выработана жизненная стратегия выживания и достижения своих целей. Изначально «жертва» может и чувствовала дискомфорт и фрустрацию, но потом научилась обходиться со своими чувствами и даже через это управлять своей реальностью. Ребенок, который в болезни получает внимания, ласки и заботы больше чем в обычной здоровой жизни будет постоянно болезненной жертвой, будет искать сочувствия и недостающего внимания становясь жертвой болезней, насмешек, взглядов на жизнь. Вырастая такая «жертва» будет только менять ситуации, но стратегия будет такой же. Как определить, что вы встретились с «жертвой» и становитесь объектом ее манипуляции. - «жертва» в своей речи использует заискивающий тон, в котором принижает себя, свои достоинства и свою значимость. Постоянно напоминает об этом при первой же возможности. «Ну вы же начальник, куда мне принимать такие важные решения», «О, ты такой умный, я до такого не додумался бы никогда, а как мне теперь поступить», «Я такой нерешительный, у меня просто коленки дрожат, когда я об этом думаю, не то что ты. Кто кроме тебя это сделает». - Рядом с жертвой вы чувствуете состояние неловкости и необходимость взять ответственность на себя. Человек психологически как бы падает тюфяком вниз и вы понимаете, что вы его уже волочите, принимаете за него решения. Такое поведение соответствует части женского семейного образа в домострое 19 века. Такая стратегия явилась ответом патриархальному поведению и доминированию культа маскулинного мужчины как добытчика, стража семьи и принимателя всех решений. Знаете поговорку: «мужчина голова, а женщина шея. Куда шея повернёт туда голова и смотрит». Думаю вы много такого насобираете в народном фольклоре. Поэтому стратегия манипулирования через беспомощность и зависимость в некой мере социально одобряема и принимаема всеми сторонами этой игры. Не всегда человек с таким поведением реально ощущает себя жертвой, но как модель манипуляции стратегия освоена ппрофессионально. - Рядом с жертвой у вас возникает чувство раздраженности, вам хочется накричать на этого человека, проявить агрессию. Иногда вы просто чувствуете себя родителем рядом с ребенком, за которым вам надо заботится или который в беспомощном состоянии просит у вас помощи. - Человек всегда жалуется на жизнь при этом никогда не предпринимает попыток что-либо изменить. - Человек рассказывая какие либо события из жизни негативные стороны как бы смакует, описывает сочно, колоритно и в деталях как бы получая удовольствие, хотя может говорить о страшной трагедии. В данной статье не рассматривается способ помочь «жертве». В данном случае это ее проблема. Наша роль не наносить людям добро, а быть открытыми миру и вовремя определять где наша открытость может быть профессионально попользована манипуляторами. Они-то даже не воспринимают это как что-то плохое. Это их форма существования. Первое – это не вступать в игру с жертвой на ее территории. Они профессионалы и поверьте, вы проиграете. В этой игре выиграл тот, кто первый упал. А дальше по классике треугольника Карпмана. Он же «жертва», он же мучитель, он же судья. А вы всегда проигравший. В случае необходимого взаимодействия как у меня со штабс-капитаном – решением было переход в нейтральную и формальную плоскость. Мне повезло. Я могу дать должностную инструкцию и расставить субординацию. Так же в бытовой среде помогает постоянный возврат ответственности «жертве» в случае передачи ее вам. Но для этого необходим навык. Но самый верный способ – бегство. Поверьте – это не постыдная тактика. Это тоже стратегия выживания. Уж если «жертва» начала с вами манипуляции, то значит в ее мозге сложилась вся вариативность где она при любых обстоятельствах получит выгоду. И прошу. Не жалейте таких людей. Они не бедные и несчастные, это их способ взаимодействия с миром. Можно ли помочь жертве? Да, но это совершенно другой вопрос. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|