|
ДуховностьАвтор статьи: Грингут Константин Эдуардович
О духовности сейчас говорят все: от политических и религиозных деятелей, до домохозяек и чуть ли не гопников. Причем, все считают духовность чем-то очень важным, первоочередным, ценным. Но вот если задаться вопросом, что именно подразумевается под этим словом, то выходит конфуз. Определений нет, объяснений тоже нет. Кто-то приравнивает духовность к религиозности. Кто-то сводит ее к любой умственной или творческой деятельности. Но чаще все даже такого определения добиться невозможно. "Ну как, вы не понимаете?" - с наездом, подразумевающим, что вопрошающий, как минимум, безграмотный дикарь - самое вероятное, что можно услышать. Чуть позже я объясню причину подобной реакции, а сейчас хочу дать это самое определение духовности, разумеется, как я ее понимаю. Каждый человек в течение своей жизни хотя бы иногда испытывает состояния, выходящие за пределы обыденности. Эти состояния могут быть очень необычны и впечатляющи: переживание единства с миром, невыносимого блаженства, беспредельной силы и нерушимости например, а могут и не быть какими-то особенными: тихая радость, глубокое спокойствие, неподдельный интерес и любознательность, вспышка ясности в чем-то, предвкушение чего-то нового, чувство тайны, или красоты... Общее в этих состояниях то, что в них жизнь не воспринимается как обыденность. Любое из этих состояний дает жизни в этот момент качество насыщенности, истинности, реальности. Испытывание этих состояний, стремление к ним, памятование о них, все, что приводит к их более частому и интенсивному проявлению - это я и называю духовностью. Просто, правда? Как-то даже слишком просто, скажет кто-нибудь. И верно, ведь мы привыкли представлять духовность как что-то особенное, доступное не каждому, а тут - простое культивирование обычных в общем-то, естественных состояний. И вот тут мы подходим к открытию, которое может как ободрить, так и напугать. То, что мы обычно думаем о духовности, то, что обычно о ней говорят последователи самых разных духовных течений - все это великая ложь. Первая ложь состоит в том, что достичь духовных переживаний трудно. Нужно быть подвижником, отречься от мира - говорят одни. Нужно практиковать и развиваться многие жизни, миллионы лет - говорят другие. И даже те, кто смеется над ними и говорит, что все намного проще, не нужно много жизней, хватит нескольких лет - даже они считают духовность чем-то особенно крутым, элитарным, недоступным простому обывателю. Все совершенно не так! Чтобы получить духовные переживания, почти совсем не нужно усилий. Мало того, что они приходят зачастую сами, в самый неожиданный момент, так еще и существует множество способов вызвать их по желанию, и гораздо быстрее, чем за годы. Если кто-то придет ко мне с целью получить мистический опыт - я могу гарантировать, что он его получит, и уйдет на это не более получаса. Это не фокус, на самом деле, ты можешь получить его и без меня. Существуют разные способы медитации и трансовые техники, существует способ воссоздания переживания из прошлого, существует сущностная трансформация, описанная в НЛП, существуют телесные и дыхательные методы, существует, наконец, прямая передача состояния через отождествление с тем, кто его испытывает. Все это легко и быстро, и, главное, эффективно. Но почему же так мало людей этим пользуются, даже зная эти методы? Вот на этот вопрос я долго не мог получить ответа. Но ответ оказался таким же, до безобразия простым. Люди не делают этого, потому что им это не нужно. Что толку испытать, пусть даже очень приятное состояние, если оно не дает никакого выигрыша в гонке за первенство среди себе подобных? Просто прикольное развлечение, можно покайфовать раз-другой, но постоянно-то зачем? Есть в жизни вещи и поважнее. Если духовные переживания получаются легко - они оказываются в одной категории с походом в кино или на пляж. Не интересно. Но духовные вожди нашли выход из положения! Что если объявить духовность очень труднодостижимой, а тех, кто ее достигает - героями? Так, чтобы никто даже и подумать не смел, что его радость или спокойствие настоящие и что-то значат, если он не отсидел двадцать лет в позе лотоса. И даже если отсидел - его опыт, конечно, выше опыта среднего человека, но совершенно ничтожен рядом с опытом Гуру. Чтобы никто не смог проверить - описания должны быть как можно более обобщенными и туманными, состоящими из напыщенных слов, значения которых никто не знает: "трансцендентальный", "божественный", "брахман", "нирвана", "просветление", "откровение", и прилагательных в превосходной степени, которые в принципе не проверяемы: "высочайший", "абсолютный". Впрочем, ученикам и не захочется проверять. Ведь, подрывая авторитет учителя, они бы и сами опустились до уровня обычных людей, и даже ниже - обманутых лохов. Поэтому они всегда будут воспевать своего гуру и его величайшее в мире учение (как вариант - своего бога и его церковь), и закрывать глаза на все недостатки и противоречия. Только так они могут получать то, зачем пришли - чувство собственного превосходства. Вторая ложь вытекает из первой, и говорит о том, что духовные переживания сами по себе обладают большой ценностью, и что цель духовности - в обретении новых и новых переживаний. Если ты сейчас пролистал вверх и сравнил это с моим собственным определением духовности, то ты прав: они очень похожи. Но есть нюанс. Да, духовность состоит в культивировании духовных (озаренных, сущностных и тд) состояний. Но это - средство, а не цель. Если считать переживания конечной целью, то самый простой путь - это наркотики. Они действительно дают практически полную гамму этих самых переживаний, и совершенно без усилий. И любой духовный или психологический метод, применяемый с целью получения переживаний, становится таким же наркотиком. Да, они не так разрушительны, как правило, но настолько же бесполезны. Человек ловит глюки, или кайф, и единственное, что он от этого получает - это пузыристые впечатления, и осознание себя крутым, познавшим, или познающим Истину. А чтобы не потерять такое самосознание, требуются новые порции впечатлений-переживаний. Причем, как и в случае с наркотиками, "доза" должна постоянно увеличиваться. Ведь экзальтация и "вау-эффект" сопровождают переживание только в силу его новизны. Потом к нему привыкаешь, оно становится обычным (хоть и не обыденным), и впечатлений становится меньше, нужно найти что-то новое. Именно об этом говорят практикующие, когда жалуются на то, что не могут вернуть однажды испытанных переживаний. Экзальтацию и острые ощущения они, как правило, не могут вернуть, а переживание-то вполне доступно, но уже без этих спецэффектов. Только кому оно без них интересно? Так в чем же настоящая цель духовности? Я считаю, что она - в преобразовании жизни. В том, чтобы жить более интересно, иметь больше сил на реализацию своих желаний, меньше страдать, и соответственно, меньше причинять страдания. Как результат - может быть, жить подольше и поздоровее. Может быть, открывать и создавать что-то новое для себя и мира. Просто и обыкновенно, без героизма, без мистики. Простое человеческое счастье. О нем многие говорят, только без духовных состояний, без их проникновения и интеграции в жизнь, эти слова - пустой звук. Для простого счастья нужна духовность. Без нее никак. И если ставишь своей целью изменить к лучшему свою жизнь - то у тебя есть простые и ясные критерии, и тебе уже не нужно ориентироваться на впечатления от переживаний, и не нужно думать о сложности и крутости их обретения. Крутым ты будешь - в жизни, в обычных житейских делах, которые будут у тебя получаться намного лучше и эффективнее, благодаря интеграции в жизнь твоей духовности. И это правильный расклад: вовне - крутость, внутри - счастье. Не наоборот. Ну что ж, кажется, объяснять, почему духовные люди не хотят определять слово "духовность", уже нет необходимости? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|