|
«Не могу жениться. Или не хочу?»Автор статьи: Рябова Виктория Борисовна
Денису – 33 года. На заре далекой юности он был женат, ровно 2 месяца. После этого брака была череда встреч, которые по большому счету и отношениями назвать сложно. Все они закончились расставанием. После долгих раздумий, как признался мне сам клиент, он пришел на консультацию.
Денис: — Мой папа всегда говорит: «В отношениях нужно сразу показать – кто главный». Я показываю, и она сразу понимает, что главная – ОНА. Я: — Что Вы чувствуете сейчас, когда понимаете, что череда связей ни разу не переросла в отношения? Денис: — Я себе напоминаю Илью Муромца (мне тоже 33), который сидит на печи, а встать не может. Вроде все есть: руки, ноги, голова, да и силушку богатырскую чувствую. А пойти в отношения не могу. Внутри какая-то пустота. Я предлагаю клиенту из колоды метафорических ассоциативных карт – мы работаем с колодой «Сценарии в действии» — выбрать карту этого состояния. Прошу Дениса рассказать о ней.
— Маникен разбитый, пустой внутри. Он много раз собирал себя в кучу, поднимался, делал несколько шагов навстречу прекрасной даме, потом почему-то падал, разбивался, и так несколько раз подряд. Сейчас уже сил нет подниматься. Ждет, что кто-то придет и поднимет его, соберет в кучу, приведет в порядок. Я: — Хорошо. Ситуацию здесь и сейчас прояснили. Отложим пока эту карту. А Вы расскажите, на какое растение, оружие, украшение, посуду, животное, погоду и предмет Вы похожи, когда ухаживаете за девушкой? Не буду подробно описывать эту технику. Скажу, к чему пришли. Ту часть Дениса, которая ухаживает за девушками, зовут Арлекин. Для нее Денис нашел карту «голого мужчины в шляпе». Есть еще одна, неосознаваемая часть, которая участвует в этом процессе. Ее Денис назвал Дайвер.
— Теперь у нас есть три карты-персонажа ситуации. Видит ли Арлекин Маникен и Дайвера? Денис: — Маникен не видит совсем. Про Дайвера знает, но к нему безразличен, с ним не общается. Я: — А Дайвер видит Маникен и Арлекина? Денис: — Дайвера Маникен раздражает. Он отмахивается от него, даже попинать хочет, он отвлекает его от поиска жемчуга. Об Арлекине знает, но он ему безразличен, общаться с ним не собирается. Я: — А что с Маникеном? Денис: — Чувствует себя голым, нелепым, неуместным. Ему сложно повернуться к людям лицом, стыдно. Над ним все смеются. Время от времени его заставляют поворачиваться лицом к людям. Тогда над ним начинают издеваться. А когда над ним издеваются, он не может не уйти, не отвернуться. Он должен так стоять, когда его так позорят. Отвернуться (но не уйти), он может, только когда к нему пропадает интерес или когда разрешат, типа пока можешь спиной постоять. Но когда позовем – чтобы был как штык! Я: — Что ему можно делать, а что нельзя? По каким правилам он живет? Денис: — Арлекин — «мальчик для битья». Он должен делать то, что ему говорят. Всем плевать на его чувства. Он превратился в робота, выключил все свои чувства, чтобы не было больно. Когда отворачивается – плачет. Когда поворачивается – должен улыбаться, за слезы можно получить по шее. Арлекин считает, что он ЧМО. С хорошими людьми так не поступают. Все окружающие люди – хорошие, и имеют право над ним издеваться. Арлекин зашуган, ждет нападения и кроме этого не думает ни о чем. Противостоять этому нападению не может, не имеет права. Я: — История Арлекина как-то связана с Вами? Денис: — Да, это точная копия моих отношений с отцом. Он человек с большим чувством юмора, только юмор у него чернее черного. В детстве он часто выставлял меня на посмешище, и я не мог никуда уйти, пока он не закончит свое шоу. Потом меня «отпускали» и звали опять, когда папе хотелось покрасоваться, и ругать он меня любил прилюдно с издевками: «У всех дети, как дети, а у нас дебилушка, Иванушка-дурачок». Вся компания с удовольствием втягивалась в мое критиканство. Я: — Теперь перейдем к Дайверу – он какой? Денис: — Он красивый в широком понимании этого слова. Свободный. Ловкий. Грациозный. Смелый. Увлеченный своим делом. Когда находит жемчужину — несет ее людям. Относится к себе хорошо. Не считает себя лучше или хуже других. Со своими талантами и способностями. К другим людям относится хорошо. Может спокойно тусить с ними на вечеринках, петь песни под гитару, читать стихи. А в душе одинок. У него есть свой дом: небольшой, уютный, чистый. Но он там один. От этого немного грустно. Дайвер никого в дом не приглашает, не зовет. Он этот дом держит в тайне. Ему становится очень неловко, когда к нему кто-то приходит. На улице с другими людьми он может быть самим собой, а дома он начинает угождать, не знает, в какой угол рассадить, что подать, чем развлечь. Он должен произвести впечатление, сделать все, чтобы им понравилось и они остались. Но на самом деле Дайверу не хочется ни угодничать, ни оставлять их у себя дома. Сильно Дайвера напрягает, что неизвестно, чем угождать и зачем. Я: — А эта история как связана с Вашей жизнью? Денис: — В доме всегда был культ отца, да и сейчас остается. Жизнь была подчинена жизни папы. Папа придет с работы, должно быть все чисто, убрано, и все должны улыбаться. Говорить только то, что хочет слышать папа. А что он хочет слышать – неизвестно. Если что-то будет «не так», то папа или уйдет, или будет демонстративно молчать, или профессионально стебаться. Мог еще пафосно сказать: «Ты мне не сын».Мама почему-то всегда перекладывала ответственность за благополучие папы, если что-то шло плохо – виноват я. Я: — Вернемся к карте Арлекина. Что случилось в его жизни, что он стал так себя чувствовать и так себя вести? Возьмите карту из колоды «По моему хотению» взакрытую.
Денис: — Его очень сильно испугали. Если он не будет делать то, что от него требуют, его съедят. На самом деле он не хочет ничего плохого. Он шел мимо дерева, услышал, что птицы кричат, залез покормить и поиграть с ними. Прилетела птица, решила, что он хочет с ее птенцами сделать что-то плохое. Стала его пугать и запретила двигаться вообще: «Можешь только стоять и выполнять мои приказания». Я: — Что чувствует Арлекин в этой ситуации? Денис: — Он зажат в угол, ему страшно. С птицей воевать бесполезно, она сильнее. Слезть с дерева – тоже страшно. Во-первых, можно свалиться. Во-вторых, птица в спину заклюет. Я: — Было ли что-то похожее в Вашей жизни? Денис: — Я очень хорошо помню, как залез в мамину косметичку, которая стояла на туалетном столике и случайно разбил какую-то фигню. Мама влетела в комнату с криком: «Убить тебя за это мало!» Мне было очень страшно, я оцепенел, стоял застывшим, а потом начал двигаться спиной к двери. Я: — Теперь давайте найдем для Арлекина ресурсы, которые ему помогут справиться с этой ситуацией с птицей. Какой ресурс он недооценил?
Денис: — Агрессию. Агрессия – это форма защиты. Когда на тебя открыто нападают, ответить тем же – нормально. Арлекин может сказать другим людям: «Что во мне вызывает у вас такое беспокойство, что вы на меня бросаетесь? Я стою перед вами голый, за пазухой у меня ничего нет. Но если вы решили, что я для вас опасен, смысла отговаривать нет, тогда и у меня нет никакого смысла стоять перед вами голым». Я: — Что сейчас происходит с Арлекином? Денис: — Он оделся, повернулся лицом к людям. Когда люди увидели его одетым и услышали, что он может говорить очень разумно, то перестали агрессивничать в его сторону. Я: — Следующий ресурс, который Арлекин переоценил.
— Он переоценил, что со всем справится сам. В детстве, когда я просил помощи у родителей, мне обычно отвечали: «Да это же фигня, справишься сам». Если Арлекин видит, что «клюют» — зови на помощь, есть люди, готовые помочь. Нужно посмотреть вокруг и увидеть этих людей. Я: — И что теперь происходит с Арлекином? Денис: — Арлекин оглядывается по сторонам и идет к другим людям. Я: — И третий ресурс, сознательно подавленный.
— Творчество, креативность. Неординарность, необычность. Я все время хочу быть «правильным», делать то, что от меня ждут другие люди. Арлекин поворачивается к людям со словами: «Не ждали?» Но без злобы, а с юмором. Поворачивается не тогда, когда от него этого ждут, а сам. Затем спокойно одевается и идет по своим делам. Я: — Перейдем к Дайверу. Что случилось в его жизни, что он перестал пускать в дом людей?
— На этой карте я похож на девушку! Я: — Сейчас это неважно. Нам интересна история, связанная с этой картинкой. Денис: — Мужчина с волшебной дудочкой уходит и не обращает внимания на девушку, которая идет за ним. А она очень хочет, чтобы он остался, пошел с ней в ее дом. Но он так увлечен звуками своей дудочки, что ничего вокруг не замечает. Я: — А что будет, если он все же окажется в ее доме? Денис: — Она будет суетиться, пытаться ему угодить, стараться ему понравиться. Двоякое впечатление. С другой стороны, ей совершенно не хочется угождать. Этот мужчина слишком занят собой и своей дудочкой, и чтобы удержать его, перед ним надо все время «танцевать». Он мало обращает на нее внимания, мимолетно. Она не знает, когда и что ему ударит в голову, и он опять пойдет за звуками своей дудочки. Не он своей жизнью управляет, а она (дудочка) им. Я: — Эта история напоминает, что–то из Вашей жизни? Денис: — Очень. Отец часто уходил из дома. Когда психовал. Ненадолго. Самое большое — на три дня к своей маме. Чтобы он никуда не уходил, мама заставляла меня перед ним прыгать. Носить чай, показывать свои подделки, петь, танцевать. «Посмотри, Коленька, что наш Денисик умеет!» Мне очень хотелось, чтобы папа остался и никуда не уходил, но мне очень не хотелось перед ним разыгрывать эти цирковые представления. Тем более, что бы я ни делал, рано или поздно он все равно уходил. Я: — Давайте Дайверу дадим ресурсы. Какой ресурс он недооценил в этой ситуации?
