|
Как психологу эффективно развиваться в профессии и не сойти с ума?Автор статьи: Шишов Максим
Профессия психолога и психотерапевта — очень сложна. В ней мало незыблемых правил и нет четких алгоритмов, которые освещали бы специалисту путь и подсказывали, что делать в каждом конкретном случае. Каждый клиент уникален, с каждым надо построить доверительные отношения, и каждая сессия превращается в сложную творческую работу. Двигаться порой приходится на ощупь, видимых результатов может не быть или они могут проявиться спустя годы. Клиенты могут обесценивать специалиста, отыгрывать на нем свои травмы и невольно «задевать» травмы самого специалиста. Неудивительно, что психотерапии и психологическому консультированию приходится учиться всю жизнь. А сами специалисты сталкиваются со множеством трудностей: кого-то преследует страх начать свою практику, кто-то считает, что он не слишком эффективен, кто-то оказывается на грани эмоционального выгорания. Возникает вопрос, как совершенствоваться в профессии и чувствовать себя в ней комфортно? Вот несколько рекомендаций. Учиться у лучшихЕсть науки, которые можно освоить по книжкам. Можно открыть учебник, прочесть, как решаются квадратные уравнения и с успехом их решать. Можно открыть сайт с рецептами и приготовить борщ. Но психотерапии нельзя научиться по книгам, точно также как нельзя научиться по книгам общению с людьми, доверию, любви или принятию себя — весь этот опыт мы усваиваем только на примере других людей и через отношения с ними. Искусство быть психотерапевтом (или психологом, в этой статье эти слова синонимичны) — это искусство в совершенстве использовать свою личность: уметь слышать клиента и свои собственные чувства; уметь сопереживать, но не растворяться в другом; понимать, когда допустимы интервенции, а когда вмешиваться не нужно.
Помню, как мне довелось наблюдать за работой психотерапевта Павла Фролова. Это не была психотерапевтическая сессия (поэтому я и смог на ней присутствовать), это была консультация знакомых эйчар-специалистов, у которых возникали сложности с подбором персонала, но очень скоро это стало выглядеть именно как психотерапия:) Чтобы вы понимали — эйчары пришли с конкретной проблемой и ждали конкретных ответов на свои вопросы, примерно также, как некоторые клиенты ждут, что вы дадите им нужный рецепт и за одну сессию решите их проблемы. — Что не так с нашими сотрудниками? Почему они увольняются со скандалами? — сурово спрашивали эйчары. — Ага, а как выглядят эти скандалы? — проникновенно интересовался Павел. С замирающим сердцем я наблюдал, как фокус разговора от ужасных сотрудников очень быстро сместился к тому, как чувствуют себя в этой ситуации эйчары. — Они же могут шантажировать компанию, распускать про нее сплетни, — печалились эйчары. — А вы, похоже, этого очень боитесь, — кивал Павел. — Боимся, — признавали эйчары. И разговор шел про то, как эйчары транслируют свой страх и показывают, в какую точку бить обиженному сотруднику, как недоговаривают важную информацию о компании, как выстраивают у людей завышенные ожидания, словом, как сами создают проблемы, которые позже аукнутся увольнениями и скандалами.
Было невероятно круто наблюдать, как аккуратными вопросами, сочувствием, признанием того факта, что он ничего не понимает в найме сотрудников, Павел разговорил эйчаров и перевернул их мировоззрение. Если в кабинет они заходили с мыслью, «что не так с сотрудниками», то выходили с мыслями, «что мы можем начать делать по другому, чтобы не допускать таких ситуаций». Если у вас есть возможность обучаться у опытных психотерапевтов и психологов, посещать семинары, тренинги, мастер-классы, демонстрационные сессии, не упускайте эту возможность. Там важно буквально все. Что говорит специалист, и как он это делает. Как поддерживает клиента, как конфронтирует с ним, как говорит о себе и как задает вопросы. В этом опыте всё может пригодиться — забавные выражения, которые цепляются к памяти как тополиные почки к ботинкам; образы и сравнения, которые объясняют сложную идею и встраиваются в картину мира клиента; интонации, с которыми специалист затрагивает трудные темы; умение разрешить сложный конфликт — всему этому невозможно научиться по книгам, только через наблюдение за работой мастера и общение с ним. Изучать другие подходыКаждый психотерапевтический метод обладает своим взглядом на человека. Одни методы уделяют больше внимания исследованию истории клиента, другие сосредоточены на переживаниях здесь и сейчас. Одни сфокусированы на исследовании проблем и причинах их возникновения, другие на ресурсах, которые помогают человеку справиться с этими проблемами. Одни предполагают только разговорную терапию, другие ей не ограничиваются. Как следствие, знание разных