Рассуждения о смысле жизни

Тот, кто имеет, зачем жить,

может вынести любое как.

Ницше  

Понятие смысла жизни многозначно: его трудно определить, «нельзя пощупать»… Понятие смысла является одним из центральных понятий многих научных школ и учений. Однако, на мой взгляд, наиболее полные и практико-ориентированные концепции были предложены в рамках экзистенциальной психологии.

В своей статье мне хотелось бы наиболее подробно остановиться на концепции смысла жизни Виктора Франкла. Почему я остановилась именно на этой концепции? Дело в том, что Франкл рассматривает смысл жизни с той точки зрения, которая близка мне самой. Его книга «Человек в поисках смысла» стала для меня настоящим открытием. Я понимала, что я не просто читаю научную литературу, я читаю «учебник жизни».

Еще одна причина, по которой мне симпатизирует эта концепция, это то, в каких условиях она создавалась. Как известно, Франкл разрабатывал свою теорию в ужасных нечеловеческих условиях концентрационного лагеря. Его теория подтверждена жизнью! Он помог не только себе, но и многим другим людям, которые в последующем обращались к нему.

Согласно подходу Франкла человеком движет не стремление к равновесию или снятию напряжения, как в психоанализе, а стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни, что, напротив, приводит к возникновению внутреннего напряжения. Также он утверждает, что сомнения в существовании смысла, то есть некие кризисные состояния, свойственны только человеку и именно они отражают истинно человеческие переживания: "Только человеку дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить всю неоднозначность бытия". Что же понимается под смыслом?

Во-первых, важно отметить, что, говоря о смысле, Франкл имеет в виду не смысл жизни вообще, а конкретный  смысл жизни данной личности в конкретный момент времени в конкретной ситуации. Для разъяснения своей точки зрения Франкл приводит следующую метафору: "Постановку  вопроса   о  смысле   жизни, когда  он   задан  вообще,   можно  сравнить   с  вопросом,   заданным чемпиону  по  шахматам:  "Скажите,  учитель,  какой  самый  лучший ход в  мире?".  Просто   не  существует  такой   вещи  как  наилучший   или просто  хороший  ход,  в  отрыве  от  конкретной  игровой  ситуации, в отрыве  от  конкретной  личности  противника". Такое понимание смысла жизни предоставляет широкие возможности для использования его на практике. Ведь если воспринимать смысл жизни в отрыве от конкретной ситуации, то мы рискуем «увязнуть» в абстрактных философских размышлениях, которые достаточно трудно применить к конкретному человеку.

Таким образом, человек не должен искать абстрактного смысла жизни, а должен осуществлять свое конкретное предназначение и реализовывать конкретный смысл ситуации. А из неповторимости ситуаций вытекает уникальность и неповторимость смысла и каждого конкретного человека, который его реализует.

Все уникальные смыслы Франкл делит на три категории, которые Альфред Лэнгле назвал тремя дорогами, ведущими к смыслу:

       Ценности творчества, или "созидательные ценности" – ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях или в том, что мы даруем миру как свои творения. То есть под ценностями творчества Франкл подразумевает ценности произведения и ценности совершения поступка. Однако не стоит понимать творчество в узком смысле, ведь в данном случае ценность имеют не только произведения искусства, решающие научные открытия и великие поступки человека, но также любая деятельность человека, в которую он вкладывает частичку себя.

       Ценности переживания, которые выражаются в проявлениях нашей чувствительности по отношению к окружающему миру. К этим ценностям относятся не только проявления чувств к людям, но и переживания, вызываемые красотой природы или произведениями искусства. Франкл подчеркивает огромную значимость этих ценностей для человека, утверждая, что истинный смысл каждого момента жизни определяется именно интенсивностью переживания. В подтверждение своей мысли он приводит следующий пример: "Представьте себе истинного ценителя музыки, сидящего в концертном зале и поглощенного благородным звучанием любимой симфонии. Он охвачен таким же эмоциональным трепетом, какой испытываем мы перед лицом чистейшей красоты. Попробуем теперь спросить его в этот самый момент, имеет ли смысл его жизнь. И он обязательно ответит, что действительно стоило жить - хотя бы ради того, чтобы испытать подобный момент духовного экстаза". Таким образом, "величие жизни может быть измерено величием момента", один конкретный момент жизни человека может быть настолько для него важен, что сделает осмысленным всю его дальнейшую жизнь.

       Ценности отношения связаны с взглядом человека на факторы, ограничивающие его жизнь. Они представляют собой позицию человека по отношению к различным критическим ситуациям, которые невозможно изменить, к страданию, которое ему суждено вынести. Данная категория ценностей также крайне важна, поскольку через них человеку предоставляется последняя возможность сделать свою жизнь осмысленной: "Таким образом, даже очевидно скудное существование-существование, бедное в отношении и созидательных ценностей, и ценностей переживания, - все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей". Важно понимать, считает Франкл, что показателем того, насколько человека можно назвать состоявшемся, является его мужество, его достоинство, с которыми он переносит все страдания, все тяготы, выпавшие на его долю. Именно в страданиях проявляется вся сила, все достоинство человека, а ценности отношения приводят к пониманию того, что жизнь человека не может быть бессмысленной. Человек, пишет Франкл, "в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования. И пусть возможностей для этого у него немного - ценности отношения остаются всегда доступными для него".  Так хорошо суть ценностей отношения можно выразить следующим афоризмом Ницше:  "То, что не убивает меня, делает меня сильнее", то есть смысл страдания в том, что оно делает человека лучше.

Эти три категории смысла еще важны, поскольку определяют стратегии помощи человеку, находящемуся в кризисе, в кризисе смысла. Ведь говоря об экзистенциальном отчаянии и об экзистенциальном кризисе, Франкл в первую очередь имеет в виду состояние утраты смысла, которое он называет состоянием фрустрации стремления к смыслу, или экзистенциальным вакуумом.  Рассмотрим это понятие более подробно, так как оно является ключевым для понимания того, что представляет собой экзистенциальный кризис с точки зрения Франкла. 

Экзистенциальный вакуум – это состояние утраты смысла, чувство опустошенности и бессмысленности, которое сопровождается "внутренней пустотой". Часто экзистенциальный вакуум провялятся в чувстве скуки, как будто человек не может придумать, чем занять свободное время. Также для экзистенциального вакуума характерно чувство апатии и безразличия, которое часто мешает человеку обрести смысл. Часто фрустрация стремления к смыслу проявляется в скрытых формах и может компенсироваться различными способами, например стремлением  к  власти, жаждой денег, стремлением к удовольствию (по Франклу получение удовольствия не может быть смыслом и целью жизни, это лишь побочный продукт обретения истинного смысла).  

Каковы же причины экзистенциального вакуума? Франкл, отвечая на этот вопрос, приводит два факта, из которых, по его мнению, вытекает этиология экзистенциальго вакуума: "Во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать. Во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать". Таким образом, человек не знает ни что ему нужно делать, ни что он должен делать. Теряет ясное представление о том, чего же он хочет…

Когда человек не в состоянии справиться с состоянием экзистенциального вакуума путем обретения смысла, человек начинает хотеть то, что делают и хотят другие (такое поведение человека Франкл называет конформизмом), либо начинает делать то, что хотят от него другие, то есть "вносит свою лепту" в тоталитаризм.

Теперь, когда мы получили представление о том, что такое экзистенциальный вакуум и о причинах, его вызывающих, можно перейти к рассмотрению способов преодоления этого состояния, то есть к рассмотрению процесса поиска смысла.

Поскольку смысл – это всегда "требование момента", он всегда конкретен и неповторим, то он представляется нам как возможность ситуации. Франкл пишет, что восприятие смысла есть "осознание возможности на фоне действительности, или, проще говоря, осознание того, что можно сделать по отношению к данной ситуации". Развивая это определение Франкла, Лэнгле определяет экзистенциальный смысл как "наиболее ценную из возможностей ситуации".

Таим образом, каждая жизненная ситуация содержит в себе целый ряд потенциальных смыслов. Если человек "открыт для смыслов", то он сознательно исследует ситуацию на предмет заложенных в ней смыслов. Затем человек выбирает один из потенциальных смыслов, которые он смог "разглядеть". 

В процессе поиска смысла проводником человека является его совесть. В понимании Франкла совесть – это особый орган или интуитивная способность человека, помогающая ему выбрать из всей совокупности смыслов один истинный смысл: "Негромкий, но настойчивый голос совести, которым она "говорит" с нами, - это неоспоримый факт, переживаемый каждым. И то, что подсказывает совесть, каждый раз становится нашим ответом".

Франкл рассматривает совесть как особую творческую способность, позволяющая человеку действовать вопреки принятым в его обществе ценностям, то есть помогающая  человеку избежать конформизма и делающая его свободным. С другой стороны, совесть делает человека уникальным в том плане, что с ее помощью он обретает свой неповторимый смысл, а значит, избавляется от тоталитаризма. Таким образом, как пишет сам Франкл: "Живая, ясная и точная совесть – единственное, что дает человеку возможность сопротивляться эффектам экзистенциального вакуума – конформизму и тоталитаризму".

Однако после того как человек находит смысл ему необходимо осуществить его. Осуществление смысла – одновременно и обязанность, и потребность человека. Человек несет ответственность за осуществление своего уникального смысла, и в то же время у человека существует стремление осуществить смысл, которое подобно мотиву направляет его деятельность. Осуществление смысла – это прямой путь к осуществлению себя.

Виктор Франкл внес уникальный вклад в понимание природы экзистенциального кризиса, главной причиной которого он считал утрату смысла. Человек по своей природе стремиться к смыслу, он сознательно в каждой ситуации ищет заложенные в ней потенциальные смыслы, которые распадаются на три основные категории: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Это и есть три основных пути обретения смысла. Процесс поиска смысла направляется совестью, которая помогает  человеку сделать единственный правильный выбор из нескольких представленных альтернатив. Фрустрация стремления к смыслу приводит к появлению экзистенциального вакуума – внутреннего чувства потери смысла. Именно экзистенциальный вакуум составляет суть экзистенциального кризиса с точки зрения Франкла. Итак, природа экзистенциального кризиса такова, что человек, осознавая свою свободу и принимая ответственность за принятые решения, встречается с каким-либо препятствием на пути к реализации своего уникального смысла.



Просмотров: 600
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Человек в поисках смысла" (В. Франкл)
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Хищение "смысла". [Введение в роль "слабого звена"]
  • Смысл в жизни и жизнь без смысла.
  • "Моби Дик". История об отчаянии и кризисе смысла
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Что такое "здравый смысл" и каким должен быть смысл?
  • Иллюстрация к теме смысла, рассказ "38й"
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Доктор, я сломался": Как человеку починить человека?
  • "Где человек прощает человеку любую боль, которая бывает..."
  • Притча "Воздушный шарик" (смысл жизни, внутренняя пустота)
  • Фрагменты сессии "Потерянный смысл жизни".
  • В чем смысл жизни?) Упражнение "Сердечный отклик"
  • Зависимость в любовных отношениях или "жизнь без него теряет смысл".
  • Упражнение "Смысл жизни"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • "Читательская автобиография в жизни человека"
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Бег по кругу" - есть ли смысл?
  • Близкий человек-"пожиратель" жизни.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Работа с МАК". Расклад "Семейные ценности".
  • Зачем горевать? Какой смысл в моих страданиях? (из Цикла "Пережить горе")
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Определение смысла жизни или как прожить долгую и наполненную смыслом жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь