Низкая самооценка. Когнитивно-поведенческий взгляд на проблему

Автор статьи: Эльвира Мартинкевич

Как-то прочла: "...не бывает низкой самооценки..." Возникло желание изложить четкую позицию когнитивно - поведенческого подхода по этому вопросу. Излагаю.

Низкая самооценка с точки зрения когнитивно-поведенческого подхода - это отрицательное самоощущение. В ее основе лежат негативные убеждения о себе. Эти убеждения могут быть выражены открыто : "Я бесполезен", "Я ничего не значу", "Я неудачница". Или это может быть скрытое чувство неадекватности или никчемности, которое трудно выразить словами.

Она не является ни эмоциональным расстройством, ни расстройством личности, скорее - элементом многих различных трудностей и проблем. Связь между низкой самооценкой и трудностью может быть различна:

- Низкая самооценка может быть одним из аспектов проблемы, которая возникает после успешного ее решения (например, низкая самооценка как признак депрессии).

 - Может быть следствием других проблем. Например, общая потеря уверенности в себе в результате длительной тревоги. Опять же, помощь в решении основной проблемы часто восстанавливает самооценку.

 - Низкая самооценка может выступать в качестве фактора уязвимости для других проблем (например, депрессии, расстройств пищевого поведения, социальной тревоги). В этих случаях решение существующей проблемы без учета лежащего в ее основе негативного чувства собственного «Я» может сделать людей уязвимыми для будущих трудностей. Здесь важно, чтобы решалась именно проблема низкой самооценки.

МОДЕЛЬ  НИЗКОЙ  САМООЦЕНКИ: КАК  ЭТО  ВЫГЛЯДИТ?

Жизненный опыт приводит нас к определенным УБЕЖДЕНИЯМ о себе, других и мире. Основываясь на этих убеждениях, мы разрабатываем стратегии и принципы для жизни (так называемые "правила жизни").

Например, Эрика, чьи родители не хвалили ее, всегда ожидали большего, считала себя «недостаточно хорошей». Других она считала критичными и требовательными, а жизнь — конкурентной средой. Чтобы скрыть свои недостатки, избежать критики и чувствовать себя достаточно хорошей и компетентной, она взяла за правило чрезвычайно напряженно работать и избегать ситуаций, в которых она сомневалась в своей способности достичь совершенства.

Это ПРАВИЛО выражалось в ее убеждениях: "Я всегда должна трудиться на 110%", "Если я буду упорно работать, меня не будут критиковать" , "Лучше не пытаться, чем потерпеть неудачу".

Пока она могла действовать в соответствии с этим правилом, все было хорошо, несмотря на скрытое ощущение опасности и беспокойства. Так правила жизни Эрики позволяли ей поддерживать свою самооценку до тех пор, пока соблюдались условия этих правил.

Однако проблемы возникают, если человек сталкивается с ситуацией, когда условия убеждений либо НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ (в этом нет сомнений), либо МОГУТ не выполняться (результат неопределенный). У Эрики возникали трудности, если по какой-то причине она не могла выполнить свои обычные требования работать на 110%  или не могла избежать ситуаций, которые, как она опасалась, будут за пределами ее возможностей.

Когда результат неопределенный, то реакция тревожная. Активизируются глубинные убеждения (например, «Я неудачница», «Я некомпетентная»). Они вызывают негативные прогнозы (например, "Я все испорчу") и симптомы тревоги. Симптомы тревоги в свою очередь также могут порождать негативные прогнозы (например, "Я растеряюсь, я проиграю"). Кроме того, люди часто прибегают к избеганию, защитному ПОВЕДЕНИЮ, которое не позволяет опровергнуть эти негативные  прогнозы, получить альтернативный опыт, создает ощущение "близкого поражения", даже если ситуация складывается хорошо.

Тревожные переживания могут действительно нарушить нашу производительность (например,нам  трудно принять решение, трудно размышлять, трудно концентрировать внимание, трудно запоминать). А даже кажущиеся положительными результаты могут быть проигнорированы или обесценены, а не использованы для переоценки негативных перспектив.

Так собственные негативные убеждения подтверждаются. Самокритичное мышление и безнадежность в свою очередь влияют на настроение. Оно  падает. А подавленное настроение в свою очередь гарантирует, что негативное самоощущение и негативные прогнозы остаются активными. Цикл замкнулся. Так поддерживается низкая самооценка.

КРАТКО О ПОМОЩИ

В процессе когнитивно - поведенческой терапии помощь в первую очередь направлена на нарушение регулярных процессов подкрепления, обучение человека распознавать, подвергать сомнению и тестировать негативные автоматические мысли, характерные для его конкретной ситуации. Это происходит с помощью когнитивных и поведенческих техник. В это же время начинается работа по формированию более сбалансированного самоощущения, например, путем мониторинга положительных качеств и обучения относиться к себе как к личности, достойной уважения и заботы.

 



Просмотров: 301
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как негативные убеждения "убивают" лучшую жизнь?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Когда САМОоценка становится оценкой "Других"...
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Негативные чувства. Почему они "негативные"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Онкопсихолог: "Вопросы к врачу не могут быть глупыми и неважными!"
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Пограничная" романтика: трудно быть нарциссом?
  • Общий ответ на вопрос "Как прокачать свою дисциплину, если с ней проблемы"?
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Отпускаем негативные мысли. Методика "Листья в реке".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь