Слова, опускающие на дно

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, замечательный детский психолог, описывает исследование Гинтаса Валицкаса, которое было проведено много лет назад в московской школе. Оно было посвящено влиянию слов, обращаемых к ребенку со стороны взрослых и сверстников, на его поведение. Психолог присутствовал на уроках в 1-2-х классах и фиксировал, сколько раз и какими словами учитель обращается к двоечникам и к отличникам. Учителю было сказано, что психолог изучает поведение детей. Результаты удивили специалиста.

Оказалось, что к каждому отличнику учитель обращался в течение дня в среднем 23 раза со словами одобрения: «Молодец!», «Как всегда, отлично!», «Берите с него пример», «Я знаю, что ты все выучил», - и всего 1-2 раза с замечаниями.

К двоечникам, наоборот, учитель обращался с положительными или нейтральными словами 0-1 раз в день, а с критическими замечаниями в среднем 25 раз в день: «Опять ты!», «Когда же ты наконец!», «Никуда не годится!», «Просто не знаю, что с тобой делать!».

Негативное отношение к двоечникам высказывали и одноклассники: на переменах, обступив психолога и с интересом слушая его, они начинали прогонять подходивших двоечников со словами: «Тебе сюда нельзя! Ты плохой!».

Таким образом ребенок (двоечник) в течение каждого дня по 25 раз слышал от взрослых (учителей) и от своих сверстников, что он плохой. В исследовании упускается история домашнего воспитания: какими словами и действиями родители «поощряют» детей, чье поведение или школьная успеваемость отличаются от принятой и желаемой нормы.

Не удивительно, что исследование, продолжившееся в колонии для несовершеннолетних правонарушителей, показало, что 98% подростков, оказавшихся в колонии, начиная с первых классов школы, не принимались как сверстниками, так и учителями.

Попробуйте представить себя в роли тех детей. Ни дома, ни в школе вы никому не нужны. Вы приходите домой на вас не смотрят и не замечают, в школе, в лучшем случае, сторонятся. Вас называют тупым, отстающим, клоуном, вас прогоняют, не хотят с вами играть и сидеть за одной партой, стоять рядом в строю … все, что вы делаете оценивается, как «плохо» или «ужасно».

Происходит так называемая стигматизация – навешивание ярлыка от которого практически невозможно избавиться. В таких условиях тотального непринятия ребенку ничего не остается, как смириться и стать таким, каким его видят окружающие.  

Много позже коллеги по работе или друзья, знакомые, муж, жена, дети, постаревшие родители будут удивляться: «Надо же, какой эгоистичный, злой, агрессивный, безжалостный, с таким холодным сердцем». Но никто никогда даже не задумается, что причина лежит не в генах (похож на отца или мать) и не в болезнях (возможно, к тому времени будет приобретено много психосоматических заболеваний), а всего лишь в том, что кто-то когда-то поставил клеймо, которое подхватили другие. Тогда не кому было протянуть руку помощи и остановить разрушающую душу лавину непринятия. Сегодня все может измениться. Сегодня есть вы как для других, ваши знакомых и близких, так и для себя самого, если все вышесказанное напоминает вам вашу историю.

Что делать? Снимите навешанные ярлыки и посмотрите на мир другими глазами.

Вы знаете, что нужно для этого сделать?

 

 



Просмотров: 287
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Какими словами родители убивают ребенка?
  • Я хороший. Я плохой. Простыми словами о полярностях
  • #7. О психотерапии простыми словами. Психолог, психотерапевт, психиатр
  • Учитель. Ученик. Родители. Психолог
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Как мы сами программируем себя словами
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Я так много всего знаю!
  • Почитание отца, которого не было рядом?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Стань таким, как я хочу. Но меня принимай таким, какой я есть!
  • Стань таким, как я хочу! И прими меня таким, какой я есть!
  • Исследования. День, которого не было.
  • "Не обращай внимание" - говорим мы своему ребенку. Что стоит за этими простыми словами?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Международный день отца - как это было
  • # 5. О психотерапии простыми словами. История из жизни: виновата болезнь
  • #6. О психотерапии простыми словами. История из жизни: почините мне ребенка.
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Твоё завтра будет таким же,как твое сегодня!
  • Устраняем аноргазмию. Что делать, если никогда не было сексуального желания?
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь