|
Слова, опускающие на дноАвтор статьи: Литвякова Ольга Станиславовна
Юлия Борисовна Гиппенрейтер, замечательный детский психолог, описывает исследование Гинтаса Валицкаса, которое было проведено много лет назад в московской школе. Оно было посвящено влиянию слов, обращаемых к ребенку со стороны взрослых и сверстников, на его поведение. Психолог присутствовал на уроках в 1-2-х классах и фиксировал, сколько раз и какими словами учитель обращается к двоечникам и к отличникам. Учителю было сказано, что психолог изучает поведение детей. Результаты удивили специалиста. Оказалось, что к каждому отличнику учитель обращался в течение дня в среднем 23 раза со словами одобрения: «Молодец!», «Как всегда, отлично!», «Берите с него пример», «Я знаю, что ты все выучил», - и всего 1-2 раза с замечаниями. К двоечникам, наоборот, учитель обращался с положительными или нейтральными словами 0-1 раз в день, а с критическими замечаниями в среднем 25 раз в день: «Опять ты!», «Когда же ты наконец!», «Никуда не годится!», «Просто не знаю, что с тобой делать!». Негативное отношение к двоечникам высказывали и одноклассники: на переменах, обступив психолога и с интересом слушая его, они начинали прогонять подходивших двоечников со словами: «Тебе сюда нельзя! Ты плохой!». Таким образом ребенок (двоечник) в течение каждого дня по 25 раз слышал от взрослых (учителей) и от своих сверстников, что он плохой. В исследовании упускается история домашнего воспитания: какими словами и действиями родители «поощряют» детей, чье поведение или школьная успеваемость отличаются от принятой и желаемой нормы. Не удивительно, что исследование, продолжившееся в колонии для несовершеннолетних правонарушителей, показало, что 98% подростков, оказавшихся в колонии, начиная с первых классов школы, не принимались как сверстниками, так и учителями. Попробуйте представить себя в роли тех детей. Ни дома, ни в школе вы никому не нужны. Вы приходите домой на вас не смотрят и не замечают, в школе, в лучшем случае, сторонятся. Вас называют тупым, отстающим, клоуном, вас прогоняют, не хотят с вами играть и сидеть за одной партой, стоять рядом в строю … все, что вы делаете оценивается, как «плохо» или «ужасно». Происходит так называемая стигматизация – навешивание ярлыка от которого практически невозможно избавиться. В таких условиях тотального непринятия ребенку ничего не остается, как смириться и стать таким, каким его видят окружающие. Много позже коллеги по работе или друзья, знакомые, муж, жена, дети, постаревшие родители будут удивляться: «Надо же, какой эгоистичный, злой, агрессивный, безжалостный, с таким холодным сердцем». Но никто никогда даже не задумается, что причина лежит не в генах (похож на отца или мать) и не в болезнях (возможно, к тому времени будет приобретено много психосоматических заболеваний), а всего лишь в том, что кто-то когда-то поставил клеймо, которое подхватили другие. Тогда не кому было протянуть руку помощи и остановить разрушающую душу лавину непринятия. Сегодня все может измениться. Сегодня есть вы как для других, ваши знакомых и близких, так и для себя самого, если все вышесказанное напоминает вам вашу историю. Что делать? Снимите навешанные ярлыки и посмотрите на мир другими глазами. Вы знаете, что нужно для этого сделать?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|