Заходим с Машей в автобус, ехать пару остановку, мы стоим. Рядом сидит мужчина сильно в годах. Блин, ну никак не могу привыкнуть что нет у нас никаких общепринятых форм обращений друг к другу кроме как мужчина, женщина, девушка, молодой человек. Поэтому да - мужчина в годах, весьма социально одобряемо выглядит. И тут он обращается к Маше: «Красавица, как тебя зовут?» и прикасается к ее плечу рукой, как бы призывая обернуться к нему. Маша молчит. Все это занимает доли секунды. Когда я вижу, что его рука снова поднимается, чтобы повторить похлопывание по плечу, я спокойно и твердо говорю ему: «Она не хочет с вами разговаривать, не надо ее трогать и говорить с ней». Он обиженным тоном продолжает «А почему не хочет? А с вами хочет?», при этом пытаясь продолжить разговор и с Машей. Я повторяю те же слова тем же тоном. Какое-то время продолжает попытки, выходит на следующей остановке.
Ситуация простая, обыденная. Казалось бы, ну что тут такого – захотел пожилой человек сыницировать простигосподи smalltalk. Ну да, еще с тактильным вкраплением. Ну что трудно поддержать разговор и быть вежливым? Вот от этой обыденности еще больше не по себе: в нашей культуре мы только начинаем нащупывать свои границы, а детям часто вообще в них отказывают.
Мне кажется по сей день существует такая концепция «старших надо уважать» или «старших надо слушаться, не перечить, не спорить». Т е речь даже похоже не столько об уважении, сколько о послушании. При чем часто послушании из страха. Т е будто послушное поведение и есть уважение. На мой взгляд уважение – это способность видеть другого человека таким какой он есть, что-то сродни принятию. Поэтому уважение никак не может коррелировать с какой бы тони было характеристикой, и уж тем более не зависящей от человека - возраст, пол, цвет кожи и т п. Мы можем не разделять поведение и взгляды человека, но продолжать уважительно к нему относиться.
Мне кажется, что дети до сих пор одни и самых дискриминируемых в нашем обществе. Несмотря на мнение о существовании так называемого современного «культа ребенка». К ним запросто можно относиться, нарушая их границы, даже не интересуясь как им это. И это вполне себе легально. Есть сончас в саду – значит надо спать, ну и что ты не хочешь; в школе хочешь выйти – подними руку и отпросись; обращайся к взрослым на вы, а ты при этом «ты»; если взрослый говорит, будь добр услышь его с первого раза и сделай так, как он говорит. Мы часто требуем от них (пусть даже иногда вынужденно) слушаться (читай подчиняться), не принимая во внимание их чувств в этот момент. Мы даже на их собственный день рождения желаем им слушаться маму и папу. Наши просьбы часто суть приказы.
Это все как будто бы мелочи, но они очень хорошо демонстрируют отношение к детям как к каким-то «недочеловекам». И это очень важные «мелочи» и только замечая их, делая тем самым реальными, мы имеем шанс что-то в этом изменить.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.