|
Она про меня распускает слухи..(Заметки практического психолога)Автор статьи: Кий Наталья Михайловна
Взаимодействуя много лет с девиантными подростками, часто встречалась с ситуацией драк, агрессии, внутригруппового насилия среди девочек-подростков, причиной которых выступало распространение о ком- то из сверстниц нелестных слухов, обидной и оскорбительной информации. Помятуя главный принцип: « Учить жизни подростка все равно, что купать рыбу», мы придумали интерактивное занятие, которое наглядно подводит детскую группу к мысли, что сплетни - это не слишком достоверный источник. Проводили мы подобные занятия в учебных группах, где уже были случаи вербальных столкновений и физических « разборок» на почве порочащей информации о ее членах, распространяемой по школе. Примерная схема занятия ( урока) сложилась в результате многократных повторений. После объявления темы, подросткам предлагался эксперимент: 5 человек выходили за дверь. Психолог озвучивал группе информацию, которую необходимо было передать по цепочке, сохранив смысл и логику высказывания. При этом, делалась установка на запоминание, неоднократно повторялась фраза, применялись мнемонические приёмы по более эффективному запоминанию ( информация разбивалась на смысловые куски). Фразу мы меняли неоднократно, но наиболее часто использовалась следующая: «Я капитан, вы лейтенант, слушайте мою команду. Завтра в 10 часов будет солнечное затмение. Если будет хорошая погода, то выстройте солдат на плацу, будем наблюдать это редкое явление природы. Если погода будет плохая, оставьте их в казарме, наблюдать будет нечего». После этого приглашённые подростки по цепочке передавали вслух эту информацию каждому из пяти, вышедших за дверь. Каждому психолог давал установку на точное воспроизведение и запоминание. Он обращался к входившему с фразой: «Петя, у нас по школе гуляет инфа. Запомни ее и передай другому». Класс наблюдал за неизменным постепенным искажением фразы, обычно это сопровождалось смехом. Сотни раз мы проводили этот эксперимент и никогда! (За редким исключением ) информация не сохранилась полностью. Наиболее смешные перевертыши запомнились: «Завтра будет дождь и я генерал». Фраза: «Ксюша просила передать, что она будет ждать тебя в парке на скамейке в 3 часа, и принеси с собой учебник английского языка», превратившаяся в перл: «В классе украли учебник по физике», вызвала долго не утихающий хохот класса. Затем подросткам предлагалась игра по передаче невербальной информации ( жестами в колонне, стоя в затылок друг другу). Игра шла в двух командах, и одна со смехом наблюдала, как искажалась инфа в другой. В конце упражнения психолог проводила « психологическое зеркало», когда сопоставлялись информация и сплетня, что вызывало искреннее недоумение ребят, вроде бы простой жест, все старались запомнить и передать, а на выходе он искажался до неузнаваемости. Запомнился комментарий Сони, 16 лет, состоящей на учёте в ОДН, имеющей неоднократные приводы именно за агрессию к сверстницам, организацию коллективных избиений. Приводим дословно: «Кто- то брякнет, что Танюха на дискаче была в новом прикиде и круто выглядела, а передадут, что она на всех вешалась». Заканчивалось занятие стихотворением С. Маршака про осла и его хозяев. Слова: «Как поживаешь, мой маленький друг, слушай поменьше, что мелят вокруг..» звучали закономерными выводом- сплетням нельзя доверять. И, что немаловажно, подростки сами делают этот вывод. Такое веселое занятие работает лучше, чем перечисление статей УКР РФ и КоАП РФ об ответсвенности за нанесение телесных повреждений - пропадает сама мотивация реагирования на сплетни. Это эффективней. И веселей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|