|
Низкая самооценка. Когнитивно-поведенческий взгляд на проблемуАвтор статьи: Эльвира Мартинкевич
Как-то прочла: "...не бывает низкой самооценки..." Возникло желание изложить четкую позицию когнитивно - поведенческого подхода по этому вопросу. Излагаю. Низкая самооценка с точки зрения когнитивно-поведенческого подхода - это отрицательное самоощущение. В ее основе лежат негативные убеждения о себе. Эти убеждения могут быть выражены открыто : "Я бесполезен", "Я ничего не значу", "Я неудачница". Или это может быть скрытое чувство неадекватности или никчемности, которое трудно выразить словами. Она не является ни эмоциональным расстройством, ни расстройством личности, скорее - элементом многих различных трудностей и проблем. Связь между низкой самооценкой и трудностью может быть различна: - Низкая самооценка может быть одним из аспектов проблемы, которая возникает после успешного ее решения (например, низкая самооценка как признак депрессии). - Может быть следствием других проблем. Например, общая потеря уверенности в себе в результате длительной тревоги. Опять же, помощь в решении основной проблемы часто восстанавливает самооценку. - Низкая самооценка может выступать в качестве фактора уязвимости для других проблем (например, депрессии, расстройств пищевого поведения, социальной тревоги). В этих случаях решение существующей проблемы без учета лежащего в ее основе негативного чувства собственного «Я» может сделать людей уязвимыми для будущих трудностей. Здесь важно, чтобы решалась именно проблема низкой самооценки. МОДЕЛЬ НИЗКОЙ САМООЦЕНКИ: КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ? Жизненный опыт приводит нас к определенным УБЕЖДЕНИЯМ о себе, других и мире. Основываясь на этих убеждениях, мы разрабатываем стратегии и принципы для жизни (так называемые "правила жизни"). Например, Эрика, чьи родители не хвалили ее, всегда ожидали большего, считала себя «недостаточно хорошей». Других она считала критичными и требовательными, а жизнь — конкурентной средой. Чтобы скрыть свои недостатки, избежать критики и чувствовать себя достаточно хорошей и компетентной, она взяла за правило чрезвычайно напряженно работать и избегать ситуаций, в которых она сомневалась в своей способности достичь совершенства. Это ПРАВИЛО выражалось в ее убеждениях: "Я всегда должна трудиться на 110%", "Если я буду упорно работать, меня не будут критиковать" , "Лучше не пытаться, чем потерпеть неудачу". Пока она могла действовать в соответствии с этим правилом, все было хорошо, несмотря на скрытое ощущение опасности и беспокойства. Так правила жизни Эрики позволяли ей поддерживать свою самооценку до тех пор, пока соблюдались условия этих правил. Однако проблемы возникают, если человек сталкивается с ситуацией, когда условия убеждений либо НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ (в этом нет сомнений), либо МОГУТ не выполняться (результат неопределенный). У Эрики возникали трудности, если по какой-то причине она не могла выполнить свои обычные требования работать на 110% или не могла избежать ситуаций, которые, как она опасалась, будут за пределами ее возможностей. Когда результат неопределенный, то реакция тревожная. Активизируются глубинные убеждения (например, «Я неудачница», «Я некомпетентная»). Они вызывают негативные прогнозы (например, "Я все испорчу") и симптомы тревоги. Симптомы тревоги в свою очередь также могут порождать негативные прогнозы (например, "Я растеряюсь, я проиграю"). Кроме того, люди часто прибегают к избеганию, защитному ПОВЕДЕНИЮ, которое не позволяет опровергнуть эти негативные прогнозы, получить альтернативный опыт, создает ощущение "близкого поражения", даже если ситуация складывается хорошо. Тревожные переживания могут действительно нарушить нашу производительность (например,нам трудно принять решение, трудно размышлять, трудно концентрировать внимание, трудно запоминать). А даже кажущиеся положительными результаты могут быть проигнорированы или обесценены, а не использованы для переоценки негативных перспектив. Так собственные негативные убеждения подтверждаются. Самокритичное мышление и безнадежность в свою очередь влияют на настроение. Оно падает. А подавленное настроение в свою очередь гарантирует, что негативное самоощущение и негативные прогнозы остаются активными. Цикл замкнулся. Так поддерживается низкая самооценка. КРАТКО О ПОМОЩИ В процессе когнитивно - поведенческой терапии помощь в первую очередь направлена на нарушение регулярных процессов подкрепления, обучение человека распознавать, подвергать сомнению и тестировать негативные автоматические мысли, характерные для его конкретной ситуации. Это происходит с помощью когнитивных и поведенческих техник. В это же время начинается работа по формированию более сбалансированного самоощущения, например, путем мониторинга положительных качеств и обучения относиться к себе как к личности, достойной уважения и заботы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|