подходов расширяет инструментарий специалиста и помогает ему выстраивать более эффективные терапевтические отношения с клиентом. Я очень хорошо прочувствовал это на себе, когда сменил психотерапевта. Мой первый психотерапевт работал в методе позитивной психотерапии и в тот момент, это было то, что мне нужно. Мы много разговаривали, исследовали мои проблемы и ресурсы, я получал от своего терапевта много поддержки и обратной связи, был доволен терапией и вообще полагал, что другой она быть не должна. К тому времени, когда у меня снова возникла потребность пойти на терапию, у нас с терапевтом возникло слишком много пересечений и общих знакомых, и я решил пойти к другому специалисту. Этот специалист работал в гештальт-подходе. Несмотря на то, что мы по-прежнему много разговаривали, фокус был на других вещах. Было много вопросов, как я чувствую себя в моменте, много обращений к эмоциям, которые возникали здесь и сейчас. Как-то я пожаловался на то, что не люблю, когда меня игнорируют, и психотерапевт предложил эксперимент — он начал меня игнорировать, а я должен был отслеживать эмоции. Такие эксперименты пробуждали сильные эмоции, не надо было вспоминать, что чувствовал два года назад — чувства полыхали прямо тут — бери и исследуй. До этого момента, я придерживался убеждения, что хорошо, когда специалист вскормлен и работает в одном методе — это дает целостное мировоззрение, возможность развиваться в едином ключе. Теперь я придерживаюсь мысли, что получить целостное образование в каком-то методе, конечно, хорошо, но затем его стоит дополнять знаниями и других методов. Почему? Потому что рано или поздно придет клиент, который будет плохо поддаваться, например, разговорной терапии, зато сможет раскрыться через рисунки или эксперименты. И, наоборот, будут клиенты, которые заявят: «Фигня эта ваша психодрама или арт-терапия, мне бы разговоры поговорить».
Знакомиться другими подходами особенно полезно, когда вы исчерпали возможности своего подхода. Когда терапия начинает буксовать или возникает тип клиентов, с которыми вы не знаете, что делать (и супервизия не приносит облегчения). Тогда полезно обратиться к коллегам из других методов и посмотреть, как выкручиваются они. Дополнить свой опыт их опытом. Но, пожалуй, самый главный секрет, как совершенствоваться, расти и чувствовать себя комфортно в профессии (особенно начинающим специалистам) — это не обучение у мастеров и не изучение других подходов. Как ни странно, это вообще напрямую не связано с обучением. Что же это? «Погреться» о коллегВсе мы люди. Сколько бы часов практики, личной терапии и супервизии не было за плечами, все равно случаются сложные моменты, когда необходима поддержка коллег. Особенно, это важно начинающим специалистам, которые делают первые шаги в профессии. Им кажется, что все вокруг круче них, а известные коллеги не только образец для подражания, но и постоянный повод усомниться в себе. «Кто я такой, чтобы объявлять себя психологом и принимать клиентов, когда есть НАСТОЯЩИЕ специалисты!» — наверное, каждый ловил себя на этой мысли в начале практики. И вот здесь, невероятно важна поддержка коллег, которые могут рассказать, как начинали практику, с какими сложностями столкнулись и как их преодолели.
Моя жена — психолог. Пару лет назад она выступала на конгрессе по позитивной психотерапии с докладом, как начать психологическую практику. Большая часть доклада была посвящена страхам и сомнениям новичков, которые мешают им заявить о себе и выйти на «сцену» частной практики.
Доклад был встречен с огромной благодарностью. К Наташе подходили коллеги и говорили: — Знаешь, я практикую уже больше 10 лет, но всё, что ты говорила до сих пор применимо ко мне. Я до сих пор боюсь заявлять о себе. До сих пор страдаю синдромом самозванца. Огромное облегчение узнать, что все сталкиваются с похожими проблемами: испытывают страх, начиная практику, злятся на клиентов и винятся за это, чувствуют себя бесполезными специалистами, выгорают. Возможность поделиться с коллегами трудностями, узнать, что вы не одиноки и получить поддержку дает возможность выдохнуть и двинуться дальше.
Три в одномИ, напоследок, хорошая новость. Можно совместить все три способа укрепиться в профессии и вырасти как специалист, а заодно хорошо отдохнуть. В сентябре этого года в Анапе пройдет фестиваль психологии «Пси Фест».
Пансионат, где пройдет фестиваль, расположен у моря, так что помимо профессионального роста, гарантирован и превосходный отдых. Посмотрите спикеров, даты фестиваля и отзывы о нем на сайте «Пси Феста». Если у вас не получается приехать в этом году, оставьте внизу сайта заявку на следующий год — фестиваль проходит ежегодно, вот уже в 23-й раз. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|