— Кроме этого мужчины, есть другие люди. Они тоже играют на дудочках, но не для себя, а для других. Их жизнью управляют не дудочки, а они сами. Дайверу надо обернуться по сторонам и увидеть таких людей, пойти к ним. Я: — Что сейчас меняется у Дайвера? Денис: — Девушка с этим ресурсом идет к другим людям, которые собрались на поляне перед большим красивым домом, и веселятся. Но она оглядывается на мужчину с дудочкой, вернуться к нему желания нет. Просто беспокоится, что с ним может что-то случиться. Она хочет знать, что с ним ничего плохого не случится, что он не упадет и не умрет в одиночестве. Я: — Мне кажется, что дудочка о нем позаботится, не даст ему упасть. Если его не будет, то играть на ней будет некому. Она его ведет туда, куда он должен прийти. Денис: — Теперь все хорошо. Девушка идет к людям на поляне. Она успокоилась. Ей немного грустно, что у мужчины с дудочкой своя «тусня». Но она на этом не циклится. Ей интересна компания на поляне. Я: — Следующий ресурс, который она переоценила.
— Родители всегда много внимания уделяли моему внешнему виду, в том числе и стройному телу. А отец часто говорил, что бабам от мужика нужен только хороший секс, и на нем можно удержать любую красотку. Внешний вид и секс – это, конечно, важно, но без головы – бесполезные вещи. Общаются все-таки с головой. У девушки (и у Дайвера) есть и красивое тело, и умная голова. Я: - Что сейчас меняется у девушки и у Дайвера? Денис: — У них появляется чувство собственного достоинства. Девушка идет к людям уверенно. Это внутренняя уверенность обращает на себя внимание. Я: - И третий ресурс, подавленный.
— И Дайвер, и девушка боятся, что если другие увидят эту внутреннюю силу, то все разбегутся в разные стороны. И они (Дайвер и девушка) останутся с этой силой одни. В детстве мы играли в какую-то игру, где надо было выкрикивать слова. Мама сделала мне замечание, что я слишком громко кричу. Я возмутился: «Остальные тоже орут!» Но мама сказала, что у других тихий голос, а у меня звонкий и сильный и, если я буду продолжать кричать также, то все разбегутся. Девушке и Дайверу неинтересны люди, которые боятся их силы. Им нужны люди, равные им по силе. Я: — Что теперь происходит с девушкой? Денис: — Она идет в центр круга на поляне. Начинает танцевать сначала сама, а потом выбирает себе партнера, равного себе, и они танцуют вместе. Я: — Конечно, у маленького Арлекина и Дайвера таких ресурсов не было, и они никак не могли изменить свою жизнь. Но теперь, когда они выросли и имеют эти ресурсы, что меняется в отношении между этими тремя картами (Арлекином, Дайвером и Маникеном)? Денис: — Арлекин и Дайвер познакомились, начинают общаться. Они видят Маникен, и договариваются между собой, что Арлекин будет отвечать за внешний вид Маникена, его движения, научит его двигаться с достоинством. Еще Арлекин отвечает за «голову»: остроумие и быстроту реакций. А Дайвер отвечает за внутренний мир, наполненность, самоценность. Арлекин и Дайвер подходят к Маникену, поднимают его, приводят в порядок и все вместе идут к выходу из этой клетки, где лежат Маникен. Там, за дверью, много солнца и людей. Я: — Что важного и ценного было для Вас в сегодняшней работе? Денис: — Я четко осознал свое поведение в отношениях с женщинами. Я для них мальчик для битья, готов делать все, чтобы они остались, но при этом долго продолжать эти отношения, а тем более жениться – не хочу. Не хочу «танцевать» под их дудку все время. Но теперь, когда у меня есть эти ресурсы, для меня простые и доступные, меня уже заинтересовали другие женщины, на которых я раньше не обращал внимания. Я сейчас как раз думаю о них, и сам себе удивляюсь, почему раньше я их не видел?! Вот такая история. Когда мы начинаем отношения, мы автоматически, бессознательно, повторяем стереотип своих детско-родительских отношений. Просто потому, что другого опыта нет. И для того, чтобы изменить этот стереотип, надо сначала его осознать, как мы сделали с Денисом, а потом выработать новый, собственный эффективный способ общения, основанный на своих же ресурсах. Небольшое дополнение от меня: сделать три шага к счастливым отношениям, увидеть, кто вы в отношениях - слуга или госпожа (слуга или хозяин) поможет моя авторская трансформационная игра "Три класса школы отношений". Подробнее тут: https://www.psyoffice.ru/training.php?id=52037
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|