Психологические метафоры

Cо времен Рене Декарта принято считать, что причина поведения лежит внутри человека. Ученые знали об этой позиции долгое время, но только ко второй половине XX века она получила красивую форму — «когнитивную метафору». Когнитивная революция 60-х годов, объединившая придерживавшихся разделения тела и души, сравнила людей с компьютерами. Согласно метафоре когнитивистов, наш мозг принимает и обрабатывает частицы «информации», вычисляет и решает что делать, а затем сообщает телу, какие действия совершать дальше. Эта метафора укоренилась в массовой культуре и выглядит единственно возможной. Вот ее распространенная форма:


Психологические метафоры


Мейнстримная психология предполагает, что «понять людей» означает «знать, что происходит на каждом этапе обработки информации». Эти процессы происходят в мозге, соответственно, когнитивисты настаивают, что мы не поймем поведение человека, пока не узнаем, как мозг «обрабатывает» информацию. Когнитивная метафора может выглядеть правдоподобной, но ее почетный статус может препятствовать поиску новых взглядов на поведение и прогрессу психологии как науки.

Позвольте привести пример, который кажется безобидным и привычным. Я иду по улице, когда мой мозг или глаза «заметили» автомобиль, быстро движущийся в мою сторону. Когнитивные процессы (или эго, или процессы мозга, или я, или дух, или разум) вычисляют (или принимают решение, или интуитивно чувствуют), что автомобиль собьет меня. Это размышление активирует мускулы, и я убегаю с дороги, что бы не попасть под машину.

В этом примере есть три ключевых момента:

 это решение или вычисление находится «внутри» человека, даже если предполагается его автоматичность;

  • решение или вычисление происходит в реальном времени (соответственно, говорить о нем также нужно в терминах событий в реальном времени, из-за чего может потребоваться ввести микрособытия);
  • решение или вычисление происходит в относительно неизменной внутренней среде, которая имеет дело с новыми данными, но сама не меняется.

Оспорить эти идеи непросто и некоторые ученые работали над этим всю свою жизнь. «Оспорить идеи» не означает «приводить логические доводы и доказательства против них», но «показать способ смотреть на поведение иначе». Альтернативы идеям когнитивной метафоры изложены ниже:

  • решения не «проявляются» в действиях — они и есть действия;
  • опыт меняет нас, поэтому каждый раз среда сталкивается с новым организмом, который реагирует на нее иначе потому, что изменился под действием прошлых воздействий;
  • мы действуем мгновенно без необходимости вычислять каждую микросекунду.

В совокупности эти идеи можно назвать контекстуальной метафорой. С точки зрения контекстуальной метафоры нет неизменного потока информации и скрытого под кожей компьютера, а есть постоянно меняющиеся в процессе взаимодействия контекст и организм. Я хочу проиллюстрировать контекстуальный подход до стыдного низкотехнологичной метафорой. Никаких компьютеров и машин для обработки информации, прошу отнестись к этому с пониманием. Я попрошу вас представить удары по куску пластилина.

Я не утверждаю, что наше поведение контролируется пластилином или что под кожей люди сделаны из пластилина, но метафора пластилина поможет мне показать разницу когнитивной и контекстуальной метафор.

  • Представьте шар из мастики или пластилина. Он ведет себя определенным образом — плавно катится вниз по прямой линии (если наклон ровный). 
  • Если вы закрутите его, то он будет плавно вращаться некоторое время. Если вы нанесете на него воду, то она убежит.
  • Теперь, представьте, что пластилину нанесли пару незначительных ударов. На нем появились несколько серьезных вмятин. И вот, о чудо, его поведение изменилось, причем немедленно. Если вы поместите его на склон, то он не будет катиться вообще, либо будет неуклюже соскальзывать вниз.
  • Если вы закрутите его, то он быстро остановится. Если вы нанесете на него воду, то часть воды задержится в свежих вмятинах.

Мы бы не сказали, что после удара (бывший) шар пластилина вычисляет свою новую форму, вычисляет наклон и участвующие силы, а затем, в соответствии с вычислениями, заставляет себя неуклюже соскальзывать по склону. Сложно представить, как бы он обрабатывал информацию об ударах, создавал и запоминал когнитивные репрезентации или модель своей новой формы, а затем использовал эти репрезентации или модель, чтобы решить как он будет катиться.

Легче представить, что разрушительный удар изменил само содержание пластилинового шара, поэтому, когда мы кладем его на склон, (бывший) шар просто катится по-другому и делает это немедленно. Ему не нужно думать о движении или вычислять что-либо. Его структура изменилась, и новое поведение происходит без какого-либо планирования или размышления.

Мы не говорим, что в пластилине есть область хранения, которая запоминает форму и тип вмятин, и что эти воспоминания затем используют для вычисления всех будущих действий. Если мы все же захотим упомянуть запоминание, то скажем, что структурные изменения и есть запоминание.

Человеческая активность, безусловно, сложнее поведения пластилина, но этот низкотехнологичный пример хорошо иллюстрирует контекстуальную метафору. Когнитивисты предлагают мыслить об отдельных и неизменных частях объекта или организма, хранящих и обрабатывающих репрезентации того, что только что произошло, чтобы спланировать следующий ход. Контекстуальный подход акцентирует внимание на изменении организма под действием опыта и том, как этот опыт становится основной для последующих решений. Если вы не можете понять, что происходит внутри организма — посмотрите на мир вокруг него.

Оригинал: How to rethink mental illness: the human contexts behind the labelsБернарда Герина.



Просмотров: 310
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Что происходит, если бороться с самим собой или тень разума...
  • Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Как понять другого или что определяет наше поведение
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Почему со мной происходит то, что происходит или, что я чувствую к миру?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • «Что делать?» или «Что происходит?»
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Быть или не быть? Что делать если не получается принять решение
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Если друг оказался вдруг... или, что делать, если Лучшая подруга стала бывшей.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Как быть и что делать если у вас в семье появился инвалид или тяжело больной.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь