|
Две формы присутсвияАвтор статьи: Пестов Максим Геннадьевич
Что такое присутствие? С точки зрения теории о Диалоге присутствие это полное привнесение себя в контакт, это возможность сохранять осознавание любых, даже самых "трудных" переживаний, возникающих в диадных отношениях. Это определение очень созвучно понятию присутствия в практике медитации - здесь под присутствием понимается способность просто быть, не делая ничего специального с тем, что обнаруживается в этом состоянии. Присутствие, тем не менее, может проявляться в нескольких- формах. Первая, самая понятная, разворачивается в тот момент, когда внимание полностью сосредоточено на какой-либо деятельности. Например, когда вы играете музыкальное произведение, сложность которого выходит за пределы ваших исполнительских способностей. Или выполняете любое действие, не ставшее автоматизмом. Другими словами, эта форма присутствия требует включенности в то или иное событие. Подобная форма присутствия порождает то, что можно охарактеризовать как психологическую двойственность, наподобие той, что существует в буддизме, но на более глубоком онтологическом уровне. Психологическая двойственность поддерживает иллюзию того, что наше переживание удовольствия принадлежит объекту, с которым мы вступаем в отношения, а не нам самим. В этой ситуации мы обьективируем качества нашей внутренней реальности и придаем им характер внешне существующих событий, от которых в последствии начинаем зависеть. И это существенно меняет условия повседневного бытия - не мы начинаем контролировать эмоциональное состояние, но оно управляет нами. Поэтому одна из основных задач как психотерапии, так и буддистской практики состоит в том, чтобы приучить свой собственный ум. Вторая форма присутствия отличается от первой тем, что к состоянию включенности присовокупляется осознавание этой включенности. В самом деле, человек может быть полностью поглощен какой либо деятельности и при этом не отдавать себе в этом отчет. Например, всю жизнь бороться с ветряными мельницами или исповедывать идеи, давным давно потерявшие актуальность. Осознанность в этом случае позволяет разлепить исполнителя и его деятельность. Тогда присутствие приобретает очень важную характеристику - оно позволяет свидетельствовать о происходящем, не вовлекаясь в него. Этот сдвиг перспективы приобретает огромное значение в вопросах саморегуляции, поскольку позволяет преодолеть обусловленность сознания тем, что всего лишь является его содержимым. А разве есть у сознания еще что либо помимо его объекта, спросите вы? В обычном состоянии ума мы ассоциированы с тем документальным фильмом, который прокручивается внутри черепной коробки. Самая привычная опора для самости находится внутри того, что связано с желаниями. Субъект в привычном понимании это всегда субъект желающий. Если обнаружить желание, но не вовлекаться сразу в его удовлетворение, а пребывать в наблюдении за ним, можно обнаружить иное основание для утверждения субъектности. Разумеется, это может быть очень необычный опыт. С другой стороны, мы желаем что-то, но не знаем, почему желаем именно это, поскольку, как известно, наши желания принадлежат Другому. Тогда как присутствие второго рода не имеет подобной обусловленности и опирается на самое себя. Присутствие как особая экзистенциальная позиция не синонимична равнодушию и отстраненности; как раз наоборот, она позволяет вместить в опыт больший объем переживательного процесса - как если бы мы могли всякий раз дочитывать новую книгу до конца, а не бросать ее на второй странице, поскольку автор дурак и не лечится.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|