|
Нарциссическая любовь к страждущимАвтор статьи: Буркова Елена Викторовна
«Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!» Иисус - это образец великодушия, сын Бога, лишенный гордыни, злобы, пороков, не испытывающий страха перед лишениями и смертью, не тревожащийся о завтрашнем дне, прощающий грехи людям. Кто из нас обладает этими качествами? Таким может быть, пожалуй, либо идеалист, живущий в своём придуманном мире, либо истинно верующий, который убеждён в существовании Небесного Царства и живущий по его законам, либо психически очень сбалансированный, гармоничный человек, избавленный от внутренних противоречий или находящий им скорое разрешение. Большая часть нашего нарциссичного общества лишена этой внутренней гармонии, т.к. сегодня в тренде не быть собой, носить маски черствости, гнаться за успехом, испытывать стыд, что твоя дача скромнее, чем у соседа, давать другим оценки, вешать ярлыки. Может ли нарцисс быть великодушным, проявлять милосердие и эмпатию? Конечно, может, но по-своему. Из откровений одного нарциссичного мужчины: «Я люблю помогать страждущим, тем кто во мне нуждается. Паренька одного знакомого устроил к себе на работу, весь в долгах был, хотел покончить с собой. Можно сказать, я его спас. Никогда не забуду, как он меня благодарил. Милостыню раздаю, жертвую на благотворительность. В моём окружении много таких людей, которые во мне нуждаются. К ним ощущаю много сострадания, хочу им помочь. В этом вижу смысл для себя. Собак, кошек помещаю в приюты.» Прекрасный человек, других слов я не нахожу. Делает благие дела. Откуда же тогда тревога, страхи? Меня искренне волнует вопрос, который я ему задаю: «Вы говорите, в вашем окружении много нуждающихся. А как насчёт самодостаточных?» «Не люблю с ними общаться. Это общение даётся мне слишком тяжело, будто всё время сталкиваешься со своим стыдом. Вот, например, раньше, когда у меня были прыщи, я боялся подойти к зеркалу, не хотел видеть там себя несовершенного, фотографироваться не любил. Также и с самодостаточными друзьями. Они для меня как то зеркало, в котором отражается моя собственная ущербность. В их глазах я вижу своё плохое отражение, а глаза нуждающихся отражают меня хорошим, моя самооценка повышается. Это я сейчас понял. Раньше мне проще было обесценить своих друзей, чтобы не ощущать стыда. Я критиковал их сытый, обеспеченный образ жизни, праздность. Для меня они делились либо на серых мышей, либо на зажравшихся свиней. При таком сравнении я поднимался в собственных глазах, и другие переставали меня волновать.» «А вы сами можете быть в роли нуждающегося?» «В прошлой терапии я понимал, что нуждаюсь в своём психотерапевте, но эта нужда меня пугала. Я злился внутри себя, что вынужден от него зависеть. Потом я начал находить в нём всё больше изъянов. В конце концов, я сказал себе: "Надо сваливать из этой терапии. Понятно же, что самому терапевту нужна помощь, а он других берётся лечить. Смешно!" И ушёл.» «Другими словами, чтобы уйти, вам потребовалось найти для себя некое обоснование своему уходу, и вы обесценили психотерапевта? Таким образом, вы, по всей видимости, воспользовались привычным паттерном совладания с фрустрирующими чувствами, как и в ситуации с друзьями?» «Да, тогда мне это помогло справиться со своей злостью, обидой. Но почему-то я не почувствовал облегчения. Противоречие внутри осталось». «А в чём это противоречие?» «Тогда я ещё как Иисус сказал: "прости ему, ибо не ведает…" А потом подумал: "Сам-то я разве лучше, чем он? Утонул в своих оценочных суждениях, барахтаюсь в этом мнимом превосходстве. А по сути, я такой же, как он, как мои друзья... Почему я когда-то решил, что я особенный, что я лучше?» Вздох облегчения. Конец сессии. Напоследок притча. Жил монах, который считал себя праведником, что его миссия - наставлять других на праведный путь. Однажды он приметил игрока и пьяницу, провёл с ним беседу и сказал, что каждый раз, когда увидит его идущим пьяным из игорного дома, будет класть в назидание перед его дверью камень. Каждый раз, кладя в кучу новый камень, благочестивый чувствовал гнев на игрока и личное удовлетворение за свое праведное дело. Так продолжалось в течение десятков лет. Каждый раз, когда игрок видел благочестивого, он говорил себе: «Если бы мне понять доброту! Как этот святой трудится ради моего спасения!» Случилось так, что оба эти человека умерли в один день. Ангел прилетел, чтобы забрать душу игрока в рай. Игрок удивился и начал возражать: «Мне точно не место в раю, в отличие от праведника, который пытался меня изменить». Ангел сказал: «В действительности, монах клал в кучу камни для себя, а не для тебя. Ты в первую очередь думал о его доброте, а он старался подмечать в других лишь зло...». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|