|
Спящая красавица, или застывшая женственностьАвтор статьи: Павловская Гражина Чеславовна
"Спящая красавица" как женская сказка У колыбели возникают 7 фей-дарительниц, и 8-я, "забытая" и потому озлобившаяся. Динамику всего сюжета держит конфликт молодой и старой женской энергии. Это
Как видим, тройственная структура противостояния сохранена, как часто и происходит в сказочных сюжетах.
"...когда гости уселись за стол, дверь отворилась, и вошла старая фея - восьмая по счету, - которую забыли позвать на праздник. А забыли ее позвать потому, что уже более пятидесяти лет она не выходила из своей башни, и все думали, что она умерла".
Пророчество старой феи было жестоким: "принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрет". Если помнить, что веретено - мужской символ - то, судя по всему, старая фея передает страх перед мужчинами, установку на то, что мужчина - агрессор. Или - шире - что мир опасен. Нарушив целостность, он способен убить... Интересно, что в другом месте сказки вновь возникает "невинная" часть злой феи - старушка, которая мирно прядет пряжу на верху башни. - Пряду пряжу, дитя мое, - ответила старушка, даже не догадываясь о том, что говорит с принцессой"... То есть, образ этот амбивалентный, но постоянно в нем одно - старая женская энергия. И часто в реальности мать (или кто-то из старших женщин рода) выступает в этой амбивалентности: с одной стороны, "опасайся мужчин"/"другие вон сколько зарабатывают и всего достигли", а с другой - "когда ты уже замуж выйдешь, внуков бы"/"живи как все нормальные женщины, куда лезешь".... Расколдовывание, или пробуждение от сна В этой сказке есть интересная деталь: "В какие-нибудь четверть часа вокруг ограды замка выросло столько деревьев..., столько колючего кустарника... - и все это так тесно переплелось ветвями, что никто не мог бы пробраться сквозь такую чащу..." Думаю, это явная отсылка к бессознательному. То есть, вот это замирание, когда пророчество осуществилось в подростковом возрасте принцессы - получен первый травмирующий опыт, и она "засыпает" - в бессознательное погружается и само "пророчество", и факт бездействия, и не осознается страх перед жизнью... В реальности это выглядит как апатия, откладывание на потом, списывание бездействия и нежелания даже развлекаться на плохое настроение, собственную интровертированность, обстоятельства и что угодно. В роли прекрасного принца, которого даже издали магически притягивают крыши заколдованного замка, мне видится мужская часть нашей героини - спящей красавицы. Как происходит "замирание" женственности в реальности? Часто женщина становится "мужиком в юбке", считая себя сильной и не уступая ни пяди земли мужчине - из чувства самосохранения и компенсируя страх довериться.
"Принц шел один. Никому из его свиты не удалось догнать его: деревья, пропустив принца, сразу же сомкнулись за его спиной, а кусты опять переплелись ветвями. Это могло испугать кого угодно, но принц был молод и смел. К тому же ему так хотелось разбудить прекрасную принцессу, что он и думать забыл обо всякой опасности..." Я видела женщин-бойцов, которые отважно шли в терапию. Этот опыт непростой, он правда может отпугнуть, но только не ту, которая устала "быть мужчиной" или "быть одной"... "Принц невольно закрыл глаза: красота ее так сияла, что даже золото вокруг нее казалось тусклым и бледным. Он тихо приблизился и опустился перед ней на колени". Как произошло исцеление? Принц УВИДЕЛ. И занял в физическом пространстве место, равное по отношению к лежащей принцессе. Кстати, поцелуя у Шарля Перро не было, и этот вариант мне отзывается глубиной и мудростью. Чтобы случился "алхимический брак", воссоединение мужской и женской частей внутри личности, они должны быть познаны ("Они разговаривали целых четыре часа и не успели сказать даже половины того, что хотели"). И здесь уже, в этом диалоге, появляется место для коррекции установок, касающихся женственности: "...влюбленный принц, разумеется, ни слова не сказал ей о том, что фасон ее платья вышел из моды по крайней мере сто лет назад и что такие рукава и воротники не носят со времен его прапрабабушки". На языке реальности это о том, что представления о женственности у самой "проснувшейся" женщины могут оказаться явно нереалистичными. Например: "И что, я теперь вся такая девочка-девочка - ресницами хлопать?!" Или как-то иначе. Просто в опыте нет этого умения быть с мужчиной без ощущения ущербности. Или быть в мужском мире сбалансированно, без гонки за достижениями и соперничества, тайного или явного... Если есть желание поделиться конструктивными мыслями, буду рада вашему отклику! :) А если у вас есть ощущение "сна" и вот этого "вполсилы", буду рада оказать профессиональную помощь! Мой скайп: +375 29 6675292
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|